Спецпроекты

На страницу обзора
Рост спроса на тестирование ПО связан с потребностью в качестве

Сегодня бизнес более осознанно подходит к тестированию ПО, что сказывается на специфике спроса и объемах оказываемых услуг. Раньше тестирование было мало знакомо конечному пользователю и считалось одной из наименее сложных областей для входа в ИТ. Сейчас современный тестировщик — полноценный инженер, который использует инновационные технологии. А компании готовы тратить миллионы на тестирование систем и обучение собственных специалистов. О трансформации профессии, высоком спросе на услуги, нехватке кадров и экспансии в регионы в интервью CNews рассказала генеральный директор «ЛАНИТ Экспертизы» (входит в группу ЛАНИТ) Алена Горшкова.

Алена ГоршковаЛАНИТ Экспертиза

CNews: Какие направления тестирования сегодня пользуются наибольшей популярностью и почему?

Алена Горшкова: Самое активно развивающееся и быстрорастущее направление — автоматизированное тестирование. Автоматизация тестирования сокращает время вывода продуктов в эксплуатацию, что крайне важно на современном рынке с высокой конкуренцией. На такую популярность в какой-то степени повлияла и пандемия, когда практически все виды деятельности перешли в онлайн.

Все больше проектов, где автоматизация является основным инструментом контроля качества. Представьте, сколько времени потребуется, чтобы прогнать сотни, а то и тысячи тестов вручную? Много. А вот прогон такого же количества автотестов может занять всего несколько часов работы.

Алена Горшкова, «ЛАНИТ Экспертиза»: Мы умеем адаптировать технологические решения под потребности проектов

Помимо этого, технологии для автоматизации тестирования развиваются, множество инструментов находится в открытом доступе. Процесс автоматизации становится проще и доступнее. Если раньше все разговоры и обсуждения вокруг тестирования сводились к экономии денег, то сегодня для заказчиков важнее качество и скорость вывода продуктов на рынок.

CNews: То есть пандемия сыграла вам на руку.

Алена Горшкова: Можно и так сказать. Во-первых, спрос на тестирование увеличился, потому что выросла конкуренция в секторе B2C. Компании стали больше тестировать. С нами остались наши крупные заказчики, плюс пришли новые. Также некоторые компании использовали затишье, чтобы доработать свои системы, и перешли на новый уровень контроля качества.

Краткая биография

Алена Андреевна Горшкова

Во-вторых, множество процессов было перестроено в связи с переходом в онлайн. Несколько лет назад было сложно представить, что, например, закрытые банковские или страховые системы могут тестироваться удаленно. О переходе на удаленную работу говорили и раньше, но он произошел именно в пандемию. То, на что уходили годы, случилось за месяцы.

В-третьих, пандемия подтолкнула большое количество людей к смене деятельности, в том числе в сторону информационных технологий. А тестирование является хорошим стартом карьеры в ИТ. Мы серьезно расширили географию присутствия благодаря возможности работать дистанционно и не ориентировались на открытие региональных офисов.

CNews: Чем вызван повышенный спрос на тестирование сегодня?

Алена Горшкова: Высокой конкуренцией за потребителя во всех сферах. Если клиента не устраивают скорость, качество или удобство услуги, то он легко уходит к другому поставщику.

Сами системы становятся больше и сложнее. Требуется уделять больше внимания вопросам качества и организации процесса тестирования, так как системы комплексные, и ошибки в одном модуле могут влиять на другие. Объем функционала настолько велик, что бывает необходимо прогонять по несколько тысяч тестов. Без автоматизации тестирования с таким объемом уже невозможно справиться. Разработка становится более зрелой, и с методологической точки зрения тестирование стало ее неотъемлемой частью.

«Выросли и бюджеты заказчиков на тестирование, и объемы оказываемых услуг»

CNews: Как поменялся ИТ-бюджет компаний на тестирование в последние годы?

Алена Горшкова: Выросли и бюджеты заказчиков на тестирование, и объемы услуг, которые мы оказываем. Это заметно и по росту выручки. Например, в этом году наши показатели вдвое больше, чем в 2019 году. Крупные банки и компании сегодня тратят на тестирование миллиарды рублей.

CNews: Как рассчитывается стоимость проекта?

Алена Горшкова: Если специфика проекта позволяет, то мы работаем по фиксированным ставкам (модель T&M) с оплатой за отработанное время. В других случаях проводится предварительная оценка для определения стоимости. Сначала рабочая группа формулирует цели и задачи проекта, исходя из потребностей заказчика, затем собирает более детальную информацию по проекту для оценки трудозатрат.

Во-первых, спрос на тестирование увеличился, потому что выросла конкуренция в секторе B2C. Во-вторых, множество процессов было перестроено в связи с переходом в онлайн. В-третьих, пандемия подтолкнула большое количество людей к смене деятельности, в том числе в сторону информационных технологий

Для того чтобы рассчитать стоимость проекта, оцениваются трудозатраты технических специалистов и риски, связанные с выполнением проекта. Эту оценку можно провести двумя способами. Первый — Fixed Price модель — стоимость всего проекта устанавливается исходя из оценки всех работ по ТЗ заказчика. Второй — сервисная модель, когда определяется стоимость единичных услуг, которые заказчик может получить в нужный период при необходимости. На базе согласованной с заказчиком оценки формируется коммерческое предложение.

«Тестирование это не только поиск ошибок»

CNews: Какие технологии используются в тестировании?

Алена Горшкова: В тестировании используется такой же стек технологий, что и в разработке. Языки программирования Java и Python, фреймворки для разработки Spring и Django, инструменты CI/CD и ПО для виртуализации и контейнеризации: Docker, Kubernetes. Для мобильных приложений существуют нативные фреймворки. Есть узкоспециальные технологии, из популярных RestAssured, Selenide для автоматизации тестирования и Jmeter или LoadRunner для нагрузочного тестирования.

Среди более глобальных перспектив я бы выделила применение технологий ИИ в тестировании. Они будут в тренде и при анализе тестового покрытия, и в распознавании элементов интерфейса с помощью нейросетей.

Сейчас мы разрабатываем решение на основе нейронных сетей для автоматизации любых десктопных и мобильных приложений — на уровне идентификации изображений и оптического распознавания символов. Решение поможет компаниям с legacy-системами, которые сложно автоматизировать, перейти от ручного тестирования к автоматизированному. Качество тестирования возрастет, а вместе с ним и скорость прохождения регрессионного тестирования. Наше решение также поможет быстро и эффективно автоматизировать мобильные приложения даже небольшим командам разработки.

CNews: Автоматизация в конечном итоге заменит специалистов по ручному тестированию?

Алена Горшкова: Нет, не заменит. В некоторых процессах тестирования без участия человека просто не обойтись. Инженер по тестированию проводит много аналитической работы, изучает как должна функционировать система и как работает на самом деле.

Более того, функционал может быть настолько специфичным, что с ним проще справиться вручную, чем автоматизировать. Например, сложные операции, связанные с визуальным контролем — те же QR-коды, которые нужно проверять в ручном режиме.

CNews: Почему тестирование выделено в отдельное направление?

Алена Горшкова: Я бы отметила две основные причины. Во-первых, независимое тестирование необходимо в случаях, когда нужно подтвердить, что заказанный клиентом функционал реализован корректно.

Тестирование — это не только поиск ошибок. Главная задача тестировщика — проверить, что система разработана так, как ее задумали.

Во-вторых, тестирование необходимо при комплексном подходе — то есть, когда речь идет о системах, взаимодействующих с другими и влияющих на работоспособность смежных систем. Как правило, разработчик может протестировать свою систему, но не ее взаимодействие с другими.

«Нам нужно больше людей»

CNews: Современный тестировщик — кто он? Какими навыками нужно обладать для качественного тестирования?

Алена Горшкова: Все зависит от направления тестирования. Например, функциональное тестирование невозможно без конкретной информации о специфике работы системы. Поэтому здесь нужны навыки и знания аналитики: как система должна работать и вести себя в определенных ситуациях с учетом спецификаций и назначения.

Автоматизированное тестирование находится на стыке тестирования и разработки. Иногда такому тестировщику нужно автоматизировать проверку не только функционала систем и их взаимодействие, но и все пользовательские сценарии и их возможные вариации. Нужно уметь программировать, понимать, как работает тестируемая система, и уметь взаимодействовать со смежными командами тестирования и разработки.

Чтобы провести полноценное нагрузочное тестирование, необходимо обладать компетенциями аналитика, архитектора, разработчика и DevOps-специалиста.

Специалисту по нагрузочному тестированию нужно уметь выявлять, какие действия пользователей вызывают максимальную нагрузку на систему, уметь их запрограммировать, используя специализированные инструменты, и интерпретировать результат.

Дефицит тестировщиков на рынке вызван высокой конкуренцией за кадры

CNews: Сколько человек работает в вашей команде и что это за специалисты?

Алена Горшкова: Сейчас у нас в штате более 350 человек, 95% из которых инженеры по тестированию. Есть разделение на профессиональные уровни: senior, middle и junior во всех направлениях — функционального, автоматизированного и нагрузочного тестирования. Также у нас есть небольшая команда разработки. Среди наших сотрудников есть и те, у кого опыта в тестировании более 10 лет, и молодые специалисты, прошедшие обучение у нас и стажировку.

CNews: Это вы говорите про Школу тестирования?

Алена Горшкова: Да. Мы не только ищем сотрудников на рынке, но и сами занимаемся подготовкой кадров. Мы открыли и развиваем собственную школу — центр обучения тестированию. Программы рассчитаны как на младших инженеров, так и на опытных специалистов по всем направлениям тестирования. В нашей школе работают преподаватели с практическим опытом, которым хорошо знакома проектная работа. Мы также проводим обучение по запросу заказчиков.

CNews: Какими навыками нужно обладать, чтобы прийти в Школу тестирования и затем стать тес­тировщиком в вашей компании?

Алена Горшкова: Зависит от направления тестирования. При наборе в школу функционального тестирования, мы обращаем внимание на базовые знания теории тестирования и аналитические навыки.

Для работы в направлении автоматизации и нагрузки кандидат должен иметь навыки программирования на языках Java либо Python. Сегодня можно учиться и затем работать в нашей компании практически из любой точки мира.

CNews: Чем вызван дефицит тестировщиков на рынке?

Алена Горшкова: Дефицит вызван тем, что растет потребность заказчиков в тестировании. Поэтому за хорошие кадры идет высокая конкуренция. Несмотря на то, что во время пандемии люди массово перешли на удаленную работу и сотрудников теперь можно нанять из любой точки мира, специалистов все равно нужно больше. И не только нам, но и нашим коллегам по цеху.

Крупный бизнес стремительно развивается. Например, банки уже не просто специализируются на банковских услугах, а становятся экосистемами. Они набирают огромное количество айтишников и тестировщиков на зарплаты, с которыми сложно конкурировать, что, безусловно, приводит к перегреву рынка труда.

В регионах также не хватает специалистов. Если с инженерами функционального тестирования все еще не плохо, специалистов в части автоматизации и нагрузки очень мало. Поэтому мы решили готовить специалистов самостоятельно. И объемы обучения сильно выросли — как в регионах, так и в Москве.

CNews: А в каких регионах вы работаете?

Алена Горшкова: В 2016 году мы начали с Ижевска, затем с ростом проектов расширяли региональное присутствие, и добавились Челябинск и Уфа. Но если раньше мы видели необходимость офиса в новом для нас регионе, то сейчас это не так.

В 2020 году мы уже работали в 15 городах, а наши офисы были в трех: Ижевске, Москве и Челябинске. В 2021 году у нас трудятся специалисты из более чем 30 регионов.

«Нам хочется развивать собственное коммьюнити»

CNews: В чем ваше главное конкурентное преимущество?

Алена Горшкова: Мы умеем адаптировать технологические решения под потребности проектов. У нас есть отдел RnD, который занимается разработкой новых решений и их отладкой. Наше конкурентное преимущество в том, что мы реализовываем эффективные решения для своих клиентов.

Мы способны в кратчайшие сроки сформировать большую команду тестирования под нужды проекта. Например, на проектах, направленных на борьбу с Covid-19, в 2020 году мы увеличили команду функционального тестирования в два раза за три месяца, выстроив круглосуточное тестирование пропускной системы в Москве.

Раньше все разговоры и обсуждения вокруг тестирования сводились к экономии денег, сегодня для заказчиков важнее качество и скорость вывода продуктов на рынок

CNews: С какими вызовами сегодня сталкивается компания?

Алена Горшкова:

Мы быстро растем и должны адаптироваться. Во-первых, приходится перестраивать внутренние процессы в связи с увеличением штата. В 2016 году, когда мы начинали, в команде было 11 человек, сейчас — более 350. Только за прошлый год компания увеличилась почти вдвое.

Во-вторых, мы сталкиваемся и с дефицитом кадров, о котором говорили выше.

CNews: Какие планы по дальнейшему развитию «ЛАНИТ Экспертизы»?

Алена Горшкова: У нас в планах рост бизнеса на 30%. В том числе, планируем выйти на зарубежные рынки.

Мы и дальше будем развивать применение технологий ИИ в инструментах для автоматизации тестирования. Планируем запустить вебинары по нашим решениям.

Раньше мы проводили закрытые конференции по тестированию, а теперь хотим сделать их общедоступными. Мы фокусируемся на технической проблематике автоматизированного и нагрузочного тестирования, поэтому считаем, что такой формат поможет развивать и коммьюнити тестирования тоже.