16+

 
Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

  • Мировые тенденции развития В2В 
  • Рынок В2В России: Состояние и перспективы 
  • К сфере В2В обычно относят системы автоматизации всех сфер межфирменного взаимодействия с использованием Интернет и других каналов передачи данных. Однако, подавляющее большинство форм межфирменного взаимодействия прямым, или косвенным образом, направлены на улучшение информационного обмена с целью повышения эффективности проведения коммерческих операций. Это, в первую очередь, относится к процессам снабжения сырьем, материалами и комплектующими, а также, к реализации продукции или услуг.

    Полный текст исследовательского отчета "Российский рынок В2В", проведенного компанией IB Partners, вы можете заказать на сайте CNews.ru со скидкой 10% здесь

    Мировые тенденции развития В2В

    По оценкам аналитической фирмы Forrester Research, за период с 1998 по 2003 год, объем онлайновой торговли в сфере бизнеса (В2В) возрастет с 48 млрд. долл. до 1 триллиона долл., что примерно в 10 раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С.

    В начале 2001 года консультационная и аналитическая фирма e-Marketer опубликовала прогнозы развития мирового рынка В2В. Хотя ее оценки значительно отличаются, обе компании сходятся во мнении, что этот сектор экономики будет бурно развиваться, и его оборот будет ежегодно практически удваиваться. Эта тенденция подтверждается и прогнозами других компаний.

    Прогноз роста оборотов в секторе В2В по регионам (млрд. долл.)

     20002001200220032004В % от общего оборота в 2004 г.
    Северная Америка159,2316,8563,9964,31600,857,7%
    Юго-Восточная Азия36,268,6121,2199,3300,610,8%
    Европа26,252,4132,7334,1797,328,7%
    Латинская Америка2,97,917,433,658,42,1%
    Африка/Ближний Восток1,73,25,910,617,70,6%
    Всего226,2448,9841,11541,92774,8100,0%
    Источник: eMarketer, 2001Business2business.ru

    И на эту тенденцию вряд ли сильно повлияют такие факторы, как общее снижение деловой активности и спад на рынке акций высокотехнологических компаний. Более того, экономические проблемы будут даже стимулировать использование новых методов ведения бизнеса с целью снижения производственных и непроизводственных издержек и повышения рентабельности инвестиций.

    На чем же базируются столь оптимистичные прогнозы большинства западных аналитиков? Во-первых, от прогресса никуда не уйдешь. Хотим мы этого, или не хотим, но мировая экономика находится на этапе информационной революции, когда все физические процессы производства и перемещения товара начинают составлять лишь незначительную часть его рыночной стоимости. А остальное - это непроизводственные расходы, львиную долю в которых составляет информационный обмен между участниками рынка. Во-вторых, в современном мире поддержание конкурентоспособности компании в значительной мере зависит от скорости обмена информацией и быстроты принятия решений. Электронные же технологии ведения бизнеса как раз и позволяют повысить эффективность этих процессов.

    Преимущества электронного ведения бизнеса не дают покоя компаниям, работающим как в сфере электронной коммерции, так и традиционных секторах экономики. Несмотря на громкие провалы многих известных компаний, в интернете появляются все новые онлайновые торговые площадки. Их создатели пытаются разработать новые стратегии, направленные на обеспечение окупаемости и снижение расходов для их участников.

    Какие же основные направления торгово-коммерческой деятельности фирм и предприятий обычно являются объектами внедрения технологий В2В?

    Корпоративные информационные системы

    В последние годы большинство предприятий проводят радикальные изменения, в организации внутренних процессов с целью повышении эффективности своей деятельности. В этом огромную роль играют корпоративные информационные системы (КИС или ERP - enterprise resource planning), нацеленные на автоматизацию взаимодействия всех структурных подразделений.

    Создание системы ERP является первым шагом предприятия на пути к рынку В2В. Именно вокруг такой системы создаются приложения для электронной коммерции и другим онлайновым технологиям межфирменного взаимодействия. Автоматизация процессов внутрифирменного взаимодействия началась несколько лет назад, в течение которых наблюдался рост рынка корпоративных информационных систем. И эта тенденция сохранится в ближайшие годы. По прогнозам компании IDC, объем мирового рынка КИС к 2004 году удвоится по сравнению с 2000 годом и достигнет 44 млрд. долл.

    Более того, по мнению аналитиков компании Gartner Group, на смену электронной коммерции грядет эра совместной коммерции (collaborative commerce), где предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но работают совместно над созданием новых товаров и услуг. Компания - покупатель, являясь выразителем интересов конечного потребителя, выступает в этом случае в роли одного из ключевых элементов системы во всем многообразии внешних связей.

    На этой волне возникает новая концепция корпоративной информационной системы ERP II (enterprise resource and relationship processing), предназначенной для управления ресурсами и внешними связями предприятий. Основная идея этой концепции - выход за рамки задач автоматизации и оптимизации внутренних бизнес - процессов предприятия. Движущей силой такой эволюции станет стремление покупателей и продавцов сотрудничать в группах по интересам и совместное создание продуктов и услуг, востребованных на рынке, а также решений, специфичных для конкретных отраслей.

    Системы снабжения

    Снабжение предприятий непроизводственными, а также производственными материалами и комплектующими всегда являлось источником головной боли для руководителей. По оценке аналитиков компании AMR Research, стоимость обработки и выполнения заказов на непроизводственные товары составляет около 70% всей стоимости закупки. Для товаров же производственного назначения, этот показатель может достигать 90%. Естественно, что с появлением сети Интернет, позволяющей продавцам и покупателям интерактивно взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния между ними, началось широкое использование Сети для автоматизации процесса закупок (e-procurement).

    За примерами успешного использования онлайновых систем снабжения далеко ходить не надо. Для компании Owens Corning (производство стекла и оптоволокна) электронная технология закупок стала важнейшим механизмом снижения издержек. Компания сообщила, что в результате ее внедрения ей удалось сэкономить до 60% от обычной цены при закупках питьевой воды в бутылях, до 25% на упаковочных лентах, и 10% в целом на производственных и непроизводственных материалах и услугах.

    Компания Ford Motor Company, за счет проведения закупок через электронную систему снабжения, сэкономила за 10 месяцев около 70 млн. долл., а в 2001 году экономия при покупке товаров производственного назначения составит около 350 млн. долл. Компании удалось сократить расходы на обработку одного заказа с 300 долл. до 15-20 долл.

    В связи с ростом онлайновых закупок растет и рынок программного обеспечения для поддержки корпоративных систем электронного снабжения (B2B e-procurement). Компания International Data Corp (IDC) оценила мировой рынок прикладного программного обеспечения для этих целей в объеме 1,4 млрд. долл. в 2000 году, и около 8,0 млрд. долл. в 2004 году.

    Важнейшей частью процесса поставок является система управление цепочками поставок. Эта услуга позволяет компаниям иметь постоянно обновляемую информацию о состоянии с выполнением заказа и перемещением товара от продавца к покупателю, прогнозировать и контролировать сроки отгрузки и доставки товара заказчику.

    Внедрение приложений для онлайновых закупок является важнейшим для компаний, автоматизирующих управление цепочками поставок. 83% крупных западных фирм внедряют системы электронного снабжения независимо или как часть решений для управления цепочками поставок. В недавно опубликованном исследовании, компания IDC оценивает рынок услуг по управлению цепочками поставок в 83 млрд. долл. к 2005 году.

    В целом, перспективы дальнейшего развития систем электронного снабжения и контроля цепочек поставок весьма радужны и как поставщики решений, так и создатели таких систем, настроены весьма оптимистично.

    Системы продаж

    Если и раньше процессу автоматизации процессов продаж и взаимодействия с покупателями в системах В2В уделялось достаточно внимания, то теперь поставщики решений для продавцов забили во все барабаны.

    Многие крупные компании уже развивают свои проекты по электронным системам поставок. Некоторые из них делают это через свои корпоративные сайты, работая напрямую со своими заказчиками, а другие - используя сети экстранет, связывающие их со своими дистрибьютерами и дилерами.

    Важную роль во взаимодействии продавца с покупателями играют системы управления взаимодействием с клиентами (CRM - Customer Relation Management). Они позволяют компаниям поддерживать постоянный контакт со своими клиентами, отслеживать их интересы и помогать им в выборе нужного товара. По оценкам аналитической компании International Data Corporation (IDC), к 2001 году мировой рынок таких услуг, предоставляемых различными компаниями, составит 97,8 млрд. долл., а в 2004 году он достигнет 125,4 млрд. долл.

    Не меньшими темпами будет расти и рынок ПО для онлайновых систем управления клиентской базой. Недавно журнал ANR Research выявил, что CRM - системы являются высокоэффективным средством успешного развития электронного бизнеса. Аналитики компании прогнозируют, что в период с 2000 по 2003 гг. объем продаж только программного обеспечения для управления клиентской базой вырастет более чем в три раза и достигнет 16,8 млрд. долл.

    Такой интерес к системам управления клиентской базой вполне понятен. Ведь давно известно, что удержать старого клиента во много раз дешевле, чем привлечь нового. А системы CRM позволяют существенно повысить качество обслуживания клиентов и сократить расходы по поддержанию с ними тесных связей. Поэтому, по прогнозам большинства аналитиков, рынок этих услуг будет постоянно расти.

    Торговые площадки

    Онлайновые торговые площадки автоматизируют все основные процессы купли-продажи между предприятиями. Различают три основных вида торговых площадок В2В:

    • Независимая торговая площадка Independent trading marketplace), создаваемая независимым оператором;
    • Частная торговая площадка или Private marketplace, создаваемая одним предприятием;
    • Отраслевая торговая площадка или Industry sponsored marketplace, создаваемая несколькими предприятиями отрасли.

    В конце 2000 года большинство зарубежных, да и российских экспертов, сходились во мнении, что наиболее перспективным направлением развития электронной коммерции в секторе В2В можно считать создание независимых онлайновых торговых площадок или электронных бирж. Ведь именно с их помощью можно создать глобальные торговые системы с открытым доступом для всех игроков рынка.

    Но первые результаты их работы показали, что на практике объемы торгов на многих из них оказались менее значительными, чем предполагалось. Многие независимые онлайновые биржи, еще недавно занимавшие первые строки в материалах по электронной коммерции, начинают закрываться или менять направление своей деятельности.

    Наиболее крупные закрытия бирж В2В в 2001 году

     Отрасль/продукцияГлавные спонсоры
    Dellmarketplace.comУслуги малому бизнесуDell Computer
    MaritimeDirectДоставка грузовНезависимая биржа
    Pepmarket.comЭлектроэнергияPotomac Electric Co.
    TotalMRO, MRОverstocksОбслуживание и ремонтWW Grainger
    PetrocosmНефтехимияChevron, Texaco
    GoCargo.comДоставка грузов, логистикаНезависимая биржа
    EGardenСад и огородUS Home & Garden
    MetalSiteСталелитейная пр-тьWeirton Steel, LVA Steel
    MetalSpectrumСталелитейная пр-тьAlcoa
    Aluminium.comЦветные металлыDivine Interventures
    Источник: eMarketer, 2001 / I.B.Partners LLCBusiness2business.ru

    По данным компании Data Corp., из тысячи онлайновых торговых площадок, открытых за последние два года, лишь около ста продолжают успешно функционировать.

    Даже наличие крупного спонсора не гарантирует выживания. Например, сайт Dellmarketplace.com был закрыт после того, как компания Dell Computer быстро поняла, успех сайта Dell.com не приводит автоматически к активным продажам непроизводственных товаров на так мало продержавшейся В2В - бирже. Биржи Pepmarket и PetroCosm также были быстро свернуты, как только мощные фирмы-учредители поняли, что финансирование предприятий В2В не приносит легких доходов. Обе биржи были закрыты через 4 месяца после своего открытия, а их финансирование было прекращено на планке 1,4 млн. долл.

    Самые тяжелые потери понесли независимые биржи, выбитые из игры своими конкурентами. Например, конкуренция между 30-40 различными биржами в химической промышленности привела к закрытию нескольких из них, тогда как та же судьба постигла несколько стартапов в энергетической промышленности. Для некоторых причиной стала неудачно выбранная модель получения доходов или технологическая платформа, другие были выбиты из бизнеса отраслевыми биржами, управляемыми консорциумами компаний.

    На рынке В2В заметен процесс его консолидации, изменения моделей ведения бизнеса и смены приоритетов. Для многих бирж путем к спасению стало слияние с бывшими конкурентами. Кроме сделки ChemConnect - Enerva, примерами такой политики являются слияния Rooster.com и Pradium в сельскохозяйственной отрасли, MyAircraft и Air Newco в аэрокосмической промышленности, Dairy.com и INC2.com пищевой промышленности. Торговая площадка OrderZone (принадлежащая Grainger) приобретена компанией Works.com.

    Объединяя свои технологические платформы и клиентские базы, эти биржи намерены создать сквозные отраслевые решения, которые предоставят пользователям возможности как управления цепочками поставок, так и ведения онлайновой торговли.

    Еще для одной группы компаний, выходом из ситуации стало изменение бизнес - модели. Несколько бывших онлайновых бирж находятся в процессе перестройки в поставщиков технологий - либо создателей независимых бирж, либо поставщиков ПО для вертикальных порталов.

    Например, компания Citadon стала еще и поставщиком кооперационных решений для инженерной и строительной отраслей, а FuelQuest сейчас сфокусировалась на продаже интеграционных технологий управления цепочками поставок для нефтяной промышленности. Компания e-Steel теперь продвигает себя, как поставщика решений для управления цепочками поставок, а Altra Market Place диверсифицировала свои доходы, продавая программное обеспечение. VerticalNet, оператор 57 вертикальных торговых площадок, включила сферу своей деятельности консультационные услуги, горизонтальные услуги (включая финансы и логистику), предоставление технологий и инфраструктуры, услуги по венчурному финансированию. Компания FairMarket из оператора аукционов по продаже компьютерного оборудования превратилась в поставщика услуг и программных продуктов. А компания Ventro Corp. из оператора нескольких бирж (Chemdex, Promedix и др.) переквалифицировалась в поставщика технологий и услуг другим торговым площадкам.

    Однако были и исключения. В первую очередь среди бирж, торгующих стандартными товарами. Преимущество появления на рынке первым также стало фактором их успеха. Например, биржи ChemConnect и CheMatch демонстрируют быстрый рост объема сделок в течение первого полугодия 2001 года. Обе эти биржи потратили много усилий для того, чтобы заложить прочные технологические и организационные основы своего бизнеса.

    В прошлом году некоторые аналитики предсказывали, что к 2004 году в мире будет насчитываться до 10 000 онлайновых бирж. А всего несколько месяцев спустя, компания Forrester Research сделала смелый прогноз о том, что к 2003 году выживут не более 181 биржи.

    И, в общем-то, эту тенденцию можно объяснить. Открытые торговые площадки биржевого типа наиболее пригодны для торговли типовыми товарами с достаточно узкой номенклатурой в каждой товарной группе (нефтепродукты, химикаты, сельскохозяйственное сырье). Большинство же современных фирм имеют дело со сложными продуктами очень широкой номенклатуры, для приобретения и продажи которых биржевые торги малопригодны. Ведь в этом случае для покупателей весьма важно качество и технические характеристики комплектующих и материалов, поэтому они предпочитают работать с постоянными партнерами, услугами которых они довольны. Кроме того, в зависимости от сферы деятельности, компании, зачастую, больше заинтересованы либо в закупках, либо в продаже товаров или услуг. Поэтому, большее внимание они уделяют автоматизации именно необходимого им торгового канала - сбыта или снабжения.

    Рынок В2В России: Состояние и перспективы

    Российский рынок В2В находится в стадии становления. На его состояние оказывают влияние как внешние факторы, связанные с экономической и политической ситуацией в стране, так и внутренние, определяемые технической оснащенностью предприятий современными информационными системами и готовностью участников рынка к изменениям и внедрению систем электронной коммерции.

    Важным условием для развития электронной коммерции является рост парка персональных компьютеров (ПК) в стране. Россия, как всегда, удивляет мир. На глобальных рынках падает объем продаж ПК, а в Росси все наоборот. В США в 2000 году впервые объем продаж ПК за год снизился более, чем на 6%. Россия же, после спада в 1998 году, лидирует по темпам роста компьютерного рынка среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. В 2000 году российский рынок ПК вырос на 25%. А в 2001 году, по различным оценкам, он снова вырастет на 20-30%.

    Динамика российского рынка ПК (млн. шт.)

    Источник: IDC Russia, 2001Business2business.ru

    Общая же оценка парка персональных компьютеров в России колеблется от 6 до 12 миллионов штук. К сожалению, на более точные оценки рассчитывать трудно из-за закрытости большинства фирм и огромной доли практически бесконтрольного "серого" импорта.

    По оценкам экспертов, для того, чтобы в России сформировался мало-мальски приличная информационная база, необходимо продавать 5-6 млн. компьютеров в год. А это пока невозможно по двум причинам: слишком низкая зарплата и слишком высокая цена компьютера. В результате, в целом низкая компьютерная грамотность населения. По некоторым оценкам, 75% населения страны не разу не подходили к компьютеру.

    Правда, программа "Электронная Россия 2000-20010" предусматривает к 2010 году шестикратное увеличение числа ПК в корпоративном секторе, и четырехкратное - в личном пользовании. Но и эти темпы явно недостаточны для достаточного уровня компьютеризации в стране.

    Еще одним фактором, влияющим на рынок электронной коммерции, является активность использования сети Интернет. По оценкам российских аналитиков, активная аудитория Рунет превышает 3 млн. человек, т.е около 2,5% населения. Около 70% аудитории приходится на крупные города. Причем, в Москве сосредоточено 25% пользователей Рунет. Но даже в наиболее развитом регионе - Москве - российский рынок Интернет сегодня находится примерно на том же уровне, что США в 1996 году.

    Тем не менее, использование Сети для межфирменного взаимодействия развивается весьма активно. Ведь внедрение электронных методов ведения бизнеса определяются производственной необходимостью. Здесь все решает экономическая выгода от внедрения новых технологий. Большинство крупных и средних российских предприятий уже поняли удобства, получаемые ими при использовании Интернет в ведении бизнеса. Сектор корпоративной электронной торговли характеризуется тем, что подавляющее большинство предприятий и фирм обеспечены компьютерами и имеют выход в Интернет, а системы доставки и проведения платежей, пусть даже пока офлайновые, достаточно хорошо отлажены. Кроме того, на фоне экономического подъема, объем межфирменной торговли будет постоянно расти.

    Каковы же причины, по которым российские компании внедряют у себя технологии В2В?

    Преимущества от внедрения В2В - решений на российском рынке

    Источник: IMA Group, April 2001Business2business.ru

    Интересные результаты были получены компанией "Альянс Медиа", проведшей в сентябре 2001 года опрос посетителей своего сайта, большинство и которых являются представителями бизнеса. Им был задан один вопрос: "Какие элементы электронного ведения бизнеса вы используете?".

    Элементы электронного ведения бизнеса, используемые российскими предприятиями.

    Источник: "Альянс Медиа", сентябрь 2001 года Business2business.ru

    Российские бизнесмены, работающие в сети, достаточно широко используют различные элементы электронного ведения бизнеса в своей деятельности. Несомненно, следующими их шагами будут меры к интеграции этих элементов в единую систему и переход к тем или иным видам технологий В2В.

    В свете сказанного, перспективность направления В2В для российской части Интернет, представляется очевидной. Хотя аудитория российского сектора Интернет не столь многочисленна в сравнении с ведущими западными странами, деловые круги России предпринимают значительные усилия по внедрению в свою деятельность современных информационных и телекоммуникационных технологий.

    Торговые площадки

    Многие российские предприятия, особенно крупные, уже обзавелись хорошими линиями связи, создали мощные внутренние вычислительные сети, системы платежей и поставок у них налажены, а проблема роста аудитории Рунет (русский Интернет) к электронному бизнесу между предприятиями никакого отношения не имеет. Именно поэтому на российском рынке онлайновой торговли, вслед за западным, происходит быстрое смещение акцентов с розничной системы на межфирменную.

    За последние несколько месяцев 2001 года произошел бурный рост числа новых В2В - проектов в различных отраслях российской экономики. Исследование, опубликованное в начале 2001 года фирмой The Boston Consulting Group, показало, что российский сектор В2В экономики находится в начальной стадии развития. Исследование выделило более пятидесяти действующих и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых создано в металлургии и отраслях ТЭК. Примерно такое же количество торгово-информационных проектов В2В было зарегистрировано в начале 2001 года на сайте business2business.ru, который, по мнению журнала "Business online", в настоящее время "наиболее полно отражает проекты В2В в Рунет". К концу же октября 2001 года, то есть чуть более чем через полгода, число таких проектов удвоилось и перевалило за сотню.

    Рост числа российских В2В - проектов за шесть месяцев 2001 г.

    Источник: IB Partners Business2business.ru

    Более чем двукратное увеличение числа ресурсов В2В в российском секторе Интернет всего за полгода, показывает огромный интерес российских компаний к электронным технологиям ведения бизнеса.

    Наибольшее число российских онлайновых проектов в секторе В2В создается в металлургической, топливно-энергетической, лесоперерабатывающей и компьютерной отраслях. Они же показывают значительный рост. Менее, чем за год, резко увеличилось число В2В - ресурсов в продовольственном и строительном секторах экономики. Появились, также, первые проекты в области снабжения и аренды приложений.

    Однако следует отметить, что только около половины этих ресурсов являются торговыми площадками, предоставляющими минимальный набор функций по поддержке операций купли-продажи. Не более трети российских торговых площадок способны структурировать хотя бы часть сделки, и текущий объем транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен. Остальные же являются либо информационными ресурсами, либо представляют собой доски объявлений.

    Динамика развития российских В2В - проектов в 2001 году

    Источник: IB Partners LLC, 2001Business2business.ru

    Интересно также рассмотреть статистику посещаемости ресурсов В2В в Рунет. По данным счетчика SpyLOG, рассчитанным по выборке из 17 торговых площадок В2В, их ежедневная аудитория не превышает 3 тыс. посетителей в будний день и 12 тыс. посетителей в неделю. Правда, в расчет не взяты доски объявлений с открытым доступом и отраслевые информационные ресурсы, посещаемость которых выше. На площадках В2В невелика доля постоянной аудитории. Регулярно, т.е. 3 раза в неделю и более, на них заходят менее четверти посетителей. Средние ж Показатели посещаемости В2В площадок несколько выше, чем средняя посещаемость по Рунет. В среднем более 60% суточной аудитории площадок В2В составляют новые посетители.

    Проблемы и решения

    Интересные результаты были получены консультационной компанией Accenture в ходе исследования, касающегося состояния и перспектив использования систем электронного бизнеса в российской химической промышленности. Хотя полученные выводы относятся к конкретной отрасли, они характерны для всей промышленности России в целом.

    Исследование выявило, что у подавляющего большинства компаний стратегия в области электронного бизнеса практически отсутствует. Однако большинство опрошенных руководителей считают электронную коммерцию перспективным направлением в будущем, но в настоящее время, по их мнению, нет достаточных предпосылок для ее внедрения. Среди факторов риска при внедрении технологий электронного почти все химические компании отмечают следующие:

    • Неготовность персонала
    • Проблемы безопасности при передаче данных
    • Незавершенность законодательства по электронной торговле
    • Наличие коммерческих данных, которые не могут быть общедоступными
    • Неготовность контрагентов
    • Невысокая потребность в инновационных каналах сбыта

    Какие же действия предпринимаются российскими площадками В2В для претворения в жизнь своих замыслов? Сейчас этот сектор электронной коммерции находится в стадии становления и главной задачей его участников является развитие клиентской базы и превращение технологических идей в прибыльный бизнес.

    Большинство торговых площадок активно ищут источники доходов, достаточных для достижения самоокупаемости проектов. Расчет на рекламу не оправдался. Доходы от нее оказались мизерными.

    Интересные результаты были получены в исследовании, проведенном летом 2001 года консультационной той же компанией Accenture. Ее специалисты обследовали 12 наиболее известных электронных торговых площадок в четырех отраслях - нефтяной, химической, черной и цветной металлургии. В ходе исследования был проведен опрос руководителей этих площадок.

    Хотя исследование касалось только части российских онлайновых торговых площадок, его результаты вполне отражают состояние и общие тенденции в развитии рынка В2В в стране.

    Анализ результатов обследования показал, две трети из исследованных торговых площадок были созданы в 2000 - начале 2001 года. Объемы торговых сделок на них составляет в среднем около 3 млн. руб. в месяц.

    Примерно половина площадок являются просто досками объявлений, а остальные - биржами, предоставляющими участникам возможность заключать в рамках площадки сделки купли-продажи с использованием различных торговых механизмов.

    В среднем число зарегистрированных участников досок объявлений составляет 1250, тогда как бирж - всего 70. При этом число активных участников, совершающих не менее одной сделки в день, составляет в среднем 17%, что свидетельствует о низкой торговой активности площадок.

    Исследование также показало, что большая часть площадок создана продавцами и ориентированы они на покупателей. Иными словами, онлайновые биржи выступают в качестве одного из каналов сбыта продукции продавцов. Половина торговых площадок создана лидерами отраслей, что обеспечивает таким площадкам достаточную ликвидность.

    Среднее число продавцов и покупателей бирж

    Источник: Accenture, 2001Business2business.ru

    Торговые площадки России пока не приносят прибыли, и перед ними остро стоят вопросы повышения прибыльности и ликвидности. В поисках решений для повышения рентабельности своей деятельности площадки используют различные стратегии. Они направлены на снижение операционных расходов, расширение клиентской базы и поиск новых путей получения прибыли. Обычно используются две стратегии: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.

    Типы экспансии российских торговых площадок

    Источник: Accenture, 2001Business2business.ru

    Как видно из диаграммы, руководители российских торговых площадок предполагают, в первую очередь, повысить рентабельность за счет географической экспансии и изменения модели ведения бизнеса. Географическая экспансия позволяет расширить круг клиентов за счет охвата больших территорий и предприятий, а изменение бизнес - модели помогает более полно удовлетворять разнообразие потребностей клиентов.

    Российские торговые площадки планируют также достичь увеличения числа участников путем расширения спектра предоставляемых услуг, развития механизмов торговли и внедрения механизмов доверия клиентов.

    Предоставление широкого спектра дополнительных услуг, помогающих в проведении транзакций, делает торговую площадку более привлекательной для участников.

    Доля площадок, планирующих расширение спектра услуг

    Источник: Accenture, 2001Business2business.ru

    Следует отметить, что услуги по предоставлению информации и технической поддержке уже предоставляются российскими торговыми площадками и, поэтому, они не нашли отражения в данной диаграмме.

    Около трети торговых площадок планируют внедрение новых механизмов торговли, главным образом аукционных и возможности онлайнового согласования цен и условий продаж. Среди внедряемых механизмов доверия наибольшее внимание уделяется страхованию сделок (58%), рейтингу репутации участников (40%), сертификации качества товаров (33%).

    Интересно отметить, что у большинства российских торговых площадок отсутствуют планы по развитию интеграции с корпоративными информационными системами управления предприятий (КИС). В отличие от западных площадок планы, интеграции с КИС предприятий-клиентов есть только у 20% площадок, остальные не рассматривают интеграцию в качестве приоритетного направления развития. Во многом это объясняется низким уровнем автоматизации бизнес - процессов на самих предприятиях клиентов.

    Расширение спектра предоставляемых услуг и функциональных возможностей является для российских торговых площадок не просто попыткой стать более привлекательными для потенциальных участников. Торговые площадки также ожидают изменения структуры доходов в сторону увеличения поступлений от предоставляемых услуг при одновременном уменьшении прибыли от рекламы.

    Доля площадок, планирующих развитие новых источников доходов

    Источник: Accenture, 2001Business2business.ru

    Большинство площадок считают, что их доходы от рекламы и абонентской платы в будущем году будут уменьшаться.

    Объемы рынка

    Статистика о развитии этого сектора экономики в России весьма скудна и очень противоречива. Ведущие инвестиционные компании и банки дают весьма противоречивые оценки его перспектив - от достаточно оптимистичных до весьма скептических. Однако, при всей сложности оценок, можно вывести некие средние показатели, которые, скорее всего, близки к реальности. По оценкам PricewaterhouseCoopers (PwC), рынок Интернет - консалтинга в 2001 году составит 10-15 млн. долл., рынок Интернет - маркетинга, по оценкам Arthur Andersen, достигнет в 2001 году 25-30 млн. долл., в том числе, по данным StockAccess.com, 10 млн. долл. в онлайновой рекламе. Электронная коммерция - самый сложный момент для оценки. Но большинство аналитиков, включая экспертов "Альфа - банка", PwC, StockAccess.com, склоняются к показателю 30-40 млн. По оценкам Госкомсвязи, общий объем электронной торговли в российском секторе Интернет в 2001 году достигнет 34 млн. долл. С учетом мировой практики, на долю В2В приходится около 90% всей онлайновой торговли. В результате, российский рынок электронной коммерции в секторе В2В в этом году составит 25-30 млн. долл.

    А как видится аналитикам российский сектор В2В в ближайшие годы? Как российские, так и западные консультанты не скупятся на прогнозы о большом росте в секторе В2В. Так, в июньском 2000 года исследовании компании Brunswick Warburg предсказывается, что в 2003 году общий объем рынка электронной коммерции в России составит $5,2 млрд., из которых $4,25 млрд. придется на сектор В2В. Объемы электронного взаимодействия между предприятиями в России, по мнению экспертов Brunswick Warburg, будут расти в среднем на 245% в год.

    Прогноз развития рынка В2В в России (млн. долл.)

    Источник: Brunswick Warburg Business2business.ru

    Но прошлогодний ажиотаж на рынке Интернет прошел, и прогнозы стали несколько скромнее. Так, в своем апрельском исследовании 2001 года, компания IMA Group оценила российский рынок В2В в 2004 году всего лишь в 2 млрд. долл. Тем не менее, большинство аналитиков считают, объем торговли в секторе В2В на российском рынке будет ежегодно практически удваиваться.

    Аналогичные оценки дают и аналитики компании "Тройка Диалог". По их даже пессимистической оценке оборот электронной коммерции в секторе В2С в 2001 году составит около 40 млн. долл. с ростом до 126,4 млн. долл. в 2003 году и до 240 млн. долл. в 2004. С учетом того, что по мировой статистике оборот в секторе В2В примерно в 9-10 раз превышает оборот сектора В2С, получается, что российский рынок В2В вырастет до 1,1 - 1,3 млрд. долл. в 2003 году и до 2,1 - 2,4 млрд. долл. в 2004.

    Исследование же компании The Boston Consulting Group, о котором мы уже упоминали, показало что, несмотря на отставание от использования технологий Интернет в бизнесе, традиционные российские компании предсказывают рост проникновения B2B. Они ожидают, что объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22.3 миллиарда евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. 87% опрошенных руководителей крупных российских компаний утверждают, что до 2004 года они планируют инвестировать, по крайней мере, в одну электронную торговую площадку.

    Так что, руководители российских компаний более оптимистично, чем западные аналитики, смотрят в будущее сектора В2В в России.

    В ближайшие годы следует ожидать следующих событий в области межфирменной онлайновой торговли:

    • Победитель получит все. Квадратичная зависимость роста объемов торгов от числа активных клиентов позволит создать еще большие преимущества для успешно действующих онлайновых торговых площадок по сравнению с конкурентами, позднее вышедшими на рынок.
    • Вертикальные площадки будут развивать связи с функциональными узлами (горизонтальными площадками). Первые из них владеют знаниями специфического рынка, а вторые - знанием специфического бизнес - процесса. Поэтому они смогут прекрасно дополнять друг друга в деле расширения общей клиентской базы. В таких альянсах взаимодействие с клиентами в основном будут осуществлять вертикальные узлы.
    • Биржевые модели будут развиваться за счет внедрения дополнительных функций и, главным образом, на рынках стандартных товаров. По мере развития клиентской базы и программного обеспечения узлов межфирменной торговли начнут предлагаться такие услуги, как форвардные сделки и опционы.
    • Большинство фирм, за исключением самых крупных, откажутся от создания собственных торговых площадок. Первое поколение систем межфирменной онлайновой торговли создавались фирмами-производителями. Но такое решение накладывает ограничение на развитие клиентской базы торговой площадки (на таком узле фактически представлен лишь один продавец), и оно уступит место специализированным крупным торговым системам.
    • Наибольший прирост активности придется на частные и отраслевые торговые площадки, способные в большей мере, чем независимые, удовлетворить потребности участников за счет узкой специализации.
    • Следует ожидать дальнейшего роста числа электронных торговых площадок, в первую очередь в таких отраслях, как автомобильная, фармацевтическая медицинская отрасли промышленности. Также перспективной отраслью для внедрения технологий В2В является оптовая торговля фасованными товарами.
    • На рынок начнут выходить все больше малых и средних фирм. Анализ аудитории российских площадок В2В показывает, что большинство их посетителей являются именно представителями малого и среднего бизнеса, ищущими путей расширения своей клиентской базы и повышения эффективности своей деятельности. Для этой группы предприятий весьма привлекательна аренда приложений, что повлечет за собой развитие этого сектора рынка.

    Торговые площадки в России находятся в постоянной борьбе за существование и, несмотря на разнообразные попытки повышения доходности, сравнительно немногим из них удается выжить в своей изначальной роли организатора торговли в сети.

    Сможет ли коммерческая часть Рунет развиваться такими же темпами, как презентационная, сказать сложно. Многое, как было сказано выше, зависит от правительства, которое должно отрегулировать некоторые правовые вопросы электронной коммерции, но еще больше от самих бизнесменов, которые должны решиться на серьезную структурную перестройку своего бизнеса. Впрочем, если они не хотят работать в отрыве от мировой экономики, деваться им некуда: на Западе переход на электронные формы бизнеса - дело решенное.

    Конечно же, предсказание будущего - дело неблагодарное. Особенно в Российской действительности. Но тенденции быстрого развития онлайновой межфирменной торговли явно просматривается.

    Развитие любого рынка всегда требовало времени, упорства и финансов. Будем надеяться, что у российского B2B рынка все это будет.

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Вернуться на главную страницу обзора

    Обсудить

    Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS