Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Терминалы продаются лучше, чем ПК

Терминалы продаются лучше, чем ПКВ силу специфики работы по обслуживанию клиентов банки все больше используют терминальные решения. При своем небольшом объеме рынок терминалов интересен достаточно многим компаниям в силу, в первую очередь, большей нормы прибыли, чем на рынке ПК.

По сравнению с привычным настольным ПК у терминальных решений можно выделить несколько плюсов и минусов. Причем последние для финансового сектора, в отличие от других отраслей, практически не существенны. Минус терминальных решений как таковых — ограниченные возможности — многие вообще склонны считать плюсом. Для выполнения действий операционистов отнюдь не нужны высокопроизводительные компьютеры. Во-первых, все вычисления проводятся на терминальном сервере, а во-вторых, сами проводимые операции (работа с бухгалтерскими программами, ввод данных по платежам, работа со счетами клиентов и т.п.) не требуют использования больших ресурсов. Ограничение возможностей рабочего терминала в итоге становится причиной лишь того, что у сотрудника просто нет возможности отвлекаться от основной работы.

Преимущества терминалов

В маркетинговых описаниях терминальных станций на сайтах производителей говорится о том, что использование терминальных решений позволяет экономить от 5 до 50% по сравнению с аналогичным решением с персональными компьютерами. Как правило, точно сказать — что будет дороже, что дешевле — можно при закупке. Абсолютно одинаково могут стоить лицензии на использование серверной операционной системы и лицензии доступа к серверу. И в том и в другом случае необходимо также купить лицензии на использование операционной системы либо ПК, либо терминальной станции. Разница между стоимостью здесь невелика. Также не сильно отличаются  цены самого терминала и бюджетного настольного ПК. Самая большая разница обнаруживается в стоимости сервера. В случае терминального решения сервер, на котором проводятся все вычисления, должен обладать гораздо более серьезными мощностями и более внушительной емкостью системы хранения данных. Так что на этапе первоначальных вложений говорить об экономии не приходится.

Возможность экономить появляется уже на этапе работы. Срок службы настольного ПК составляет около трех лет, а терминала — как заявляют производители — десять. При необходимости нарастить вычислительную мощность не требуется модернизировать рабочие места, можно просто сделать апгрейд одного центрального сервера. В случае использования терминалов снижаются затраты и на администрирование системы, для управления не нужно обслуживать каждого тонкого клиента (иногда территориально разбросанных) — достаточно администрировать только сервер. На сервере устанавливаются необходимые программы, антивирус, firewall и т.д. Нет необходимости обеспечивать все терминалы источниками бесперебойного питания, так как все данные хранятся на сервере, и выключение питания не приведет к их потере. Кроме того, простота конструкции и отсутствие некоторых элементов ПК (жесткие диски, вентиляторы, оптические приводы и т.п.) повышают надежность терминала. Не последнюю роль играет малое энергопотребление, что существенное при реализации большого количества рабочих мест.

Еще одним положительным моментом является то, что программы, работающие на сервере, не нуждаются в пересылке данных сервер-клиент. Это позволяет им работать быстрее, что широко проявляется при использовании программ, требующих передачи больших объемов информации по локальной сети. Даже низкая пропускная способность канала терминал-сервер не становится проблемой при скачивании из интернета файлов большого объема. Причина опять же в том, что нет необходимости копировать файл на клиентскую машину, его можно открыть на сервере и приступить к работе.

В терминальном решении гораздо проще бороться со всеми угрозами информационной безопасности. Информация находится на сервере, а пользователи не могут скопировать ее на свои носители, так как дисководы отсутствуют, а доступ к портам может быть легко ограничен на уровне операционной системы. Именно информационная безопасность, к необходимости обеспечения которой приходят все большее число компаний, становится одним из основных стимулов популяризации терминальных решений.

Тонкий клиент через сеть, в том числе и через интернет, гораздо проще подключается к серверной системе, чем ПК. Его настройка занимает всего несколько минут. В плюсы терминалам можно также записать их размеры и абсолютную бесшумность работы. Компактные размеры (благодаря чему и появилось название «тонкий клиент») обеспечивают удобство расположение терминала: под дисплеем, вертикально или монтаж на вертикальные плоскости с помощью кронштейнов.

Кроме уже упомянутого главного минуса — высокой цены сервера, есть еще задача по обеспечению его безотказной работы, что в более сложной системе реализовать труднее. Резервирование работы основного сервера потребует покупки еще одного, сходного по цене и своим техническим характеристикам.

Поставки в России

Объем рынка терминалов в России сами игроки оценивают сегодня около 60 тыс. единиц. По темпам роста этот сектор опережает поставки ПК. Так, продажи за 2006 год у некоторых компаний выросли на 30%, при том, что поставщики ПК отмечают значительно меньшие показатели. Всего на этом рынке присутствуют порядка 20 производителей терминальных решений. При своем небольшом объеме рынок терминалов интересен достаточно многим компаниям, во-первых, как раз благодаря большим возможностям в плане продаж, большей норме прибыли, чем на том же рынке ПК. Во-вторых, вендоры стремятся поставлять как можно более полный спектр продукции, с тем чтобы «закрепить» за собой заказчика по всем максимально возможным направлениям.

Сегодня терминалы производят многие крупные игроки российского рынка ПК, в том числе Kraftway, K-Systems, Aquarius, Helios. Есть информация, что в этот сектор планирует выйти Depo. Из мировых лидеров, поставляющих терминалы на отечественный рынок, можно отметить Hewlett-Packard, Fujitsu-Siemens, Sun. Кроме того, есть компании, российские и западные, которые специализируются именно на терминалах, или получили известность благодаря этой нише. Например, Neoware, Wyse, «Ниеншанц», «АК-Системс», Relisys, Partner Tech и др.

Сегодня большинство компаний, производящих терминалы, поставляют с ними, как правило, бесплатно, собственно разработанные операционные системы: Kraftway Terminal Linux, AquaLinux, NeoLinux или другие Linux-подобные ОС. Но благодаря популярности таких продуктов как Internet Explorer или MS Office, большую популярность завоевало семейство операционных систем MS Windows: Windows CE, Windows XP Embedded. Образ операционной системы имеет небольшой объем и пишется на флеш-память терминала. Загрузка ОС занимает очень небольшое время — не более 20 секунд. Windows XP Embedded чаще используется для нестандартных терминалов с более широкими функциями: установка драйверов и приложений на сам клиент для работы с различным оборудованием (модем, сенсорный экран, детектор валют — для платежного терминала)

После успешной идентификации пользователя создается терминальная сессия, использующая протокол взаимодействия тонкого клиента с терминальным сервером. На рынке широкое развитие получили два протокола: Microsoft RDP и Citrix ICA. RDP (Remote Desktop Protocol — протокол удаленной системы) поставляется с терминальными серверными операционными системами Microsoft Windows.  ICA (Independent Computing Architecture, независимая архитектура вычислений) появился раньше, считается, что он предоставляет большее удобство в администрировании терминальной системы. Хотя считается, что функциональность обоих протоколов к настоящему времени почти одинакова.

Обычно мощность терминалов (частота процессора, память) соответствует параметрам ПК как минимум трехлетней давности. Однако, все же терминалы, даже в линейке одного производителя, могут различаться по производительности. Более мощные могут оснащаться автономными веб-браузерами, иметь поддержку сетевых интерфейсов (Wi-Fi, GPRS и т.д.). Однако в банках мощные терминалы не требуются, там скорее нужна доработка встроенного ПО для обеспечения работоспособности оборудования.

В свете увеличения внимания к информационной безопасности терминальные решения зачастую уже на стадии выхода от производителя конфигурируются аппаратными средствами аутентификации пользователей: смарт-карты, различные модели USB-ключей eToken. Это позволяет отказаться от уязвимой процедуры входа в систему по логину-паролю и перейти к использованию электронных ключей для безопасного доступа.

Тагир Мустафин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS