16+

 
Совместный проект При поддержке
 Ассоциация Российских Банков Журнал "Банки и технологии"


Интернет-банкинг: медленно, но верно
Обзор рынка услуг в России, Европе и США

Содержание:
  • И-банкинг в России
  • И-банкинг в Западной Европе
  • И-банкинг в США
  • Пример решения

    Интернет как глобальная сеть оказал и оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человечества, включая экономику и бизнес. Одним из важных аспектов использования интернета является дальнейшее развитие тенденции к глобальной мобильности и ликвидности капитала для всех категорий клиентов. На практике эта тенденция выразилась в появлении интернет-банкинга. За рубежом крупнейшие банки предоставляют самый богатый набор интернет-услуг. В России же использование интернет-технологий в значительной мере пока является не бизнесом, а похвальным стремлением к новаторству.

    Начиная с середины 1990-х годов, все большие число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети интернет. Первыми, кто представил свои услуги в интернете, были банки. В 1995 году западные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к своим счетам, позволяющий управлять ими из любой точки мира, где есть интернет. Такой доступ к счету через Сеть получил название интернет-банкинга. Сейчас под данным понятием подразумевается нечто большее, чем просто дистанционное управление счетом. Сегодня банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а также по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь и пр. Клиент через интернет может купить/продать иностранную валюту, а также торговать на фондовых рынках. Некоторые банки предоставляют такие услуги, как получение кредита и страхование депозитов, непосредственно через интернет.

    Еще до 1995 года, когда интернет не был так широко распространен, банки предоставляли удаленный доступ к счету через системы "Клиент-Банк". Для этого на стороне клиента устанавливалось специальное программное обеспечение, и обмен информацией с банком, как правило, происходил через прямое модемное соединение. Такие системы применялись в первую очередь корпоративными клиентами, и на Западе к сегодняшнему дню почти все банки модернизировали их до уровня Клиент-Интернет-Банк.

    Сам факт того, что многие услуги могут быть осуществлены дистанционно через глобальную Сеть, привел к тому, что сам банк как физический объект (здание и пр.), в принципе, может не существовать. В свою очередь, теоретически это приводит к снижению операционных издержек, уменьшению стоимости услуг и повышению прибыли самого банка. Именно по этим причинам с 1995 по 2000 год в США и в Европе стали открываться так называемые "виртуальные банки", у которых не существовало ни одного офиса. Открытие счета и управление им, получение кредита - все это осуществлялось только через интернет.

    В США к 2000 году насчитывалось 26 подобных кредитных организаций. Самым первым виртуальным банком считается американский Security First Network Bank, открывшийся 18 октября 1995 года. За первые полтора года существования средний прирост капитала банка составлял 20% в месяц, активы выросли до 40 млн. долларов, было открыто более 10 тыс. клиентских счетов. В Европе первым виртуальным банком был Advance Bank, дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия). Подразделение появилось в 1996 году.

    В 2000 году, когда стереотипы новой экономики развеялись и стало понятно, что не любая компания, действующая через интернет, может использовать сетевой эффект, а для клиентов банков главное - надежность и безопасность, а не доступ к счету 24 часа в сутки, многие виртуальные банки прекратили свое существование. Тем не менее, большинство из них было приобретено традиционными банками для использования их как одного из каналов предоставления собственных услуг.

    Интернет-банкинг в России

    В России, как и на Западе, интернет-банкинг вырос из систем класса "Клиент-Банк". И многие системы для юридических лиц сегодня являются "переходными". Появление российского интернет-банкинга принято отождествлять с системой "Интернет Сервис Банк", разработанной специалистами Автобанка в 1998 году, которая была предназначена исключительно для физических лиц. Клиенту для управления счетом требовался только стандартный браузер, а для хранения идентификационной информации служило специальное аппаратное средство, подключаемое к компьютеру. Сейчас же для обеспечения безопасности почти во всех российских системах используется специальное программное обеспечение, хранимое на дискете. Сама клиентская часть и интерфейс, как правило, реализуются при помощи либо языка HTML и Java-апплетов, либо специальных плагинов для веб-браузеров, т.е. на стороне клиента специальное программное обеспечение, в традиционном понимании, не устанавливается. Большинство российских банков для предоставления своих услуг через интернет используют системы, разработанные сторонними производителями, и только 12 банков используют собственные разработки.

    Участники рынка

    Так сложилось, что на российском рынке интернет-банкинга, помимо самих банков и их клиентов, принято выделять еще один институт - IT-компании, которые непосредственно разрабатывают и внедряют решения интернет-банкинга. Поэтому, говоря о системах интернет-банкинга российских банков, обычно упоминают и компанию-разработчика самого решения. Конечно, на Западе банки для построения своих интернет-услуг прибегают к помощи сторонних софтверных компаний, но их решения носят индивидуальный и кастомизированный характер для каждого банка. Наши же разработчики предлагают банкам стандартный программный пакет, на базе которого и развертывается система интернет-банкинга. Некоторые разработчики подобных систем устанавливают конкретную цену на свои продукты, которая может изменяться в зависимости от количества клиентских мест. Таким образом, многие российские банки имеют абсолютно идентичные системы, которые обладают одинаковыми функциями, интерфейсом, уровнем безопасности и пр.

    Ниже приведена таблица, в которую включены все российские банки, которые оказывают услуги интернет-банкинга. Нужно отметить, что здесь приведены только банки, имеющие системы с полноценным применением интернет-технологий. В таблицу не включены старые системы "Клиент-Банк", работающие под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи. Некоторые разработчики могут предлагать решения, в которых наряду с системами "Клиент-Банк" присутствует решение интернет-банкинга. Иногда оба модуля могут носить одинаковые названия. В исследованиях, проводившихся на рынке ранее, это, к сожалению, не учитывалось. Так, по данным исследования, проведенного компанией "Интернет-Маркетинг", на 1 января 2002 в российских банках установлено 323 интернет-системы (с учетом систем, находящихся в опытной эксплуатации). Реально же функционирующих полноценных систем интернет-банкинга на рынке намного меньше.

    Российские банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга

    БанкСистемаРазработчик
    АвтобанкИнтернет Сервис Банк, Электронный КлиентСобственная разработка
    АвтоградбанкWWW-БанкСобственная разработка
    АкадемхимбанкIbankБИФИТ
    Бадр-Форте БанкИнтернет-банкСобственная разработка
    Банк МФКБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    Банк Первое О.В.К. Интернет-БанкСобственная разработка
    Банк проектного финансированияБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    БелЭкономбанкБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    БИН-БанкIbankБИФИТ
    ВикингVIP-SystemСобственная разработка
    Гранкомбанкi-pay.ru БИФИТ
    Гута БанкТелебанк (физ. лица) Банк-Клиент Онлайн (юр. лица)СТЕП АП
    ДорожникIbankБИФИТ
    ДзержинскийИнтернет-БанкСобственная разработка
    ЗернобанкIbankБИФИТ
    Инвестиционный Торговый БанкIbankБИФИТ
    ИнвестсбербанкIbankБИФИТ
    Ингосстрах-Cоюз АКБИнтернет Сервис БанкАвтобанк
    Интеркредит МоскваIbankБИФИТ
    ИнтерпрогрессбанкКлиент-ТЕЛЕБАНКСтеп Ап
    КамчатпромбанкIbankБИФИТ
    КИП-банкIbankБИФИТ
    КомунибанкIbankБИФИТ
    Кредит Урал БанкIbankБИФИТ
    Космос КБИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Курский промышленный банкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Ланта-Банк 5NT OnlineДиасофт
    МДМ-Банкe-platСтеп Ап
    Менатеп СПбINetBank (абонентские платежи) Собственная разработка (Ramax International)
    МеталлургIbankБИФИТ
    МобилбанкИнтернет ОфисСобственная разработка
    Национальный КБIbankБИФИТ
    Национальный коммерческий банкIbankБИФИТ
    Номос-банкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Образование АКИБIbankБИФИТ
    ОмскпромстройбанкИнтернет-БанкСобственная разработка
    Петербургский социальный КБIbankБИФИТ
    ПримсоцбанкIbankБИФИТ
    РикомIbankБИФИТ
    РинвестбанкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    РОСБАНКБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    Россия АББанк-КлиентСобственная разработка
    РублевскийIbankБИФИТ
    Русский Генеральный БанкIbankБИФИТ
    Сахалин-ВестIbankБИФИТ
    СДМ-БанкIbankБИФИТ
    Северная казнаИнтернетБанкСобственная разработка
    Северо-Восточный Инвестиционный БанкБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    Снежинский банкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Судостроительный банкSbank.ruСобственная разработка
    ТомскпромстройбанкIbankБИФИТ
    УралинкомбанкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Федеральный банк инноваций и развитияБанк-Клиент/ИнтернетИНИСТ
    ЦентроКредитIbankБИФИТ
    ЧелябинвестбанкIbankБИФИТ
    ЭкспобанкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Эллипс банкТелебанк-ННСтеп Ап
    ЭнерджБанкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС
    Югра КБIbankБИФИТ
    ЯрБанкIbankБИФИТ
    Ярмарочный БанкИнтернет-Клиент (ДБО BS-Client)БСС

    Итого 61 российский банк в той или иной степени оказывают услуги через интернет. При этом всего в России на данный момент насчитывается около 1300 кредитных организаций. Таким образом, всего 4,7% российских банков оказывает свои услуги через интернет. Из них систему iBank от "БИФИТ" использует 28 банков, систему "Интернет-клиент" от "Банк'с Софт Системс" - 9 операторов, систему "Банк-Клиент/Интернет" от "ИНИСТ" используют 6 банков, системы "Степ Ап" внедрены в 4 банках, на рынке внедрена 1 система от "Диасофт", а 12 финансовых учреждений интернет-системы разработали самостоятельно. Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка.

    * В ходе исследования учитывались внедрения в 200 крупнейших банках России

    Общие аспекты технологий интернет-банкинга на российском рынке

    Говоря о системах интернет-банкинга в современной России, обычно подразумевается использование технологии "тонкий клиент", концепция которой сводится к тому, что все данные хранятся централизованно на банковской площадке и передаются на удаленный терминал клиента только по его запросу. Централизованно хранятся справочники валют, БИК, SWIFT, индивидуальные справочники для каждого клиента и пр. Клиент с помощью удаленного терминала (это может быть обычный компьютер, ноутбук, КПК или сотовый телефон) и стандартной программы (например, с помощью веб-браузера, если соединение идет через интернет) может просматривать и изменять информацию в "центральной" базе.

    Понятие тонкого клиента в рамках сервиса интернет-банкинга подразумевает, прежде всего, использование традиционных веб-технологий. Так, интерфейс системы реализован только при помощи языка HTML, в качестве протокола связи используется HTTP, для обеспечения безопасности используется технология SSL. Как правило, клиент работает через обычный веб-браузер, в банке устанавливается веб-сервер, в рамках которого исполняется веб-приложение. Войти в систему клиент может с любого удаленного терминала, подключенного к интернету. Для этого, как правило, ему требуется на сайте банка лишь ввести свой логин и пароль.

    Построение веб-приложений может быть осуществлено на базе стандартных продуктов, таких, как Apache, Microsoft Internet Information Server, Netscape Enterprise Server, Oracle Web Application Server и др. Многие из существующих западных систем интернет-банкинга построены именно по этой схеме. Понятно, что подобным решениям могут быть присущи и недостатки: относительно низкая безопасность передачи данных, невозможность использования механизма ЭЦП, интерфейс системы может быть неудобен для работы.

    В российских условиях, помимо традиционных программных средств, таких, как веб-браузер, на стороне пользователя часто устанавливается дополнительное программное обеспечение, которое позволяет работать с электронно-цифровой подписью и усовершенствовать SSL-протокол. В данном случае появляются свои проблемы: процедуры установки ПО у клиента, затрудненный вход в систему с любого терминала (так как предварительно на нем необходимо установить специальное ПО). Также для реализации интерфейса системы и обеспечения безопасности могут использоваться Java-апплеты, которые, будучи загружены клиентом через веб-браузер, выполняют функции клиентской программы.

    Так или иначе, независимо от того, какая схема используется для реализации клиентской части, вся система интернет-банкинга состоит из четырех модулей: клиентская часть системы; интернет-сервер, к которому обращается клиентская часть; бэк-офис, который является БД и хранит все документы клиентов, справочники, открытые ключи ЭЦП клиентов (может быть построен при помощи Oracle 8, MS-SQL 7, Progress, IBM DB2); шлюз к Автоматизированной Банковской Системе (АБС) - обеспечивает обмен данными между системами.

    Безопасность российских систем интернет-банкинга

    Вследствие того, что вся информация в системах интернет-банкинга между агентами передается по открытой сети интернет, безопасности данных систем разработчики уделяют большое внимание. Для входа в саму систему клиенту, как правило, требуется ввести логин и пароль, что, в свою очередь, уже является определенным барьером для несанкционированного доступа. Естественно, необходимо защитить эту информацию от перехвата во время ее передачи от клиента к системе. Как правило, для этого используется такое стандартные средство, как протокол SSL (Secure Sockets Layer), который является обязательным атрибутом любого современного браузера. Протокол был разработан компанией Netscape в 1994 году. SSL обеспечивает шифрование всей передаваемой информации, от компьютера клиента до сервера банка. Максимальная длина ключа, используемого в данном протоколе, - 128 бит, т.е. существуют 2128 возможных комбинаций "ключей". В России для передачи всех данных в системах интернет-банкинга могут использоваться дополнительные криптографические модули, помимо стандартного протокола SSL. Одним из самых распространенных алгоритмов является алгоритм RSA, длина ключа у которого обычно 1024 бит.

    Также для повышения безопасности и повышения юридической значимости транзакций в российских системах, как правило, предусмотрено использование клиентом электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Именно по этой "подписи" система аутентифицирует пользователя и позволяет совершить необходимую операцию. ЭЦП - последовательность байтов, формируемая путем преобразования подписываемого электронного документа специальным программным средством по криптографическому алгоритму и предназначенная для проверки авторства электронного документа. ЭЦП является подтверждением подлинности, целостности и авторства электронного документа. ЭЦП признается аналогом собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 Гражданского Кодекса РФ).

    Обычно первоначальный обмен ключами между клиентом и банком осуществляется на обычных дискетах без передачи ключей через открытые компьютерные сети. Секретный ключ клиента хранится на сервере сертификации банка и не имеет открытой публикации. На компьютер клиента для осуществления всех операций с ЭЦП устанавливается программное обеспечение, которое предоставляет банк. А все необходимые данные для клиента - открытый, закрытый ключ, идентификационные данные и пр., - обычно хранятся на отдельной дискете или в специальном аппаратном устройстве, который подключается к компьютеру клиента.

    Рейтинг качества услуг интернет-банкинга в России

    Ниже приведены результаты исследования, проведенного CNews.ru, по двумстам крупнейшим банкам России на наличие у них систем интернет-банкинга и их качества. Как показало исследование, всего 23 банка из 200 лидеров оказывают услуги по дистанционному обслуживанию через интернет. Таким образом, всего чуть более 30% банков, которые оказывают интернет-услуги, вошли в список 200 крупнейших банков России. Из них 11 предоставляют свои услуги только для юридических лиц, 2 банка - только для физических лиц и 10 банков предоставляют услуги для обеих категорий клиентов. В ходе исследования были составлены рейтинги для систем интернет-банкинга, предназначенных для физических и для юридических лиц.

    Для каждой из систем был установлен балл от 1 до 5. Банкам, у которых нет систем интернет-банкинга, присваивался рейтинг 0. Агрегированный рейтинг по системам для физических лиц учитывал следующие параметры (в скобках указаны значения, которые вычитаются из наивысшей оценки, если данный параметр отсутствует):

    1. Уровень защиты:
      • SSL - стандартная технология для защиты передачи данных, встроенная во все основные веб-браузеры (1);
      • Усовершенствованный SSL - подразумевает, что используется и простой SSL. Для обеспечения более длинного ключа в SSL на стороне клиента устанавливается специальное ПО (1);
      • Использование электронно-цифровой подписи. Для работы с ЭЦП на стороне клиента также должно быть установлено специальное ПО (1);
      • Аппаратное обеспечение (различные карты памяти и ридеры для их чтения, внешние аппаратные устройства хранения информации)(1).

    2. Простота в подключении/использовании:
      • Регистрация пользователя в системе без встречи с сотрудниками банка (1);
      • Отсутствие необходимости использования аппаратных средств (1);
      • Отсутствие необходимости использования специального ПО, хранимого на отдельной дискете (1/2);
      • Использование только HTML, а не Java (1/2);
      • Доступ с любого компьютера (1).

    3. Интерфейс системы.

    4. Функциональность системы:
      • оплата стандартных счетов (1/2);
      • денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке (1/2);
      • оплата счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины (1/4);
      • покупка и продажа иностранной валюты (1/4);
      • пополнение/снятие денежных средств со счета пластиковой карты (1/2);
      • открытие различных видов счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и перевод на них денежных средств (1/4);
      • получение выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах (1/2);
      • получение информации о поступивших платежах в режиме реального времени (1/4);
      • получение информации об осуществленных платежах и при необходимости отказ от неоплаченного платежа (1/4);
      • общение с сотрудниками банка через систему (1/4).

    Для оценки систем, которые предназначены для юридических лиц, были выбраны два основных параметра:

    1. Та же система оценки безопасности, что и для розничных систем интернет-банкинга.

    2. Функциональность системы:
      • полноценное расчетное и депозитарное обслуживание с использованием всех стандартных форм платежных и иных документов (1);
      • ведение архива платежных документов и поиск информации в архиве по различным критериям (1/2);
      • построение различных видов отчетов (1/2);
      • мультивалютность, получение в системе суммарных остатков в инвалюте и их эквивалента в национальной валюте (1/2);
      • поддержка многопользовательского режима, настройка профилей для каждого пользователя (1/2);
      • интеграция с бухгалтерскими программами/экспорт данных (1).

    Заметим, что здесь, как и в предыдущей таблице, рассматривались только системы, которые реально используют интернет (не рассматриваются старые системы "Клиент-Банк", работающие под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи).

    Банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга и входящие в число 200 крупнейших банков России по версии журнала "Эксперт"

    Рейтинг по активамБанкГородСистемаРейтинг системы для физ. лицРейтинг системы для юр. лиц
    19РосбанкМоскваРОСБАНКлайн03,25
    212МДМ-банкМоскваe-plat (Степ Ап)03,75
    317Менатеп Санкт-ПетербургПетербургДомашний банк3,50
    419АвтобанкМоскваИнтернет Сервис Банк, Электронный клиент4,43754,25
    526Гута-банкМоскваТелебанк, Клиент-Банк4,31254,25
    627БИНМоскваibank 103,75
    751Русский генеральный банкМоскваibank 13,753,75
    875Кредит Урал БанкМагнитогорскIbank03,75
    984"Центрокредит"МоскваIbank03,25
    1087"Ингосстрах-Союз"МоскваАвтобанк4,250
    1194"Северная казна"ЕкатеринбургИнтернетбанк4,3754,5
    1295Омский ПромстройбанкОмскИнтернет-банк03,5
    13109МежтопэнергобанкМоскваБанк++ Фининфор03,75
    14114"Югра"МегионIbank3,753,75
    15124Первое общество взаимного кредитаМоскваИнтернет-Банк3,52,5
    16126ЭкспобанкМоскваИнист03,25
    17128СодбизнесбанкМоскваIbank03,75
    18156Ланта-банкМоскваДиасофт43,75
    19159ЧелябинвестбанкЧелябинскIbank03,75
    20166СДМ-банкМоскваibank3,753,75
    21173"Снежинский"СнежинскДБО Интернет4,1254
    22181"Россия"Санкт-ПетербургСобственная разработка3,53,5
    23200Судостроительный банкМоскваSbank03,75

    Наивысшие оценки среди систем, предназначенных для физических лиц, получили собственные разработки банков. Прежде всего, это системы пионеров рынка: Автобанк (4,4), "Северная Казна" (4.4), Гута-банк (балл 4.3). Остальные использовали или решения компании "Бифит", или собственные разработки (которые оценивались от 3 до 4). Один банк использует систему компании BSS (4.1), а другой позаимствовал систему у Автобанка (4.2).

    Уровень качества услуг, оказываемых через интернет частным клиентам, в российских банках

    Рейтинг по активамБанкГородСистемаРейтинг системы для физ. лиц
    119АвтобанкМоскваИнтернет Сервис Банк4,4375
    294"Северная казна"ЕкатеринбургИнтернетбанк4,375
    326Гута-банкМоскваТелебанк, Клиент-Банк4,3125
    487"Ингосстрах-Союз"МоскваАвтобанк4,25
    5173"Снежинский"СнежинскДБО Интернет4,125
    6156Ланта-банкМоскваДиасофт4
    7-951Русский генеральный банкМоскваibank3,75
    7-9166СДМ-банкМоскваibank3,75
    7-9114"Югра"МегионIbank3,75
    10-1217Менатеп Санкт-ПетербургПетербургДомашний банк3,5
    10-12124Первое общество взаимного кредитаМоскваИнтернет-Банк3,5
    10-12181"Россия"Санкт-ПетербургСобственная разработка3,5

    В сегменте систем для юридических лиц явных лидеров не оказалось (оценки были в интервале от 2,5 до 4,5). Наивысшую оценку (4,5) опять же получил банк "Северная Казна". Таким образом, в сумме двух рейтингов именно этот банк набрал наивысший балл.

    Уровень качества услуг, оказываемых через интернет юридическим лицам, в российских банках

    Рейтинг по активамБанкГородСистемаРейтинг системы для юр. лиц
    194"Северная казна"ЕкатеринбургИнтернетбанк4,5
    219АвтобанкМоскваЭлектронный Клиент4,25
    326Гута-банкМоскваТелебанк, Клиент-Банк4,25
    4173"Снежинский"СнежинскДБО Интернет4
    512МДМ-банкМоскваe-plat (Степ Ап)3,75
    627БИНМоскваibank 13,75
    751Русский генеральный банкМоскваibank 13,75
    875Кредит Урал БанкМагнитогорскIbank3,75
    9109МежтопэнергобанкМоскваБанк++ Фининфор3,75
    10114"Югра"МегионIbank3,75
    11128СодбизнесбанкМоскваIbank3,75
    12156Ланта-банкМоскваДиасофт3,75
    13159ЧелябинвестбанкЧелябинскIbank3,75
    14166СДМ-банкМоскваibank3,75
    15200Судостроительный банкМоскваSbank3,75
    16181"Россия"Санкт-ПетербургСобственная разработка3,5
    1795Омский ПромстройбанкОмскИнтернет-банк3,5
    189РосбанкМоскваРОСБАНКлайн3,25
    1984"Центрокредит"МоскваIbank3,25
    20126ЭкспобанкМоскваИнист3,25
    21124Первое общество взаимного кредитаМоскваИнтернет-Банк2,5

    Если провести визуальный корреляционный анализ по полученным рейтингам, то видно, что уровень развития интернет-системы, используемой банком, не коррелирует с его позицией в рейтинге по активам. Если же провести строгий корреляционный анализ, то, напротив, заметна некоторая обратная зависимость между рейтингами. Коэффициент корреляции между рейтингом систем для физических лиц и рейтингом по активам составляет -0,025, аналогичный показатель по системам для юридических лиц - -0,022. Также был проведен корреляционный анализ по децилям, результат был тот же - результаты - 0,076 и 0,091 соответственно. Заметим, что все результаты анализа оказались статистически незначимы.

    Таким образом, можно сказать, что внедрение систем интернет-услуг и их качество на данном этапе происходит не под воздействием рынка (спроса), а скорее, зависит от менеджмента банка и его позиционирования на рынке. Например, "Автобанк" позиционирует себя как банк новых технологий, и это делает закономерными его нововведения. Реальный текущий спрос российского рынка на дистанционное обслуживание существует сейчас только со стороны юридических лиц, которые пока обходятся традиционными системами "Клиент-Банк".

    Регрессионный анализ не выявил зависимости между размерами активов банка и набором предоставляемых им интернет-услуг. Это позволяет сделать вывод, что ведущие банки (многие из которых вообще слабо используют интернет) пока не используют Сеть в продвижении своих продуктов. Наиболее инновационный подход демонстрируют средние и мелкие банки. Российские банки все еще не стремятся предоставить клиенту (как физическому, так и юридическому лицу) максимально широкий спектр услуг, включая интернет-сервис. И это несмотря на то, что большинство банков в России пытаются позиционировать себя в секторе розничных, универсальных кредитных организаций.

    Рынок интернет-банкинга в странах Западной Европы

    Несмотря на то, что американские банки предоставляют наибольшее количество услуг по сравнению с европейскими учреждениями, все же сама услуга интернет-банкинга в частном секторе является наиболее популярной именно в Европе. Так, по данным Datamonitor, в 2000 году 25,8% населения Швеции интересовалось услугой онлайн-банкинга, тогда как в США эта цифра составляла всего 6,5%. В Америке лидирующую позицию по популярности занимает интернет-трейдинг - в 2000 году им интересовалось 12,5% населения. К тому же, почти во всех европейских странах интерес к интернет-банкингу больше, чем к любым другим финансовым интернет-услугам, например, к интернет-страхованию или интернет-трейдингу.

    Как видно на графике, наименьшей популярностью финансовые интернет-услуги пользуются во Франции. Скорее всего, такая ситуация сложилась из-за того, что услуги традиционных банков стоят в этой стране дешевле, чем, например, в соседней Англии, где электронные банки получили большее развитие.

    По данным отчета аналитической компании Fitch IBCA, на конец 1999 года доля клиентов некоторых крупнейших европейских банков, пользующихся услугой интернет-банкинга, превышала 10%. Так, на момент исследования в SE Banken (Швеция) было 380,000 клиентов (25% от общего числа клиентов), в Merita-Norbanken (Финляндия/Швеция) - 1,030,000 (15%), в Deutsche Bank (Германия) - 650,000 (8%), в Barclays (Великобритания) - 540,000 (4%), в BSCH (Испания) - 500,000 (2%). К 2002 году эти показатели заметно возросли. Так, на конец 2001 года число пользователей интернет-системы банка Barclays составило 2,7 млн. человек, т.е. за два года выросло ровно в пять раз.

    По данным Datamonitor, в 2000 году в Европе услугой интернет-банкинга пользовалось около 7 млн. клиентов, что составляет почти 3% от общего числа клиентов европейских банков. К 2004 году ожидается, что проводить операции через интернет будут 22 млн. клиентов (более 7% от общего числа). На данный момент лидирующую позицию по числу пользователей банковских интернет-услуг занимает Великобритания, за ней следует Германия; ожидается, что такой расклад сил останется и к 2004 году.

    Естественно, с ростом интереса к интернет-банкингу со стороны клиентов будут расти и расходы банков на внедрение новых технологий. Так, если в 1999 году расходы европейских банков на внедрение и поддержку интернет-систем составили $362 млн., то, по предположениям Datamonitor, в 2004 году эти расходы составят уже $1,392 млрд. Предполагается, что наибольшие затраты осуществят английские, французские и германские банки.

    Рынок интернет-банкинга в США

    Как уже упоминалось, США отстают от Европы по уровню развития рынка услуг интернет-банкинга. Между тем, сам рынок интернет-банкинга возник именно в США и на данный момент все же является одним из наиболее развитых в мире. Прежде всего, это выражается в том, что клиент американского банка может получить максимальное количество услуг через интернет: помимо всех операций со счетом, покупки/продажи валют, торговли на фондовых рынках, клиент может застраховать свои депозиты, получить различные кредиты, получать персонифицированную финансовую информацию и пр. Также, в отличие от Европы и России, вход в саму систему интернет-банкинга для клиентов некоторых американских банков может осуществляться путем ввода данных пластиковой карточки (выданной банком клиента) на сайте банка. Также, сравнивая рынки России и США, можно отметить следующие особенности.

    Во-первых, американская интернет-система, через которую клиент осуществляет все операции, чаще всего не отделяется от сайта банка: у нее нет отдельного названия, пользовательский интерфейс/дизайн похож на интерфейс/дизайн сайта, вход в систему осуществляется с главной страницы банка и пр. Во-вторых, в США для обеспечения защиты используются только стандартные методы, в том числе самый распространенный протокол шифрования информации SSL. В-третьих, никакой абонентской платы и платы за подключение не существует. Можно смело сказать, что в США данный рынок услуг является рынком совершенной конкуренции, соответственно цены сводятся к издержкам по оказанию данной услуги. Понятно, эти издержки очень малы, поэтому могут быть покрыты за счет минимальных комиссионных.

    В США почти все крупнейшие банки оказывают услугу интернет-банкинга, в том числе Citicorp, Bank of America, Wells Fargo, Bank One, First Union. Всего 86 банков из 100 крупнейших банков Америки оказывают интернет-услуги. Несмотря на то, что все банки стараются предоставить своим клиентам полный спектр финансовых интернет-услуг, у некоторых банков существуют свои специфические черты в интернет-обслуживании. Так, Wells Fargo позволяет своим частным клиентам интегрировать свою систему с такими программами учета личных финансов, как Microsoft Money и Quicken, а Citibank позволяет клиенту составить годовую схему платежей по коммунальным и прочим услугам.

    Любопытно, что, по данным различных аналитических компаний, количество пользователей банковских интернет-услуг в США сильно разнится: от 8,8 млн. до 28,5 млн. человек. Основной услугой, которой клиенты американских банков пользуются через Сеть, является получение выписки со счета. Все аналитики предсказывают большие темпы прироста новых пользователей и увеличения спроса на различные виды банковских интернет-услуг. По прогнозам eMarketer, к 2004 году количество клиентов, работающих с банком через Сеть, составит 18, 3 млн., по оптимистичным прогнозам, уже к 2003 году это число достигнет отметки 48, 3 млн.

    Прогноз роста числа клиентов, работающих с банком через интернет в США (млн. чел.)

    Аналитическая компания200020012002200320042005
    eMarketer8.812.214.515.918.3-
    IDC9.914.717.120,422.8-
    Jupiter Media Metrix14.6----43.5
    Gomez Advisor21--48.3--
    Ipsos-Reid/Red Herring28.5-----

    Источник: eMarketer, 2001

    Автор обзора: Михаил Рамзаев

    Пример решения

    Современные технологии на службе клиентов Автобанка

    Чтобы лучше представить себе возможности систем интернет-банкинга для юридических и физических лиц мы предлагаем ознакомиться с одними из лучших решений данного класса - системами электронных платежей Автобанка. Система "Электронный клиент" позволяет юридическому лицу вести свой бизнес с комфортом и минимальными временными затратами, предоставляя возможность управлять своим счетом не выходя из офиса. Система "Интернет Сервис Банк" - решает задачу банковского обслуживания через интернет физических лиц.

    Система "Электронный клиент" разработана специалистами АКБ "Автобанк" и функционирует с 1994 г. Система предоставляет юридическим лицам и банкам-корреспондентам возможность удаленного управления банковскими счетами: получение выписок, отчетов, реестров операций, формирование платежных документов (платежные поручения, мемориальные ордера, заявки на покупку/продажу и обязательную продажу валюты, валютные переводы). Получение "актуальных" (текущего дня) валютных кредитовых авизо, курсов валют ЦБ РФ, реквизитов банков, состояние ДЕПО счетов, подтверждение об отправке/получении документов SWIFT, расшифровки коммунальных платежей.

    В системе применены технологии, обеспечивающие шифрование информации, передаваемой по каналам связи и электронную подпись платежных документов. Средства шифрования и электронной подписи, применяемые в системе, сертифицированы ФАПСИ

    № СФ/114-0334 от 26.05.2000 г. В качестве носителя ключей применены элементы памяти Touch Memory фирмы Dallas Semiconductor. Передача информации осуществляется по коммутируемым каналам банка или через интернет по протоколу FTP.

    Система "Электронный клиент" постоянно совершенствуется. Сменилось уже несколько версий программ, составляющих ее основу. Значительно возросла скорость обработки документов. По отзывам клиентов, использование данной системы позволило на 30-50 % увеличить обороты за счет ускорения расчетов.

    Автобанк бесплатно предоставляет в пользование и устанавливает системное оборудование, проводит обучение сотрудников компаний-клиентов. В течение всего срока пользования Банк осуществляет техническую поддержку системы, включая обновление версий. Ниже приводится обзор основных функций программы "Электронный клиент".

    С подробной информацией об Автобанке и представляемых им услугах можно ознакомиться на официальном сайте банка: www.avtobank.ru

    Интернет Сервис Банк

    "Интернет Сервис Банк" представляет собой совершенно новую форму банковского обслуживания физических лиц. "Интернет Сервис Банк" - это интерактивная компьютерная система, которая обеспечивает удаленное управление банковскими счетами из дома или с работы через глобальную сеть интернет. "Интернет Сервис Банк" обеспечивает доступ ко всем счетам клиента, открытым в Автобанке - текущим (рублевым и валютным), карточным, депозитным. Пользователь системы может сам определить перечень счетов, которые будут доступны ему через "Интернет Сервис Банк".

    Функциональные возможности системы

    С помощью системы "Интернет Сервис Банк" пользователь имеет возможность:

    • 24 часа в сутки, 7 дней в неделю иметь быстрый доступ ко всем своим счетам, открытым в Автобанке;
    • производить безналичную покупку/продажу иностранной валюты в соответствии с тарифами Автобанка;
    • проводить коммунальные и другие периодические (оператору мобильной, пейджинговой связи, интернет-провайдеру и др.) платежи;
    • оперативно размещать денежные средства во вклады (открывать срочные депозиты и вклады до востребования);
    • отзывать денежные средства с депозитов (закрывать их);
    • проверять наличие денежных средств на любом из своих счетов, открытых в Автобанке;
    • отслеживать историю движения денежных средств по своим счетам, а также получать выписки за любой период времени;
    • осуществлять переводы между своими счетами;
    • осуществлять безналичное перечисление денежных средств на счета иных лиц, открытые в Автобанке, в любых банках РФ и любых банках мира;
    • получать денежные средства со счетов иных физических или юридических лиц, открытых в Автобанке, в любых банках РФ и любых банках мира;
    • отслеживать по выбранным каналам связи (мобильный телефон, пейджер, электронная почта, факс, проводный телефон) движение своих средств по счетам и пластиковым картам (мониторинг) в реальном масштабе времени;
    • покупать и продавать ценные бумаги (интернет-трейдинг).

    Вход на сервер Интернет Сервис Банка
    (Вы можете поработать с демо-версией программы, более подробно ознакомиться с особенностями функционирования и войти в систему, если стали ее клиентом)

    ТАРИФЫ по обслуживанию пользователей системы "Интернет Сервис Банк"

    Безопасность системы

    Элементы управления Интернет Сервис Банком

    Контактная информация:
    E-mail: homebank@avtobank.ru
    Телефон: 723-79-99, 723-76-66, 978-00-00
    Официальный сайт ОАО АКБ "АВТОБАНК" www.avtobank.ru

    Полный текст интервью

    Вернуться на главную страницу обзора

    Содержание обзора:

  • Управленческие IT-решения в банковском секторе
  • Интернет-банкинг: медленно, но верно
  • Интернет-трейдинг: в томительном ожидании бума
  • Платежные системы: мировой рынок
  • Информационная безопасность в банковской сфере
  • Телекоммуникационные решения в банковской сфере
  • Динамика цен на акции компаний, предлагающих высокотехнологичные услуги в банковской сферах
  • Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS