В новом обзоре «Аналитика 3.0» приняло участие почти в 2,5 раза больше компаний, чем год назад. Некоторые из новичков сходу попали в число лидеров, вследствие чего выручка топ-15 рейтинга увеличилась без малого в два раза, а порог входа в топ — втрое. Это можно считать убедительным свидетельством того, что интерес к средствам анализа данных в России растет, и, соответственно, растет соответствующий сегмент ИТ-рынка.
Рекорды года
В этом году количество участников рейтинга выросло более, чем вдвое: с 18 до рекордных 44. Из них 17 компаний принимали участие в прошлогоднем рейтинге, 22 компании решили «выйти из тени» и 5 компаний были или созданы или занялись аналитикой в 2019 г.
В топ-15 представлены все 3 «группы», причем один из новичков, Ctrl2GO, занял в рейтинге 2 место, составив серьезную конкуренцию лидеру последних лет — Glowbyte Consulting. Вследствие этого совокупная выручка топ-15 участников рейтинга выросла на 85%, до ₽21,7 млрд. Это рекордные показатели за все время составления рейтинга.
Динамика суммарной выручки топ-15 участников рейтинга «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных», ₽млрд
Источник: CNews Analytics, 2020
Планку в ₽1 млрд годового оборота одолели 5 компаний (в прошлом году только 3). А порог входа в топ-15 вырос втрое, с ₽135,3 млн до ₽542,6 млн. Это еще один рекорд.
Выросла и численность сотрудников, занятых аналитикой. Больше всего специалистов в этом направлении задействовал «Крок» (1960 человек), у прежнего лидера, Glowbyte, численность сотрудников по направлению аналитики увеличилась с 900 в 2018 г. до 1036. Далее идут новички рейтинга —«Лига цифровой экономики» (625) и Novardis (350).
Лидер сохранился, но у него появился конкурент
Возглавляет рейтинг, как и годом ранее, компания Glowbyte Consulting, увеличившая оборот на 24,5%. «Множество предприятий промышленного сектора инвестирует в цифровизацию, неотъемлемой частью которой является принцип data driven решений. Ряд крупных игроков идет по пути создания собственных экосистем, а это потребует от них за короткое время вывести на качественно новый уровень объем знаний о собственных клиентах. Мировой тренд на использование ПО с открытым исходным кодом, который на российском рынке принимает форму импортозамещения, сгенерирует спрос на услуги по миграции существующих аналитических платформ», — перечислил Андрей Кондратов, главный архитектор компании Glowbyte Consulting, драйверы развития российского рынка аналитики и его компании.
Второе место, как уже говорилось, заняла компания Ctrl2GO, образованная в прошлом году. Она почти догнала Glowbyte, которая в рейтинге 2018 г. существенно оторвалась от конкурентов и казалась недосягаемой. Появление второй компании с оборотом более ₽4 млрд говорит о том, что «резервы роста» у рынка аналитики больше, чем могли бы показаться.
На третьем месте второй год подряд держится компания Softline. Компания «Крок» отступила на 5 место. На 4-м месте расположился еще один новичок рейтинга — «Лига цифровой экономики».
Крупнейшие поставщики решений для анализа данных в России 2019
№ 2019 | № 2018 | Название организации | Город (расположение центрального офиса) | Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. | Рост 2019/2018, % | Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Glowbyte | Москва | 4 181 158 | 3 357 474 | 24,5% | 1 036 |
2 | - | Ctrl2GO | Москва | 4 126 823 | 0 | - | 187 |
3 | 3 | Softline | Москва | 2 635 887 | 2 142 998 | 23,0% | н/д |
4 | - | Лига цифровой экономики | Москва | 2 070 647 | 1 884 210 | 9,9% | 625 |
5 | 2 | Крок | Москва | 1 853 054 | 2 161 120 | -14,3% | 1960 |
Географическое распределение участников рейтинга довольно «столицецентрично»: в Москве и области расположены головные офисы 65% участников рейтинга (28 московских компаний и 1 подмосковная), в Санкт-Петербурге — 23% (10 компаний), в других городах — 11% (5 компаний). Соотношение привычное для нашей страны. Однако, не исключено, что в связи с изменяющимися условиями организации работы и переходом многих компаний на удаленный режим, мы увидим другое территориальное распределение в последующие годы.
Рынок аналитики довольно специализирован и в отдельных «дисциплинах» рейтинга лидируют разные компании. Так, «Форсайт» показал самую высокую выручку от продажи лицензий (₽575,7 млн), Ctrl2GO — от консалтинговых услуг (₽2,1 млрд) и услуг интеграции (₽1,5 млрд), а «Бизнесавтоматика» стала лидером по части предоставления услуг обучения (₽40,9 млн).
Если не брать в расчет новичков, выросших за прошлый год «с нуля», то первые пять показателей по темпам роста будут принадлежать компаниям, впервые принявшим участие в рейтинге, показатели у большинства из которых за 2018 г. невысоки, да и за 2019-й — тоже. Исключение составляет «Бизнесавтоматика», с первой попытки вошедшая в топ-15.
Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2019
№ 2019 | № 2018 | Название организации | Город (расположение центрального офиса) | Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. | Рост 2019/2018, % | Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
40 | - | MCB consulting | Москва | 34 000 | 3 500 | 871,4% | 12 |
43 | - | Алан-ИТ | Ярославль | 18 463 | 3 418 | 440,2% | 7 |
32 | - | Luxms | Санкт-Петербург | 57 800 | 17 000 | 240,0% | 22 |
8 | - | БизнесАвтоматика | Москва | 818 534 | 244 415 | 234,9% | 223 |
34 | - | Дибиай | Ростов-на-Дону | 56 000 | 19 600 | 185,7% | 35 |
Если рассматривать темпы роста бизнеса компаний из топ-15, то картина несколько изменится, хотя в число лидеров все равно войдут 2 новичка.
Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2019 из топ-15
№ 2019 | № 2018 | Название организации | Город (расположение центрального офиса) | Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. | Рост 2019/2018, % | Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | - | БизнесАвтоматика | Москва | 818 534 | 244 415 | 234,9% | 223 |
9 | 9 | Форсайт | Москва | 806 117 | 376 765 | 114,0% | 228 |
7 | - | Иннодата | Иннополис | 911 063 | 443 036 | 105,6% | 50 |
11 | 8 | Диасофт | Москва | 639 563 | 381 719 | 67,5% | 158 |
14 | 10 | РДТех | Москва | 569 991 | 351 735 | 62,1% | 50 |
В «Бизнесавтоматике», комментируя быстрый рост выручки, отметили, в частности, востребованность заказчиками возможностей по работе с решением компании без кодирования. «Дополнительный набор специальных функций, настраиваемых без программирования, позволил существенно сократить сроки отладки системы», — отметил Роман Дзвинко, исполнительный директор «Бизнесавтоматики». — Это дало возможность оптимизировать ресурсы, выделяемые на проекты, как со стороны заказчиков, так и со стороны «Бизнесавтоматики», ускорило процесс их реализации и позволило взять в работу большее число проектов».
«Пользователям важно, чтобы работа с аналитическими инструментами требовала минимальных навыков и компетенций», — подтверждает рост популярности платформ, не требующих для настройки кодирования, Станислав Воронин, руководитель направления внедрений систем бизнес-аналитики департамента бизнес-решений Softline.
Это мировая тенденция, в последние годы многие вендоры стараются предоставить клиентам средства аналитики, позволяющие максимально упростить процессы формирования отчетов, подготовки и исследования данных для того, чтобы с этой работой могло справиться как можно больше сотрудников, необязательно программистов или специалистов по данным.
Еще одна тенденция, способствующая прогрессу средств аналитики — развитие аппаратных платформ, расширяющее области применимости программных решений. «Очень сложно найти ситуации, в которых аналитик упрется в технические или аналитические ограничения. Если раньше в принципе были физические ограничения объема обрабатываемой информации, то теперь это вопрос бюджета и адекватной архитектуры», – считает Андрей Нугманов, старший партнер «Лиги цифровой экономики».
Динамика рейтинга и динамика рынка
Динамика выручки отдельных компаний — участников рейтинга показала «разнонаправленное движение». С одной стороны, у 9 компаний рост выручки превысил 100%, из них выше всех в рейтинге, как уже упоминалось, оказалась компания «Бизнесавтоматика». С другой — отрицательную динамику продемонстрировали 3 участника рейтинга, «Крок» (-14,3%), АТК (-25%) и «ФлексСофт» (-40,6%). Год назад была всего 1 такая компания, зато и темпы роста участников рейтинга-2019 в среднем были ниже, «трехзначный» рост показала тоже лишь 1 компания.
Изменение выручки участников рейтинга
Источник: CNews Analytics, 2020
Удвоение суммарной выручки топ-15 рейтинга, получившееся во многом за счет результатов компании Ctrl2GO, конечно, не отражает темпов роста рынка. Впрочем, и без учета выручки 2 номера рейтинга суммарный результат топ-15 вырос на 62%. Ближе к «общерыночной» динамике будет рост суммарной выручки «старожилов» — участников обоих рейтингов двух последних лет. В 2019 г. он составил 23,7%. Прогноз динамики мирового рынка аналитики — 12%. Российский, восстанавливающийся после кризиса 2014 г. с относительно низкой базы, вполне может опережать его по темпам роста вдвое.
Тенденции на текущий год
Что касается перспектив развития, то представители топ-компаний рейтинга среди драйверов рынка называют развитие платформенных решений, отмечают рост интереса к качеству данных и средствам визуализации.
«Наиболее важным становится направление развития платформ, объединяющих самые востребованные приложения. Для клиентов это не только ответ на ситуативные вызовы, но и быстрое решение типовых задач за счет имеющихся предконфигурированных аналитических сервисов, а также возможность оперативного создания новых приложений на основе готового инструментария базовой платформы», — говорит Игорь Селезнев, заместитель генерального директора по бизнес-девелопменту Ctrl2GO.
Как и в других сферах, растет роль облачных вычислений. «При появлении зрелой облачной платформы для аналитики, ориентированной на российский рынок, мы увидим волну проектов по миграции корпоративных хранилищ или витрин в облако», – считает Андрей Кондратов.
«За прошлый год вырос интерес не просто к аналитике, а к системам обеспечения качества данных, сейчас уже недостаточно просто собирать, обрабатывать разрозненные данные и кое-как хранить их», — комментирует Татьяна Некрасова, ведущий эксперт направления Big Data компании «Крок». Другая тенденция, по ее мнению, — увеличение популярности систем бизнес-аналитики для руководителей, которые позволяют визуализировать результаты деятельности организации в виде диаграмм и графиков.
Сложная ситуация, в которой оказался бизнес в результате эпидемии коронавируса, по мнению Станислава Воронина, сказался на реализации проектов. «Некоторые контрагенты взяли паузу, заморозив все свои финансовые решения, это касается в основном сферы fashion-ритейла, ресторанного бизнеса, — говорит он. — Телеком, промышленные предприятия, сельхозпроизводители, финансовые институты продолжают работу в плановом режиме».
Впрочем, как полагает Станислав Воронин, «если же компания еще не внедрила аналитические решения, то сейчас не время для таких инвестиций».
Так что можно ожидать некоторый спад в активности в этом году на рынке аналитики. C другой стороны, стратегическим инвестором одного из новичков рейтинга, AnalyticsHub, стала группа компаний Merlion. Это означает, что лидеры российского ИТ-рынка видят перспективы на рынке аналитики и, возможно, в следующем году на нем появятся новые сильные игроки.