16+


Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Дмитрий Милованцев: Для контроля за деятельностью органов власти будут организованы системы мониторинга

Дмитрий МилованцевВ последнее время значительно расширилась сфера применения информационных технологий в государственном управлении, изменяются процедуры, требования и подходы к работе органов государственного управления, все большее внимание уделяется стратегическому руководству ИТ на основе государственной политики совершенствования госуправления. Об использовании ИТ в органах государственной власти, основных задачах в этой сфере, построении элементов "электронного правительства" и других аспектах CNews рассказал Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ.

CNews: 2004 г. стал годом масштабной перестройки органов государственной власти. Изменились ли в связи с этим основные направления и приоритеты в использовании информационных технологий? Какие новые задачи появились в этой сфере?

Дмитрий Милованцев: Административная реформа и внедрение информационных технологий - это составные части процесса повышения эффективности деятельности органов госвласти в рамках задач, которые поставил президент.

Ведь изначально административная реформа началась с того, что была проделана некая инвентаризация функций, которыми занимаются те или иные ведомства. Дальше эти функции были разделены на необходимые и избыточные. Соответственно, от избыточных нужно отказаться, а необходимые - сгруппировать более правильным образом, наложить их на некую структуру государственной власти, аппарата управления - министерств, агентств, служб. И на базе этого постараться сделать оптимальную систему управления.

Вынесение в названии Министерства на первый план "информационных технологий" само по себе говорит об ориентации государства на развитие ИТ. Я думаю, что это, в том числе, ответ на Ваш вопрос, о том, изменились ли основные направления и приоритеты после реорганизации. Перед Правительством РФ стоят глобальные задачи, связанные с обеспечением экономического роста страны. А сегодня именно темпы развития ИКТ определяют уровень и направления развития всех секторов экономики.

CNews: Насколько эффективно проходили процессы информатизации федеральных органов государственной власти в 2004 г. по сравнению с 2003 г? В последние годы наблюдался существенный рост объемов бюджетного финансирования ведомственных ИТ-проектов федеральных органов государственной власти, но это не привело к кардинальному повышению эффективности их деятельности. Каковы, по вашему мнению, основные недостатки существующих моделей управления ведомственными информационными системами и ресурсами? Какую задачу или группу задач можно назвать в качестве основной при переходе органов государственной власти на информационные технологии?

Дмитрий Милованцев: Что касается информатизации органов государственной власти в 2004 году, то по сравнению с предыдущим годом, прогресс очевиден. Появился ряд ведомственных проектов, которые призваны структурировать работу органов власти. В Министерстве здравоохранения и социального развития создан единый федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В налоговом ведомстве, инспекторы получили возможность удаленного доступа к единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН). Кроме того, в Москве открылся первый в России центр государственной регистрации юридических лиц по принципу "одного окна".

Федеральная миграционная служба создала базовую инфраструктуру федерального уровня ведомственного сегмента центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно пребывающих или проживающих на территории России. Начато создание единого банка информации об авиапассажирах и проданных им билетах.

Создается единый электронный архив президента РФ. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости создает автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности.

Однако, существует ряд проблем, которые по нашему мнению, должны быть решены опираясь на работу Правительственной комиссии по развитию и использованию информационных технологий. В настоящее время рассматривается вопрос о создании такой комиссии. Предполагается, что этот орган будет координировать информатизацию органов власти, определяя ее стандарты. Ведь сегодня при всех "плюсах" такой информатизации мы наблюдаем и очевидные "минусы". Это, прежде всего, низкий уровень информационной безопасности практически во всех ведомствах. А мы говорим не о коммерческом предприятии, а о государственном ведомстве. К сожалению, на федеральном уровне не созданы единые стандарты и требования к информационной безопасности органов госвласти, нет единой системы контроля и протоколирования использования государственных информационных ресурсов.

Кроме того, до сих пор не решен вопрос информационной открытости органов государственной власти. Ведь только 70% ведомств имеют свои интернет-сайты. Из этих сайтов 80% не содержат полного спектра необходимой информации, а обновление сайтов происходит нерегулярно и не систематически.

Отсутствие координации зачастую приводит к неэффективному использованию государственных средств. Отсутствие единых информационных баз данных на межведомственном уровне приводит к тому, что ведомства дублируют базы данных.

CNews: В официальную государственную терминологию в 2004 г. введено понятие "электронное правительство". Как вы оцениваете степень готовности России к информационному обществу в целом, а органов государственной власти к трансформации с целью построения элементов "электронного правительства"?

Дмитрий Милованцев: Я бы оценил степень общей готовности России к информационному обществу как достаточно высокую. Динамичное развитие мобильной связи и информационных технологий позволяет надеяться на лучшее. Кроме того, уже сейчас видны условия для дальнейшего роста. Тем не менее, существует и ряд серьезных проблем, о которых нельзя не напомнить. Я имею в виду, в первую очередь, проблему цифрового неравенства. Разница в возможностях доступа к информационным ресурсам в разных регионах для нашей страны пока, к сожалению, актуальна. Привлечение внимания тех же операторов связи к регионам за счет создания эффективной рыночной конкуренции даст в этом направлении значительные результаты. Кроме того, стимулом регионального развития информационных технологий станет система универсального обслуживания. Этот механизм широко известен во всем мире.

Что касается построения "электронного правительства", то на этот аспект информационного общества будет направлена работа Правительственной комиссии по развитию и использованию информационных технологий и программы "Электронная Россия". Подойти вплотную к построению "электронного правительства" мы сможем только при условии реализации "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти". Предложенный план действий позволит сделать серьезный шаг в сфере повышения эффективности использования ИТ федеральными органами власти.

Но, не нужно забывать, что для активного внедрения механизмов "электронного правительства" необходима и система аттестации госслужащих в области владения информационными технологиями, а также специальная система подготовки чиновников. К сожалению, одним из негативных факторов, наблюдавшихся в 2004 году - значительное сокращение расходов на обучение работников госорганов навыкам использования информационных технологий.

CNews: ... Можно ли говорить о начале процессов по переводу обслуживания ведомственных ИТ-систем на аутсорсинг?

Дмитрий Милованцев: Этот вопрос находится сейчас на стадии проработки. "Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года", принятая Правительством РФ предусматривает передачу обслуживания систем государственных учреждений на аутсорсинг.

CNews: Какое значение для повышения эффективности использования ИТ в органах государственной власти отводится Совету CIO, идея которого обсуждалась на конференциях "CIO Госсектор" в 2003 и 2004 гг? Считаете ли вы необходимым создание такого совета в текущем году, и какие факторы играют определяющую роль в этом процессе?

Дмитрий Милованцев: Совет CIO (Chief Information Officer) был предложен Министерством экономического развития и торговли в качестве проводника ИКТ-стратегии. Своего рода орган, занимающийся вопросами методологии, координации и распространения передового опыта. Главное, чтобы этот орган, если он конечно будет создан, не дублировал функции Правительственной комиссии по развитию и использованию информационных технологий.

CNews: Некоторые участники рынка опасаются, что Правительственная комиссия по развитию и использованию информационных технологий может повторить судьбу Межведомственной федеральной комиссии по информатизации. Что, на ваш взгляд, послужит гарантией успешности работы новой комиссии?

Дмитрий Милованцев: Что касается судьбы Межведомственной комиссии, то она была упразднена в результате проведения административной реформы в числе прочих 146 правительственных органов и групп. Правительственная комиссия по развитию и использованию информационных технологий должна стать своего рода идеологическим приемником Межведомственной федеральной комиссии по информатизации.

CNews: В органах государственной власти остро стоит задача перехода на безбумажные технологии. Какие проблемы можно обозначить в качестве требующих основного внимания? Как вы видите пути их решения?

Дмитрий Милованцев: 27 сентября 2004 года Правительство Российской Федерации своим распоряжением одобрило "Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года" и предполагаемый план мероприятий по ее реализации. Согласно этой концепции, следует в нормативном порядке обязать органы государственной власти к 2007 году разработать и приступить к выполнению программы перехода на безбумажные технологии. По сути предусматривается создание электронных систем оборота документов и взаимодействие этих систем между собой для того, чтобы поэтапно избавиться от бумажных технологий.

Переход на безбумажные технологии - это большое и сложное дело. Предстоит решить несколько задач. Во-первых, необходимо обучить всех сотрудников федеральных органов работе с современными компьютерными системами и программными продуктами. Во-вторых, необходимо создать сами системы, в том числе обеспечить информационную защиту. В-третьих, нужно добиться, чтобы заработала система электронной цифровой подписи.

CNews: Новая редакция ФЦП "Электронная Россия" готовилась более года, но срок представления был перенесен с 1 декабря 2004 г. на конец первого квартала 2005 г. С чем связан столь длительный период подготовки новой редакции? Насколько изменятся основные положения и акценты программы?

Дмитрий Милованцев: Новая редакция программы "Электронная Россия" будет отличаться особым акцентом на создание в стране элементов электронного правительства - то есть интерактивных сервисов для граждан, бизнеса и других ведомств. Структура новой редакции программы уже согласована в Мининформсвязи и Минэкономразвития.

Количество и наименование лотов, а также название основных направлений программы изменится. Новая редакция ФЦП позволит сократить дублирование бюджетных расходов на 30% - это одно из центральных звеньев новой программы. В наших планах создание информационных центров, в которые граждане смогут обратиться по проблемам, требующим вмешательства органов власти и получить исчерпывающую информацию. Еще один важный момент - создание межведомственных информационных систем, среди которых, система персонального учета населения, государственные кадастры объектов недвижимости, природных ресурсов, реестр лицензий и др. Для контроля за деятельностью органов власти будут организованы системы мониторинга. Пока подобные системы ориентированы на внутреннее пользование, контроль будет осуществлять правительство. Так, будут заданы плановые показатели для каждого органа власти, не реже, чем раз в месяц плановые показатели будут сравниваться с фактическими.

В рамках "Электронной России" планируется объединить правительственный портал и реестр государственных услуг, организовать информационную систему госзакупок. Для усиления государственного контроля в программу будут включены информационные системы различных органов, например, в сфере тарифной, внешней и антимонопольной политики. Кроме того, будут созданы системы управления деятельностью учреждений культуры, медицины, образования и др.

CNews: Решение каких основных задач в сфере использования современных информационных технологий в органах государственной власти намечено на 2005 г. и, в перспективе, на 2006 г?

Дмитрий Милованцев: В рамках реализации "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года" министерство планирует разработать проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. Также министерство примет участие в разработке некоторых актов Правительства РФ: "О порядке перехода к централизации закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти", "Формирование перечня однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти", "Формирование перечня общих для федеральных органов государственной власти регистров, реестров, классификаторов и номенклатур". Эти нормативные документы направлены на формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, что приведет к развитию информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS