Долгие годы российский рынок страхования оставался одним из самых быстрорастущих в мире, но минувший год стал переломным моментом для большинства страховщиков. По расчетам Национального рейтингового агентства, объем премий возрос до i904,86 млрд, но годовой темп их роста снизился в 2 раза – с 22% в 2012 г. до 11% в 2013 г. (см. таблицу). «Главные причины стагнации страхового рынка в нашей стране – общее снижение темпов роста экономики, увеличение процентных ставок по кредитам и снижение потребительской активности, – делится мнением Никита Евгенов, директор по развитию бизнеса с сектором страхования «Техносерв Консалтинг». – Все это в сумме привело к сокращению сборов по направлению автострахования, страхования жизни и страхования имущества юридических лиц».
Под жестким государственным контролем
В 2013 г. была упразднена ФСФР, а все контрольные функции переданы Службе по финансовым рынкам Банка России. Одной из главных целей нового регулятора стало ужесточение контроля: более строгие требования к размещению собственных средств и страховых резервов, увеличение частоты предоставления данных, создание системы электронного документооборота, а также пристальное внимание к качеству активов. В ответ на эти меры страховщики были вынуждены пересматривать свои бизнес-процессы и условия договоров страхования. На рынке появились такие новинки, как электронные полисы страхования, интерактивное урегулирование убытков, нетрадиционные продажи (через партнерские салоны связи, сайты авиакомпаний и прочее).
Под гнетом негативных факторов
Одной из основных тенденций 2013 г. было снижение привлекательности отрасли для иностранных инвесторов. По данным Банка России на 1 января 2013 г. сумма участия иностранных компаний в уставных капиталах российских страховщиков снизилась до 15,88%, против 17,4% по данным на аналогичный период 2012 г.
Также отрицательно сказалась на рынке страхования ситуация в сегменте автострахования. В 2013 г. на него было распространено действие закона о защите прав потребителей, что привело к увеличению числа судебных разбирательств, а как следствие росту судебных издержек у страховщиков. Так по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», реальная убыточность ОСАГО превысила 70%.
Число страховых компаний по размеру уставного капитала на 31.12.2013 г.
Источник: Национальное рейтинговое агентство, 2014
Число страховых компаний по размеру уставного капитала на 31.12.2012 г.
Источник: Национальное рейтинговое агентство, 2014
Помимо замедления темпов роста с 2009 г. наблюдается сжатие рынка страхования (см. диаграммы). Так, в 2012 г. рынок потерял 103 компании, в 2013 г. еще 38. При этом в прошлом году о своем уходе с рынка объявили несколько крупных игроков, входивших в первую сотню. Например, ОСАО «Россия», занимавшая 0,5% рынка. В целом за прошлый год, по оценкам Национального рейтингового агентства, были отозваны лицензии у 21 страховой компании с капиталом менее i150 млн, и у 5 – с капиталом более i480 млн.
Бюджет на ИТ – полная перезагрузка
Новые требования регулятора, падение рентабельности и другие факторы привели к тому, что страховые компании стали пересматривать свои бюджеты, в том числе и на информационные технологии. «Страховщики активно ищут способы улучшить свое финансовое положение, в том числе и за счет снижения операционных расходов», – говорит Никита Евгенов. По словам Алексея Моисеева, ведущего эксперта по бизнес-аналитике Softline, интересом пользуются аналитические инструменты, состоящие из огромного количества элементов: облачные сервисы, промышленные платформы BI, планшеты для доступа к кастомному решению, круглосуточная проактивная техподдержка.
Год | Страховые премии, iмлрд | Темпы роста, % | Страховые выплаты, iмлрд | Коэффициент выплат, % |
---|---|---|---|---|
2010 | 555,8 | 4,2 | 295,97 | 53,25 |
2011 | 665,02 | 19,65 | 303,76 | 46,68 |
2012 | 809,06 | 21,66 | 369,44 | 45,66 |
2013 | 904,86 | 11,1 | 420,77 | 46,5 |
Актуальным вопросом для страховых компаний остается сбор информации о клиентах, их сегментация, а значит внедрение CRM и аналитических систем. «Стратегически важные для страховых компаний проекты в сфере ИТ – создание общих центров обслуживания. Основными драйверами этого процесса являются экономия и повышение качества предоставляемых внутренних услуг, – говорит Андрей Шандалов, председатель совета директоров группы Optima. Наблюдаются некоторая заинтересованность страховщиков в облачных сервисах, но их распространение по соображениям информационной безопасности идет пока что не слишком быстрыми темпами».
Борьба за эффективность
За последний год акцент на рынке страхования сменился в пользу проектов, способствующих росту прибыли и повышению эффективности бизнеса. «Недавно мы завершили большой затратный проект по внедрению новой страховой системы (операционной системы IDIT), поэтому теперь наши расходы в части ИТ существенно снизились. Теперь мы увеличиваем расходы на собственные разработки, – комментирует Наталья Соколович, член правления, заместитель генерального директора по сервисному обслуживанию и ИT СК «ОРАНТА». – Теперь расходы в основном связаны с лицензионной поддержкой программного обеспечения (обновление лицензий) и технической поддержкой аппаратного комплекса. Новые крупные и особенно затратные проекты, которые съедали бы львиную долю бюджета, не планируются».
Онлайн продажи в приоритете
За последний год фокус сместился на дистанционные продажи с использованием сайта и контакт-центра страховых компаний. «Этот формат получает все большее развитие благодаря изменениям в законодательстве и все большей готовности потребителей приобретать страховые продукты именно таким образом. С точки зрения ИТ это требует разработки новых, более интересных решений в области веб-интерфейсов для клиентов, интеграции таких решений с учетными системами.
Продвижение услуг будет осуществляться не только через сайты страховщиков, но и через другие интернет-ресурсы, наиболее востребованные у потенциальных клиентов, – прогнозирует Вячеслав Свистунов, руководитель проектного офиса компании «БИН Страхование». – Например, личные кабинеты клиентов банка очень удобны для продажи сопутствующих услуг, таких, как страхование недвижимости или выезжающих за рубеж, поскольку позволяют с одной стороны банкам повысить привлекательность своих услуг, расширяя их за счет специальных предложений партнеров, а с другой стороны позволяют клиенту тут же оплатить приобретенные услуги со своего банковского счета».
Развитие партнерских продаж
Еще одно важное направление инвестиций в ИТ – это формирование систем управления агентскими договорами, включая комиссионные вознаграждения. «Не секрет, что взаимоотношения с компаниями-агентами часто требуют от страховых индивидуального подхода – банк федерального масштаба или крупный автодилер вряд ли согласятся на «стандартные» условия сотрудничества, – комментирует директор по развитию бизнеса в индустрии торговли и страхования компании «Инфосистемы Джет» Геннадий Махов. Необходимость достаточно сложных взаиморасчетов с огромным количеством партнеров и агентов ведет к существенным материальным и временным затратам – соответственно возрастают расходы на ведение дел. Зарабатываем меньше – тратим больше. Такая ситуация, конечно же, стимулирует интерес страховых компаний к автоматизации управления агентской сетью». Кроме того, страховщики заинтересованы в том, чтобы агенты активнее продвигали именно их услуги, соответственно вопрос комфортного взаимодействия скорее стратегический.
Модернизация систем бюджетирования и учета
Существенную долю в структуре затрат на ИТ страховых компаний занимают расходы на модернизацию систем бюджетирования и учета. По оценкам основных игроков рынка, многие страховщики по-прежнему составляют свои планы в Excel или самописных программах, которые давно не отвечают требованиям бизнеса. Кроме того, спрос на автоматизацию процессов планирования и учета объясняется требованиями регулятора и ФНС. Комплект отчетов, передаваемый надзорным органам, содержит более 20 форм, состоящих из десятка страниц и разделов. Кроме того, стоит учитывать, что страховщики обязаны формировать отчетность по МСФО. Переход на международные стандарты учета оказался серьезной проблемой для многих компаний.
Мрачные прогнозы
По мнению экспертов, в 2014 г. на фоне падения темпов роста экономики рост рынка страхования замедлится. При этом по статистике Банка России снижение темпов роста наблюдалось уже по итогам I квартала 2014 г. до 6,8% против 10,6%, зафиксированных на аналогичный период 2013. «Разумеется, не стоит забывать и о внешнеполитической ситуации. В настоящее время санкции западных государств не распространяются на страховые компании, однако такой риск нельзя исключать», – говорит Геннадий Махов. По оценкам аналитиков, это приведет к дальнейшему сокращению числа страховщиков, ужесточению борьбы за клиентов и эффективность бизнеса. Ревизии подвергнуться все статьи затрат, а приоритеты в ИТ-бюджетах будут отдаваться мобильным приложениям, технологиям Big Data, автоматизации бюджетирования и учета, а также внедрению CRM.