Чем ИИ может быть полезен в госуправлении? Мнения участников рынка
Единая цифровая платформа «ГосТех»
Основным инструментом цифровой трансформации госуправления стала платформа «ГосТех», облачное решение для создания государственных цифровых сервисов и информационных систем для федеральных и региональных органов власти, а также бизнеса с единой средой разработки и маркетплейсом, с возможностью переиспользования компонентов. На сегодняшний день, согласно указу президента РФ, с помощью «ГосТеха» должны создаваться все федеральные и региональные информационные системы, за исключением ГИС, обрабатывающих гостайну, тайну следствия и судопроизводства, а также в области обороны.

Инструменты цифровизации госуправления
Представляя на ВЭФ-2024 нацпроект «Экономика данных», заместитель председателя правительства РФ – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко отметил высокие темпы роста цифровизации госуправления: за последние 10 лет количество пользователей «Госуслуг» выросло с 5 млн до 110 млн человек. На сегодняшний день в электронном виде пользователям доступны более 1,6 тысяч государственных услуг.
С 2023 года реализуется новый подход к оказанию госуслуг — сервисы по принципу «жизненных ситуаций». «Жизненные ситуации» — это модели наиболее распространенных событий, с которыми сталкиваются пользователи: например, переезд, оформление опеки, зачисление ребенка в школу. Сервисы работают, исходя не из функций государственного органа, а из потребностей пользователей. Услуги, оказание которых необходимо в той или иной жизненной ситуации, объединяются в комплекс. Благодаря этому значительно сократились и количество очных визитов граждан в МФЦ (в 2,2 раза), и количество документов, которые необходимо было оформить и предоставить (почти в 10 раз).
Цифровизация госуправления в России: взгляд участников рынка

Как оценивают процесс цифровизации госсектора участники отрасли?
Алексей Журавлёв, заместитель генерального директора группы Arenadata по работе с госструктурами, отметил, что цифровизация госуправления в России на текущий момент значительно продвинулась, особенно в области создания цифровых платформ, электронных услуг и систем поддержки принятия решений.
— Государственные органы активно внедряют отечественные решения, включая системы управления большими данными и платформы для автоматизации документооборота, — сказал Журавлев.
Среди основных достижений Алексей Журавлев назвал создание единых государственных информационных систем, развитие инфраструктуры данных и переход к платформенным моделям управления. В то же время для полного раскрытия потенциала цифровизации, по его мнению, необходимо обеспечить эффективное использование накопленных данных и их применение в аналитических и прогнозных целях.
Игорь Лейпи, директор управления по работе с государственными организациями и госхолдингами группы Softline, считает, что степень цифровизации госуправления в России «находится на достаточно высоком уровне, но далека от идеала». На протяжении десятков лет, отмечает Игорь Лейпи, информатизация в стране строилась в основном на продуктах западных вендоров, и говорить о том, что отечественные продукты сейчас смогли закрыть все задачи, которые раньше покрывали мировые ИТ-лидеры, преждевременно.
— У ряда заказчиков, особенно из числа силовых структур, сохраняется разрыв между большим количеством сервисов без целевой архитектуры, с одной стороны, и реальной, базовой потребностью функциональных задач сотрудников «на земле», с другой, — говорит Игорь Лейпи. — Тем не менее в России проделана большая работа. Цифровизация уже заметно упростила доступ граждан к ключевым госуслугам и снизила нагрузку на административный ресурс. А в портфеле нашей компании есть целая группа решений для госсектора, которые нисколько не уступают западным аналогам.
Алексей Козырев, вице-президент, директор департамента управления программой «ГосТех», считает главным вызовом и основной точкой роста в цифровизации госуправления применение искусственного интеллекта.
— Искусственный интеллект — сквозная технология, которая встраивается во все сферы экономики, повышая их эффективность, внедряется и в повседневную жизнь, и в бизнес, и в государственное управление. Функции на основе ИИ-технологий востребованы в госуправлении, а также в таких отраслях, как образование, здравоохранение, транспорт и другие.
Искусственный интеллект в государственном управлении: сферы применения
Год за годом ИИ входит в число ведущих ИТ-трендов. Технологии на основе ИИ признают мощным ресурсом для повышения эффективности бизнес-процессов и предназначают им важную роль в цифровой трансформации госсектора.
В 2024 году Президент России Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Среди национальных целей — «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». Достижение к 2030 году цифровой зрелости государственного и муниципального управления предполагает, в том числе, внедрение технологий искусственного интеллекта.
ИИ-технологии способствуют повышению эффективности государственных услуг, улучшению здравоохранения, развитию образования, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и улучшению экологической ситуации. Инновации в этих областях позволяют значительно улучшить качество жизни граждан, оптимизировать работу государственных служб и повысить эффективность управления городскими и сельскими территориями. Это особенно важно в условиях динамичного развития технологий и растущих ожиданий граждан.
В топ региональных запросов на применение искусственного интеллекта вошли: внедрение больших языковых моделей для обработки, маршрутизации, классификации обращений граждан и подготовки ответов на них; чат-боты и помощники госслужащего для работы с актуальной федеральной и региональной нормативной базой.
В декабре 2024 года на «Госуслугах» запустили бета-версию цифрового помощника с российским ИИ. Робот Макс использует две российские генеративные языковые модели на конкурентной основе. Как рассказывают в Минцифры, Макс научился давать точные ответы без лишней информации, отвечать на несложные вопросы и учитывать ситуацию пользователя, создавать пошаговые инструкции под конкретный запрос и учитывать контекст: диалог с ним напоминает живое общение.
В области государственного управления, как и во многих других, одна из основных сфер применения искусственного интеллекта — автоматизация рутинных процессов. Прежде всего это обработка документов и обращений граждан. Как отмечает Игорь Лейпи (Softline), технологии ИИ успешно применяются также при автоматизации закупочной деятельности госструктур и интеграции данных из информационных систем различных государственных организаций и ведомств.
Согласно опыту Softline, силовые структуры используют решения на основе ИИ для планирования материальных ресурсов структуры снабжения и поддержки принятия решений в выполнении «боевых» задач. Большинство заказчиков компании в секторе государственных силовых структур внедрили ИИ хотя бы в некоторые функции своих процессов.
— В госсекторе востребованы решения, которые позволяют получать результаты, сопоставимые или превосходящие интеллектуальную деятельность человека — в смысловом и интеллектуальном поиске, извлечении атрибутов, фактов, кластеризации, в сравнении и выявлении схожих объектов, в ведении и генерации диалога, формировании ответов на вопросы, в построении структуры, в экспертизе ценности источника информации, прогнозировании и так далее, — говорят в Softline. — Возможности ИИ ограничены только стандартами и требованиями информационной безопасности.
Специалисты Arenadata отмечают, что в госуправлении ИИ все чаще применяют для автоматизации рутинных процессов, аналитики данных и поддержки принятия решений. В число наиболее востребованных направлений эксперты компании включают: анализ больших данных для прогнозирования и моделирования различных сценариев (экономических, социальных, экологических); оптимизацию распределения государственных ресурсов на основе аналитики больших данных; мониторинг и анализ рисков в различных отраслях (здравоохранение, образование, социальная защита); персонализацию государственных услуг для граждан за счёт использования предиктивных моделей.
— При этом важнейшую роль играет наличие высокопроизводительных аналитических СУБД, которые позволяют накапливать историю взаимодействий и формировать так называемые озёра данных (Data Lakes), обеспечивая основу для обучения моделей ИИ на данных конкретной организации, — подчеркивает Алексей Журавлёв, заместитель генерального директора группы Arenadata — Подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) позволяет использовать эти данные для генерации точных и актуальных аналитических решений, что повышает качество государственного управления.
«Ростелеком» активно использует разработки с применением технологий искусственного интеллекта. Ярким примером может служить работа искусственной нейронной сети для обработки видеопотоков из аудиторий, в которых участники выпускных школьных экзаменов сдают ЕГЭ. Нейросеть, разработанная в «Ростелекоме», помогает наблюдателям выявлять нарушения при проведении ЕГЭ, значительно повышая эффективность контроля и обеспечивая справедливость проведения экзамена.
Современные выпускники отличаются высокой предприимчивостью и готовностью использовать весь арсенал доступных средств (от традиционных шпаргалок до современных технологических методов) для облегчения сдачи ЕГЭ. Поэтому с 2020 года в дни государственных экзаменов ИИ ежедневно анализирует видеотрансляции и архивные записи из аудиторий, используя технологии компьютерного зрения. Система настроена на обнаружение подозрительного поведения участников экзамена: использования запрещенных предметов (средств связи и шпаргалок) и выноса из кабинета контрольно-измерительных материалов. При обнаружении нарушения нейросеть подает сигнал, система автоматически отмечает «подозрение на нарушение», после чего запись поступает на проверку к наблюдателю. После этого обнаруженное нарушение отправляется на утверждение к модератору, а затем, при необходимости, в пункт проведения экзаменов.
— ИИ — незаменимый помощник, который позволяет наблюдателям сосредоточиться на метках о возможном нарушении, а не на просмотре видеопотока. Совместная работа людей и машин позволяет гарантировать максимально надежный и объективный контроль за проведением ЕГЭ. По итогам экзаменационной кампании 2024 года нейросеть показала высокую эффективность — доля выявленных искусственным интеллектом нарушений увеличилась в два раза. Вместе с Рособрнадзором мы продолжаем развивать и эксплуатировать ИИ, регулярно улучшая работу алгоритма нейросетевых технологий, увеличивая его точность, производительность и удобство эксплуатации, — говорит вице-президент «Ростелекома» по работе с крупными корпоративными клиентами Владимир Волков.
Перспективы развития ИИ в государственном управлении

Гонка технологий искусственного интеллекта (ИИ) набирает обороты. В России растёт число компаний, которые активно развивают инновационные ИИ-сервисы, инвестируют в науку о данных (Data Science) и технологии машинного обучения (ML). В феврале 2024 года, согласно указу Президента РФ, федеральный проект «Искусственный интеллект» включили в национальный проект по формированию экономики данных и продлили до 2030 года.
Цель этого проекта — создать благоприятную среду для использования продуктов и услуг на базе отечественных ИИ-технологий как гражданами, так и предприятиями в любом регионе страны, где бы они ни находились. Помимо этого, мероприятия по развитию искусственного интеллекта будут интегрированы в новый национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». По проекту за два года планируется создать цифровую ИИ-платформу для управления государством и социальной сферой. Это позволит усовершенствовать и автоматизировать многие процессы и таким образом повысить качество услуг для граждан.
— Искусственный интеллект поможет трансформировать технологические сервисы, которые будут в дальнейшем доступны государству. Такие сервисы позволят перейти к новому этапу цифровой трансформации, когда на основе имеющихся данных и технологий разработчики будут решать конкретные прикладные задачи, применяя в том числе искусственный интеллект, — говорит Алексей Козырев.
Компании, работающие в области больших данных, такие как Arenadata, активно исследуют возможности применения своих решений в государственных структурах. К перспективным направлениям эксперты Arenadata относят создание единого аналитического контура для госорганов, позволяющего агрегировать данные из разных источников и применять ИИ для анализа и прогнозирования; разработку решений на основе машинного обучения для выявления аномалий и потенциальных угроз в госуправлении; оптимизацию процессов госзакупок и контроля исполнения контрактов на основе интеллектуального анализа данных; использование платформ больших данных для персонализированного предоставления госуслуг.
Такие решения требуют мощной инфраструктуры и адаптированных аналитических СУБД, способных эффективно обрабатывать большие объёмы информации и обеспечивать высокую производительность аналитических запросов.
И, конечно, так как речь идёт о государственных системах, то и платформы СУБД должны обладать соответствующими средствами защиты и сертификатами ФСТЭК.
Искусственный интеллект и решения для работы с большими данными — ключевые драйверы цифровой трансформации госуправления. Накопление и использование данных в рамках Data Lakes, поддержка обучаемых на конкретных данных моделей (RAG) и обеспечение высокой производительности аналитических процессов — всё это позволит государственным органам повысить эффективность своей работы и улучшить качество услуг, предоставляемых гражданам.