Согласно программе «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.», в 2013 г. из бюджета должны направить 78,3 млрд руб. на развитие авиапрома, в 2014 – 107 млрд руб., в 2015 г. – 123,5 млрд руб. По мнению вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, стране нужна новая стратегия развития авиапрома. Примерно 80% всех воздушных судов, обслуживающих гражданские линии внутри страны, иностранного производства. За 2013 г. гражданская авиация РФ закупила 111 самолетов иностранного производства, а отечественного – всего 7. Каковы же результаты работы авиапрома в прошлом году?
Гражданское авиастроение
Авиапром в 2013 г. сосредоточил усилия на военном самолетостроении, оставив практически «за бортом» многие суда гражданского назначения. В апреле прошлого года на съезде авиапроизводителей России ситуацию, сложившуюся на рынке отечественного авиапрома, прокомментировали так: «Не выполнены запланированные объемы производства по самолетам Ил-96, Ту-204, Бе-200, Ан-148, отставание программы «Сухой Суперджет» от первоначальных планов на три года».
Производство востребованных в мире пассажирских авиалайнеров Ту-204 и Ту-214 пребывает в стагнации: на Ту-204СМ не было ни одного заказа, один Ту-214 отошел ФСБ, еще один Ту-214ОН – МО РФ. На выставке МАКС-2013 во время подписания двух контрактов с авиакомпаниями по поставке Ту-204 представители ОАК отсутствовали. И это при том, что на самолете Ту-204СМ реализована концепция «электронного борта», подразумевающая значительную степень автоматизации процессов управления самолетом на всех этапах полета. По словам создателей, он ничем не уступает зарубежным аналогам: Ту-204СМ превосходит своих предшественников по навигационным и летно-техническим характеристикам, соответствует современным мировым требованиям по экономичности, комфортабельности и эксплуатационной технологичности, в т.ч. – требованиям 4 главы норм ИКАО по уровню шума на местности.
Объем бюджетного финансирования авиастроения на 2013–2025 гг., млрд руб.
Источник: Программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.», 2013
Конструкторское бюро «Туполев» и серийные заводы, работающие вместе с ним, переживают нелегкие времена. В производстве суперджетов и МС-21, активно рекламировавшихся на МАКС-2013, они не задействованы. Новые заказы на отечественные гражданские самолеты получили SSJ-100 и МС-21. «Рост контрактов на производство самолетов ОАК начался не из-за появления новых моделей типа SuperJet-100, а из-за модернизации старых машин. И это обосновано тем, что тот же SSJ часто ломался при эксплуатации. Вряд ли это хорошая реклама нашего авиапрома», – прокомментировал ситуацию газете «Взгляд» Иван Андриевский, управляющий партнер «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл».
Андрей Тимошкин, директор департамента информационных технологий Объединенной авиастроительной корпорации, воспринимает ситуацию в несколько ином ключе: «Планы стратегического развития ОАК предусматривают сохранение за Россией роли одного из ведущих мировых производителей самолетов. За последние шесть лет ОАК удвоила объемы производства: с 80 млрд руб. в 2006 г. до 170 млрд руб. выручки в 2012 г. В 2014 г. ожидается дальнейший рост бизнес-показателей: общий объем поставок вырастет на 16%, объем поставляемых гражданских воздушных судов – на 30%».
Куда слетаются инновации
Airbus, один из лидеров авиастроения на мировом рынке, использует ИТ и технологические инновации для оптимизации производства, в том числе – концепцию так называемой цифровой фабрики. Компьютерная симуляция позволяет компании заранее подобрать необходимые материалы и инструменты, подробно планировать производственные процессы, выбрать наиболее безопасные и удобные пути производства и тем самым снизить общую стоимость разработки проекта.
Все партнеры, задействованные в разработке и производстве воздушного средства, регулярно отправляют данные об изменениях в конфигурации. При проектировании авиалайнера А350 применяется унифицированное ПО на всех этапах работы. Сюда входит управление финансами, регуляция рабочего цикла, призванная снизить травматичность производства и повысить производительность труда, проектирование, работа над композиционными материалами и прочее. В этой ситуации целесообразным было создание единого цифрового макета, т.к. использование сразу нескольких средств проектирования и макетов только тормозит работу над проектом (как это было в случае с А380).
Авиапарк РФ: потребность в воздушных судах (ВС)
Источник: Гос НИИ ГА, 2012
Взгляды многих производителей обратились в сторону популярной сегодня 3D-печати. К примеру, Хеннер Вапенханс, руководитель подразделения по технологическим стратегиям Rolls-Royce, рассказал в интервью изданию Techworld, что компания рассматривает возможность использования 3D-принтеров для создания легких компонентов авиационных двигателей на стадии проектирования, исследования и создания прототипов. «Для авиакосмической отрасли 3D-печать привлекательна быстротой проектирования деталей. Разработка обычными средствами может длиться до 18 месяцев: до создания образца, нам надо выбрать инструменты для механической обработки. А напечатать образцы можно довольно быстро». Airbus использует похожий метод для создания первых компонентов А350. К примеру, 3D-принтер изготовил пластиковые кронштейны для авиалайнера.
Оптимизация производства подразумевает использование роботов, считает Boeing. Американская корпорация спроектировала и передала для производства компании Mukilteo робота FlexTrack, способного бурить дыры в панелях фюзеляжа. В результате Boeing «убила» сразу множество «зайцев»: отпала необходимость бурить вручную, повысились безопасность и производительность труда, стало меньше дефектов типа смещенных отверстий и следов обработки. «В тот день, когда мы открыли упаковку и выпустили их на поверхности самолета ... Мы улучшили качество отверстий на 93%», – рассказывает Джейсон Кларк, директор по производству 777 Boeing.
Отечественный опыт
Российское авиастроение также внедряет инновационные технологии. Как рассказал CNews Андрей Тимошкин, директор департамента информационных технологий Объединенной авиастроительной корпорации, за 2011–2012 гг. компания «Сухой» и корпорация «Иркут» перешли на последние версии ПО Siemens PLM Solution – решения для автоматизированного проектирования авиационной техники.
По словам Евгения Савченко, начальника отдела САПР в «ОКБ Сухого», для создания конкурентоспособной на мировом рынке корпорации, необходимо, чтобы и ОКБ, и работающие с ним в связке серийные заводы осваивали новые технологии. В результате корпорация получит возможность не только разработать электронный макет, но и реализовать его с помощью современного оборудования, воспринимающего цифровую информацию, что позволит сделать первые шаги к созданию единой «цифровой фабрики» производства ВС.
Прогноз потребностей российских авиаперевозчиков
Источник: Гос НИИ ГА, 2012
Кроме того, «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» инициировал работы по созданию электронного макета для производства электронной модели тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Для построения системы управления жизненным циклом изделия используется более 300 мест Teamcenter.
По словам Андрея Тимошкина, в конце 2013 г. должны появиться оценки текущего уровня автоматизации проектно-конструкторских работ на передовых предприятиях холдинга. С их помощью планируется выявить основные инструменты, необходимые для проектирования и конструирования авиационной техники. Лучшие ИТ-инструменты будут использоваться на остальных предприятиях холдинга.
По мнению эксперта, работа с цифровым макетом, который учитывает все этапы разработки и создания судна, позволит значительно повысить управляемость процессами, снизит себестоимость изделия и сроки разработки, уменьшит стоимость опытных работ и подготовки к производству, минимизирует стоимость владения самолетом на стадии эксплуатации и др.