Спецпроекты

На страницу обзора
Главные тренды рынка – SDN и интернет вещей
О том, как «АДВ Консалтинг» строит свою стратегию сегодня, для чего нужно вкладываться в высокие технологии и какие тренды будут актуальны завтра, в интервью CNews рассказал директор компании Алексей Фролов.

Алексей Фролов

CNews: Как «АДВ Консалтинг» закончил 2015 год? Как выглядят финансовые результаты компании на фоне рынка интеграции в целом?

Алексей Фролов: Мало компаний найдется на рынке, у которых сейчас все хорошо. Но, если говорить о том, как чувствует себя наша компания, то на фоне рынка ее состояние нормальное. Да, у нас есть падение оборота на 8%, но оно, учитывая предыдущий рост «АДВ Консалтинг», укладывается в рамки небольших колебаний.

За последний год у нас немного изменилась структура продаж: в общем обороте выросла доля корпоративного сектора. Мы давно уделяли ему внимание, потому что у нас исторически достаточно сильные позиции на операторском рынке, и нам очень хотелось опыт работы с операторами привнести в корпоративные решения.

Также заметно увеличение доли сервисов в общей структуре продаж компании. Девальвация рубля дала побочный эффект в виде удорожания сервисов иностранных поставщиков ИТ, и в результате наши рублевые цены стали чуть ли не вдвое более конкурентными по сравнению с ними.

Отмеченное снижение оборотов произошло за счет операторского рынка, но в такой ситуации сейчас находятся все наши коллеги. В богатые времена операторы активно инвестировали в развитие, а сейчас они вынуждены искать варианты, дающие быстрый экономический эффект. И еще надо учитывать, что у всех операторов сети были построены с определенным запасом. Поэтому нельзя сказать, что развитие остановилось – нет, сейчас операторы живут за счет этих запасов и стремятся оптимизировать свои расходы.

Корпоративный рынок тоже переживает не лучшие времена. Российские компании формируют свои ИТ-бюджеты в рублях, и на них отрицательно влияют колебания курса валюты, особенно если требуется закупать оборудование. Наша компания не полностью зависит от валюты – доля поставок оборудования у нас занимает 67%, все остальное – сервисы, номинированные в рублях.

CNews: Расскажите, пожалуйста, про ваш зарубежный бизнес. Как вы выдерживаете конкуренцию с местными компаниями? Какую долю занимает зарубежный бизнес в общем обороте?

Алексей Фролов: За рубежом мы работаем в основном с крупными компаниями, имеющими бизнес в России. Это телекоммуникационные операторы, инвестиционные фонды и т.д. Этому способствует наше большое конкурентное преимущество по сравнению с местными поставщиками: мы знаем особенности работы с российскими фирмами, у нас одинаковые правила отчетности и мы можем предложить контроль за всеми финансовыми потоками по договору.


_dsc3897_2.jpg
Алексей Фролов: За рубежом мы действуем точно так же, как вели себя западные вендоры, заходя в Россию



Мы стараемся развивать зарубежное направление. Сейчас готовятся несколько проектов, благодаря которым мы можем существенно увеличить его долю – пока она занимает около 2–3% в общем бизнесе компании. Речь идет о полноценном строительстве сетей в европейских странах. Но мы не ставим задачу отнять часть рынка у местных интеграторов. В настоящее время мы действуем точно так же, как вели себя западные вендоры, заходя в Россию: они тоже начинали с обслуживания филиалов своих – европейских, американских – компаний.

Так, например, недавно мы начали переговоры о строительстве сети LTE с испанской компанией Holiday Telecom S.L. Для них мы предлагаем комплекс услуг по поставке оборудования, поиску площадок, строительно-монтажным и пуско-наладочным работам, а также помощь в легализации площадок и взаимодействии с местными контрольно-разрешительными органами. Несмотря на то что Holiday Telecom S.L имеет, в том числе, и российские корни, не этот факт стал ключевым в выборе нас как подрядчика. Мы смогли предложить нашу высокую компетенцию на очень привлекательных на местном рынке условиях. Это позволит обеспечить конкурентоспособность в целом всему проекту, который стартует в Коста дель Соль и планирует за два года охватить всю туристическую территорию Испании.

CNews: Какие бизнес-решения были приняты, чтобы уменьшить влияние кризиса на компанию в России?

Алексей Фролов: Если говорить о стратегии, то я могу сказать, что «АДВ Консалтинг» не переписывала ее в связи с кризисом. Мы не делали резких движений. Просто еще больше внимания стали уделять клиентам и определили для себя самые перспективные направления технологического развития.

Полностью нивелировать негативное влияние кризиса, конечно, не удастся – ничего нельзя сделать с сокращением ИТ-бюджетов у заказчиков. Мы можем только заботиться о сохранении заказчиков и их удовлетворенности нашей работой. Но мы и раньше дорожили своей репутацией, поэтому никаких резких изменений в стратегии «АДВ Консалтинг» не произошло. По-прежнему держим на высоком уровне качество работы, профессионализм сотрудников и, несмотря ни на что, инвестируем в высокотехнологичные сферы.

Для чего нужны эти инвестиции? Очень важно всегда бежать немного впереди остальных. Тогда у вас появляется возможность в беседе с заказчиком сказать, что вы не просто сможете что-то сложное сделать, а что вы это уже делали. Это производит совершенно иной эффект, конечно. А если речь идет о новой технологии, еще не получившей широкого распространения, то мы можем продемонстрировать ее работу в нашей лаборатории. Главное – не тренироваться на заказчиках.

Область интересов «АДВ Консалтинг» – наиболее высокотехнологичные решения. Мы вкладываемся в их изучение и применение, поэтому нам не очень интересно делать то же самое, что умеет весь рынок. В конкуренции за проект по общеупотребительной технологии победить может и небольшая фирма, у которой ниже себестоимость услуг за счет отсутствия RnD. Лучше мы будем предлагать то, что не все умеют делать.

CNews: Какие технологические тренды сейчас вы считаете самыми перспективными для себя? Какие проекты были самыми интересными для вас в России?

Алексей Фролов: Мы уделяем повышенное внимание тем трендам, которые помогут нам эксплуатировать наши собственные знания в области оптических и IP-технологий. В принципе, эти тенденции уже хорошо известны рынку. Это программно конфигурируемые сети (SDN), облачные технологии. И в целом мы отмечаем смещение интересов рынка к тем программным продуктам, которые проникают в область телекоммуникаций, управления «железом» и т.п.

Еще один тренд – интернет вещей. Если бы его не было, его бы следовало придумать. Сейчас он постепенно развивается, и мы уже привыкаем к тому, что любое устройство должно обладать сетевым интерфейсом. Это может быть и Ethernet, и беспроводная связь типа Wi-Fі. Хотя я предполагаю, что Wi-Fi в сегодняшнем виде не переживет такого бурного развития технологий и в ближайшее время, я думаю, мы увидим новые технологии в этом сегменте.

Из того, чем реально занимается «АДВ Консалтинг» в работе с клиентами назову, во-первых, уже упомянутые программно конфигурируемые сети. Мы активно инвестируем в это направление, уже сейчас имеем достаточно много оборудования в лаборатории, и это позволяет нам изучать, тестировать и внедрять продукты разных производителей, в том числе open source, которые сейчас очень бурно развиваются.

SDN позволяет решить задачу нахождения оптимальных маршрутов в сети, снижения стоимости коммутационного оборудования и требований к брендам. То есть, данные передаются с меньшими задержками, оборудование может быть дешевле и разных производителей. В этом направлении сейчас идет весь мировой рынок.

CNews: У вас ведется работа с партнерами на этом направлении?

Алексей Фролов: Да, мы в области SDN работаем с нашим партнером компанией Ciena, разработчиком нового решения Blue Planet – это архитектура для создания программно конфигурируемых сетей и виртуализации сервисов. В этом партнерстве мы взяли на себя роль внедрять решения и дописывать программный код, чтобы интегрировать этот зонтичный продукт в конкретные решения.

Blue Planet интересен примененной в нем открытой идеологией. Он предназначается для работы с оборудованием любых производителей, а не только Ciena. И компания первым делом об этом заявила. Кроме того, ядро продукта базируется на решениях open source. И это также говорит о широте его применения в различных инфраструктурах. В Blue Planet заложены возможности интеграции с информационными системами других производителей.

В чем перспективность этого решения – в преимуществах, предоставляемых автоматизацией. Поработав в автоматизированной среде, вы уже не захотите вернуться к прежнему стилю работы – он будет казаться анахронизмом с калькулятором и бумажными отчетами.

CNews: Есть ли у вас стратегический прогноз, как будут выглядеть сети через несколько лет, когда объемы передаваемых данных выйдут на некий новый уровень, и существующие технологии перестанут обеспечивать качество?

Алексей Фролов: Развитие технологий сегодня подчиняется той же логике, что и 20 лет назад, когда интернет был доступен узкой группе профессионалов. Растут скорости, растет число устройств с выходом в сеть. И логично, что дальше мы увидим интернет вещей. Просто это удобно и технологии позволяют: посмотреть через видеокамеру, в каком состоянии дача, проконтролировать, выключил ли утюг, поставить разогреваться суп к своему возвращению с работы. К сети можно подключить электрический щиток, водоснабжение и вообще что угодно. С точки зрения аппаратной части будут появляться все более мощные проводные и беспроводные решения. Появление большого числа устройств, коммуницирующих друг с другом, как минимум удвоит абонентскую базу операторов. При этом большинство операций в интернете вещей будут совершаться автоматически и без участия человека.

Интервью обзора

Рейтинги

Самые эффективные компании CNews100 2015
№2015 Название компании Сфера деятельности
1 STG ИТ-услуги
2 RRC Group Дистрибуция АО
3 Айти Линк ИТ-услуги
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2015
№ 2015 Название компании Сфера деятельности
1 НКК Группа компаний
2 Ланит Группа компаний
3 Газпром Автоматизация** ИТ-услуги
Подробнее

Рейтинги

CNewsFast: Самые быстрорастущие ИТ-компании 2015
Город (расположение центрального офиса) Совокупная выручка компании в 2015 г., c НДС, ₽тыс.
1 Москва 2 000 000
2 Москва 2 430 263
3 Москва 616 361
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России 2015
№ 2015 Город (расположение центрального офиса) Выручка от продажи продуктов собственной разработки (АО, ПО, в том числе продукты, поставляемые по модели SaaS) в 2014 г., с НДС, ₽тыс.
1 Москва 26 996 670
2 Цуг, Швейцария 18 585 442
3 Москва 33 300 000
Подробнее