CNews: Какая бизнес-идея была заложена в основу виртуального центра обработки данных (ВЦОДа) компании «Инфосистемы Джет»?
Ильдар Абульханов: В нашем виртуальном ЦОДе мы сосредоточили экспертизу и опыт, накопленный за 25 лет работы на ИТ-рынке. Во-первых, виртуальный дата-центр стал естественным этапом развития компетенций в части ИТ-аутсорсинга, которым мы занимаемся уже более 10 лет.
Вторая бизнес-идея, заложенная в основу ВЦОДа – это предоставление заказчику вообще всех компетенций технического центра компании, например, в области программных разработок, сетевых технологий, решений по информационной безопасности и т.д. Организационная структура и выстроенные между подразделениями бизнес-процессы позволяют оперативно привлекать их к отработке запросов клиентов, эффективно распределять наши собственные ресурсы.
Фактически мы предлагаем заказчику необходимые технические ресурсы под конкретную задачу, организационное обеспечение и команду, которая будет обслуживать его решение в нашем дата-центре. Такое сочетание сегодня очень востребовано.
Образно говоря, ВЦОД это не магазин готового платья, а ателье индивидуального пошива.
CNews: Какие виды услуг оказываются на базе вашего виртуального ЦОДа?
Ильдар Абульханов: Мы закрываем потребности клиентов во всех видах облачных услуг – IaaS, SaaS, PaaS и даже SecaaS. Наиболее востребованы инфраструктурные сервисы – предоставление в аренду физических и виртуальных вычислительных ресурсов. Зачастую клиент берет базовый пакет услуг, размещает у нас системы и потом постепенно приобретает новые сервисы, например, резервное копирование как услугу.
Отмечу, что для многих наших клиентов сохранность информации критически важна. Мы ведем технологические работы с одним из вендоров, по завершении которых наши клиенты – владельцы систем хранения данных – смогут с помощью технологий сжатия передавать данные в ВЦОД для хранения на аналогичных СХД. После переноса информации на наши мощности мы будем полностью отвечать за ее сохранность.
Другие типичные для ВЦОД задачи – размещение продуктивных и резервных систем, а также сред разработки и тестирования. Кстати, ВЦОД сертифицирован по программе SAP Certified Provider of Hosting Services – это позволяет размещать в нем как продуктивные, так и тестовые среды SAP любой сложности.
Из сервисов ИБ наиболее востребованы защита от DDoS-атак, защита web-сервисов и электронной почты, облачный сервис проксирования. Мы полностью готовы предоставлять сервис хранения ПДн: архитектура дата-центра приведена в строгое соответствие требованиям № 152–ФЗ.
Алексей Учамприн: Я хочу подчеркнуть уникальность и конкурентные преимущества наших услуг. Заказчик получает не просто стандартный пакет сервисов или набор вычислительных мощностей, а готовую среду корпоративного уровня на базе систем, размещенных во ВЦОДе. Виртуальные машины или серверы может предоставить любой провайдер – для этого не надо обладать компетенциями компании «Инфосистемы Джет». Но быстро предоставить комплексное корпоративное решение с заданными показателями качества и SLA, необходимыми заказчику, могут только такие компании, как наша.
Мы много лет строим корпоративные инфраструктуры и оказываем услуги по поддержке, поэтому хорошо представляем, что нужно заказчику. В отличие от многочисленных провайдеров облачных сервисов, представленных на массовом рынке, мы в первую очередь делаем акцент на точном соблюдении обязательств по SLA, за исполнение которых несем финансовую ответственность.
CNews: То есть «Инфосистемы Джет» превращаются в провайдера облачных сервисов?
Ильдар Абульханов: Именно так. Одновременно мы являемся и сервис-провайдером, и системным интегратором. Такое сочетание компетенций намного привлекательнее для корпоративных клиентов, чем предложения вчерашних хостинг-провайдеров, которые сегодня превратились в сервис-провайдеров. Что бы ни заказал у нас клиент, он всегда может пригласить экспертов «Инфосистемы Джет» для решения проблем с любой своей системой, даже если мы ее не обслуживаем.
CNews: Какова структура ВЦОД?
Алексей Учамприн: Виртуальный дата-центр построен на базе физического, который, в свою очередь, размещен на площадке нашего партнера и отвечает требованиям спецификации Tier III. В партнерском ЦОДе мы построили свой вычислительный комплекс на оборудовании НР, Cisco UCS, IBM, Huawei. Для виртуализации сред мы применяем решения как VMware, так и Oracle. Система хранения данных, созданная на базе NetApp, обеспечивает малое время отклика и гарантированную возможность масштабирования. Мы также используем конвергентную мультисервисную 10-гигабитную сеть, построенную на оборудовании Cisco.
Организация комплекса такова, что обеспечивает взаимную изоляцию сред заказчиков, т.е. полностью исключает их пересечение. Естественно, развернута система ИБ. В виртуальном ЦОДе есть как защищенные периметры для размещения информационных систем, так и шифрованные каналы передачи данных. Защищаются и системы обработки персональных данных, и платформы электронной коммерции, и другие продукты.
Работоспособность комплекса обеспечивает круглосуточная служба эксплуатации. Ее важнейшая задача – оперативное и проактивное управление вычислительными ресурсами: ведь потребности заказчиков меняются – как в сторону увеличения объема потребляемых мощностей, так и в сторону его уменьшения.
Второе назначение службы эксплуатации – мониторинг всех систем, от инженерных до бизнес-приложений. Конкретные действия наших специалистов в ответ на те или иные события мониторинга определяются регламентами, которые согласованы с заказчиками. Слой инфраструктур и слой бизнес-приложений обслуживают разные команды.
CNews: Для того чтобы клиент согласился отдать в чужой ЦОД свои критичные системы, нужно его убедить в целесообразности и безопасности. Как вам это удается?
Ильдар Абульханов: Прежде всего, нужно доверие. Ни один трезвомыслящий бизнесмен не отдаст свои системы на обслуживание незнакомому провайдеру. «Инфосистемы Джет» за многолетнюю практику заслужили доверие большого числа клиентов, и именно «старые» заказчики первыми воспользовались услугами нашего ВЦОДа.
Алексей Учамприн: Мы способны предоставить комплексную услугу «из одних рук». Нередко у заказчиков случаются проблемы на стыке сфер ответственности: по отдельности инфраструктура и бизнес-приложение работоспособны, а комплекс в целом не функционирует должным образом. В подобных ситуациях мы задействуем всю свою мощь и решаем конечную проблему заказчика. В итоге клиент получает наглядную демонстрацию наших возможностей и понимает, что на нас можно положиться.
CNews: Сколько клиентов у вашего ВЦОДа? Кто они?
Ильдар Абульханов: За два года с момента запуска виртуального ЦОДа его услугами воспользовались более 20 крупных компаний. Приведу несколько примеров. Сотрудничество с «Аэроэкспрессом» началось с того, что мы помогли им в реализации сложного проекта – создании катастрофоустойчивой виртуализованной ИТ-инфраструктуры для размещения порядка 10 систем: ERP, BI, приложения для планирования продаж, инфраструктурных сервисов. Уже было закуплено оборудование для построения собственной инфраструктуры компании, но сроки внедрения были поставлены очень жесткие. За полгода требовалось не только построить систему, но и полностью отладить работу всех приложений.
Руководство «Аэроэкспресса» решило на время проекта «заехать» с нужными системами в наш ВЦОД. Мы создали необходимую инфраструктуру, допустили к ней разработчиков и тестировщиков. К тому моменту, как нами же была построена физическая инфраструктура компании, команда «Аэроэкспресса» полностью отладила бизнес-приложения в виртуальной среде. Это яркий пример срочной реализации масштабного решения.
Компания «Детский мир» перевела во ВЦОД продуктивные приложения SAP, среды разработки и тестирования, а также аналитическую СУБД на базе SAP HANA. На сегодня в системе работают около 3000 сотрудников всех торговых точек компании. Отмечу, что инфраструктуру мы предоставили менее чем за 2 недели.
Часть сервисов для «Лето Банка» также предоставляется из виртуального ЦОДа. «М.Видео» пользуется нашими услугами для временных проектов, например, для нагрузочных тестов.
CNews: Почему не все компании переводят свои системы в виртуальные среды на стороне провайдера?
Ильдар Абульханов: Все зависит от того, какие цели ставит перед собой руководство компании. Наличие собственного ЦОДа может объясняться задачей повышения капитализации бизнеса. В таких компаниях снижение ИТ-затрат не является приоритетом.
Алексей Учамприн: Парадигма собственной инфраструктуры ориентирована на модель бесконечного роста; мы же способны поддержать и модель выживаемости. Обороты бизнеса растут – компания арендует больше вычислительных мощностей; обороты падают – расходы на аренду сокращаются в соответствии со снижением потребностей. Если бизнес заинтересован в повышении эффективности, он будет использовать ИТ-услуги.
ИТ-аутсорсинг позволяет применять сервисную модель использования инфраструктурных мощностей. В этом случае заказчик, во-первых, платит за фактически потребляемые ресурсы, во-вторых, – может быстро менять их объем. В итоге он получает возможность построить прямые зависимости между затратами на ИТ и показателями бизнеса (количество магазинов, финансовых транзакций, объем номенклатуры и т.д.), сделав тем самым ИТ-бюджет прозрачным и предсказуемым на годы вперед.
CNews: Как клиенты могут подсчитать экономическую целесообразность размещения своих инфраструктур во ВЦОДе?
Ильдар Абульханов: Обычно утилизация мощного сервера, который находится в руках одного заказчика, составляет менее 50%. В этом случае мы обращаем внимание клиента на то, что возможно обеспечить потребности бизнеса за половину суммы путем перехода в виртуальную среду.
Алексей Учамприн: Оценка экономической эффективности наших сервисов в силу их ориентации на сегмент крупного бизнеса отличается от оценки услуг традиционных поставщиков облачных услуг. У хостинг-провайдеров на сайтах размещены калькуляторы, в которые можно ввести нужные параметры и увидеть цену.
Стоимость же нашего проекта не рассчитаешь за пять минут. Но для каждого клиента (лица, принимающего решение на стороне заказчика) мы не просто выдаем цену, а подготавливаем бизнес-кейс с учетом всех необходимых условий. Мы затратили массу усилий, прежде чем научились делать развернутые предложения, но такой подход приносит значительную пользу обеим сторонам.
Даже если взять и посчитать усредненные цены на наши услуги, то выкладывать их на сайте без подробного объяснения, за что на самом деле платит клиент, не имеет смысла. Большинство людей просто сравнит наши цены с тарифами хостинг-провайдеров и придет к выводу, что у нас дороже. А уровень и тип сервиса принципиально отличается.
Когда ответственность поставщика заканчивается на предоставлении услуг хостинга, размещения клиентского оборудования, конфигурации серверов и хранилищ, стоимость будет невысокой. «Инфосистемы Джет» отвечают не только за доступность систем. Наши SLA предусматривают мониторинг и обеспечение работоспособности как «железа», так и клиентских приложений, бизнес-процессов. Далее, одно дело поддерживать почтовую службу, и другое – ERP-систему для крупного предприятия. Поэтому и получается, что наши тарифы несколько выше, чем у хостинг-провайдера, но сравнивать их напрямую нельзя.
Иногда при расчете кейса мы приходим к выводу, что проект делать невыгодно. Например, нет смысла переводить инфраструктуру в наш ВЦОД, если ее можно развернуть на собственных мощностях заказчика. Такое случается в крупных компаниях, которые закупили оборудование для собственных ЦОДов на годы вперед. Перед ними как раз стоит задача эффективного использования имеющихся ресурсов.
Со стороны заказчиков к нам обращаются представители как ИТ-службы, так и бизнес-подразделений. Поэтому мы научились не только делать расчеты по бизнес-кейсам, но и обосновывать их разным категориям заказчиков. Представителей бизнеса всегда интересует ответственность поставщика услуги за нарушение SLA, а наша финансовая ответственность гарантирована. Такой подход оказывает большое влияние на настроение бизнес-заказчиков и демонстрирует наши конкурентные преимущества.