16+


Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Межгосударственный информационно-маркетинговый центр     Cognitive

Cognitive Technologies: Создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ

После успешных примеров формирования информационно-маркетинговых центров в российских регионах был взят курс на создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ. Проект МИМЦ реализуется совместно компанией Cognitive Technologies и ИСА РАН (Институтом системного анализа РАН) в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в соответствии с решением Экономического совета СНГ.

Целью создания МИМЦ — обеспечение благоприятных условий для развития торгово-экономических связей экономических субъектов государств-участников СНГ, а также формирование и развитие инфраструктуры рынка товаров государств-участников СНГ, при котором обеспечивается равный и с минимальным количеством посредников доступ на него товаропроизводителей и покупателей.

Межгосударственный информационно-маркетинговый центр является частью системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ), которая создается в государствах-участниках СНГ с целью развития экономического сотрудничества между участниками национальных рынков. Он объединяет национальные информационно-маркетинговые центры, которые будут созданы в каждом государстве-участнике СНГ. При этом в России, национальный ИМЦ в свою очередь будет объединять региональные ИМЦ, которые будут созданы при каждом субъекте федерации данной страны. Задачей МИМЦ станет общее управление системой ИМЦ, а также выработка единых организационных, технологических, функциональных стандартов работы СИМЦ.

Структура системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ)

Основные задачи МИМЦ:

  • продвижение на рынки товаров и продукции, произведенной промышленностью государств-участников СНГ;

  • координация деятельности республиканских и межрегиональных информационно-маркетинговых центров, как связующих звеньев между производителями и потребителями товаров;

  • устранение информационных барьеров между производителями и потребителями товаров, формирование и оперативное предоставление объективной информации о конъюнктуре рынков, потенциальных возможностях производства;

  • обеспечение всем поставщикам и потребителям продукции равных возможностей для выхода на рынок, содействие развитию кооперационных связей между предприятиями СНГ.

Для решения этой задачи будут использованы коммуникационные возможности интернет и современных информационно-коммуникационных технологий. Система информационно-маркетинговых центров будет представлять сеть интегрированных интернет порталов, которые будут поставлять пользователям информацию о продукции и производителях стран СНГ, аналитические данные о состоянии рынка, помощь в поиске поставщиков и покупателей, техническую поддержку в заключении электронных сделок и контроль за их исполнением, функции логистики и т.д. Таким образом, будет упрощен процесс выхода на рынки продвижения своей продукции для всех экономических субъектов, особенно для малых и средних предприятий

По мнению экспертов технологии Cognitive Technologies и ИСА РАН, электронная торговля, электронный документооборот, а также сбор и анализ информации максимально подходят для развития инфраструктуры ИМЦ, поскольку они отличаются высокой степенью универсальности, и могут быть использованы как государственными организациями, так и коммерческими компаниями.

Информационно-маркетинговый центр (ИМЦ)

Межгосударственный информационно-маркетинговый центр будет осуществлять следующие функции:

  • создание и ведение информационного фонда;
  • аналитическая деятельность;
  • информационное обслуживание пользователей;
  • маркетинг, включающий комплексное исследование рынка, анализ производственно-сбытовых возможностей предприятий, разработку маркетинговой стратегии и программы, организацию и контроль маркетинговой деятельности;
  • консалтинговая деятельность;
  • ведение отчетности;
  • проведение конкурсов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;
  • ведение электронного документооборота;
  • поддержание сайта МИМЦ;
  • организация обмена данными с внешними ресурсами;
  • информационное взаимодействие с национальными ИМЦ;
  • статистический анализ данных;
  • сбор и обработку статистики;
  • выполнение административных функций.

В состав МИМЦ входят следующие функциональные подсистемы:

  • Информационно-аналитическая подсистема (ИАП) — подсистема позволяющая получать настраиваемые отчеты по базе данных СНГ, производить выборку данных во внешних источниках информации и БД СНГ, исследовать данные из БД СНГ с помощью средств многомерного анализа, прогнозировать объемы потребностей и продаж, рассчитывать статистические критерии прогноза наступления рисковых ситуаций, экспортировать данные в системы персональной аналитики;
  • Электронная торговая площадка (ЭТП) — подсистема для обеспечения проведения в электронном виде торгов в сфере B2G и B2B;
  • Информационный фонд (ИФ) — подсистема одновременной поддержки классификаторов товаров и услуг с различной структурой хранения и возможностью описания свойств позиций классификатора и его характеристик;
  • Документооборот электронной торговли (ДЭТ) — подсистема для обеспечения в электроном виде внешнего (взаимодействие с внешними клиентами и участниками торгов, а также связь нескольких ИМЦ между собой и с другими предприятиями) и внутреннего (внутренние бизнес-процессы ИМЦ) документооборота;
  • Подсистема дистанционного обучения (ДО) — подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров и обучения их новейшим информационным технологиям с использованием компьютерных средств дистанционного обучения;
  • Подсистема Интерфейс (ПИ), предназначенная для организации взаимодействия с системами и компонентами автоматизации информационно-маркетинговых задач СНГ и иными системами ЭТ.

Подсистемы типового МИМЦ адаптируются к потребностям государств СНГ согласно разрабатываемым частными техническим заданиям.

Электронная торговая площадка

С помощью этой подсистемы обеспечивается проведение электронных закупок для государственных организаций и заключение сделок о поставках сырья и готовой продукции между предприятиями стран СНГ. Подсистема обеспечивает проведение основных видов конкурсных и внеконкурсных закупок — аукционов, открытого, закрытого, двухэтапного, запроса котировок, закупок у единственного источника.

Проведение электронных закупок через конкурсы реализуется в соответствии с требованиями действующего законодательства государств-участников СНГ и нормативно-правовых документов, регламентирующих закупки для государственных нужд. Заключенные сделки юридически оформляются в соответствии с нормами законодательства посредством электронного документооборота.

Подсистема Документооборот электронной торговли

Документооборот электронной торговли МИМЦ должен включать в себя все стандартные операции обработки документов (регистрация, назначение ответственных, постановка на контроль), в том числе обмен документами между подсистемами документооборота различных ИМЦ. Также документооборот МИМЦ должен поддерживать взаимодействие МИМЦ и структур обеспечения бизнеса — страховыми компаниями, платежными системами, экспедиторскими и аудиторскими фирмами.

Все бизнес-операции документооборота и ПО торговой площадки должны соответствовать актуальному состоянию законов РФ и указов министерств и региональных органов власти. Задача поддержания пакета актуальных документов в области торговли также возлагается на ПО системы.

Подсистема Информационный фонд

Подсистема осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение участников рынка, позволять создавать отчеты и показывать статистику по наличию и спросу на товары, по результатам прошедших торгов, по производителям, поставщикам и потребителям товаров.

Подсистема предназначена для ввода, хранения, упорядочения и извлечения информации, связанной с обеспечением деятельности МИМЦ, торговых площадок, систем закупок. Подсистема позволяет оперировать с информацией о предлагаемых товарах и ценах на них, позволяет загружать информацию из внешних источников, классифицировать ее в форме, удобной для последующего анализа, а затем производить различные выборки для проведения маркетинговых исследований, поиска партнёров.

Подсистема дистанционного обучения

Подсистема дистанционного обучения обеспечивает решение следующих задач:

  • быструю и эффективную организацию процесса обучения и переподготовки персонала МИМЦ по любой тематике для слушателей как в рамках одной локальной сети, так и дистанционно;
  • возможность проведения обучения и тестирования знаний сотрудников МИМЦ независимо от их места расположения и удаленности;
  • качественное и оперативное проведение тестирования знаний персонала МИМЦ по любой тематике;
  • выявление приоритетных направлений дальнейшего обучения персонала МИМЦ, на основе автоматизированного тестирования.

Информационно-аналитическая подсистема

ИАП межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (МИМЦ) решает следующие задачи мониторинга информации:

  • оперативный мониторинг СМИ;
  • обеспечение автоматической систематизации и рубрикации поступающей информации;
  • снабжение экспертов эффективным инструментарием для анализа накопленной информации и разработки рекомендаций для руководства;
  • создание полнотекстового архива документов, с возможностью их быстрого поиска по тексту и реквизитам, обеспечение простоты доступа экспертов ко всем хранимым информационным материалам;
  • обеспечение преемственности экспертной деятельности путем максимально возможной формализации экспертных знаний.

Подсистема предоставляет возможности автоматического определения тематики документа, то есть автоматическое соотнесение документа тем или иным рубрикам, введенного в нее рубрикатора.

Также в ИАП МИМЦ СНГ реализована система многомерного анализа, предназначенная для оперативного обеспечения пользователей информацией, используемой ими в процессе принятия решений. Система обеспечивает формирование многомерных структуры данных по произвольным запросам пользователя.

Подсистема Интерфейс

Подсистема Интерфейс, организует функциональное взаимодействие подсистемами и компонентами ЭТ, организует информационный обмен данными между ними.

Помимо функциональных подсистем в состав МИМЦ входит подсистема администрирования, которая выполняет следующие функции:

  • управление содержанием сайта;
  • управление авторизацией;
  • управление электронными закупками;
  • аудит деятельности МИМЦ;
  • статистической отчетности использования ресурсов;
  • финансовой отчетности;
  • управление базой данных.

Она управляет «внутренней» жизнью ИМЦ, включая технологии информационного наполнения портала, технической реализации функциональных задач, ведение внутреннего документооборота и финансовой отчетности.

Особое внимание уделено решению вопроса информационной безопасности и защиты данных, представляющих коммерческую тайну.

Для этого в МИМЦ обеспечивается:

  • Разделение вычислительной сети на отдельные зоны безопасности;
  • Связь зон безопасности вычислительной сети через специальные коммуникационные устройства типа FireWall;
  • Использование закрытых коммуникационных линий связи с другими государственными организациями;
  • Использование системы разделения ролей и прав доступа к информационным ресурсам портала;
  • Защита документов электронной цифровой подписью;
  • Защита конфиденциальных данных через несимметричное шифрование;
  • Ведение автоматического учета действий пользователей сети.

Подсистема осуществляет проверку целостности, подлинности и конфиденциальности хранящейся в МИМЦ информации через механизмы шифрования и электронно-цифровой подписи.

Возможность доступа к торговым операциям предоставляется только привилегированным пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами авторизации доступа.

Возможность доступа к операциям над информацией предоставляется пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами подсистемы авторизации доступа, так же с использованием криптографических методов защиты информации в рамках базовых средств предоставляемых web-сервером.

Перспективы

После создания Межгосударственного информационно-маркетингового центра основной задачей станет формирование всей оставшейся системы ИМЦ. В настоящее время идет создание национальных ИМЦ в Украине, Белоруссии и России. В продолжение к последнему проекту ведется работа по созданию региональных ИМЦ во Владимирской, Ленинградской, Кемеровской, Ростовской областях, в Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Позднее начнется строительство ИМЦ и в оставшихся субъектах Федерации. Данные проекты также реализуются Cognitive Тechnologies и ИСА РАН.

По мнению экспертов, создание инфраструктуры ИМЦ позволит государственным организациям на 15–20% повысить эффективность расходования бюджетных средств по госзакупокам, и на 35–40% снизить расходы промышленных предприятий и коммерческих компаний на организацию сбыта своей продукции.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS