Обзор подготовлен

версия для печати
Владимир Горбачев

Владимир Горбачев:

В России происходит становление нового – информационного - общества

С каждым годом в Российской Федерации вопросам информатизации уделяется все больше внимания. Вместе с принятием новых законов, регулирующих развитие отрасли ИКТ, в стране реализуются масштабные программы, способствующие продвижению России по пути становления информационного общества. О том, какие успехи информатизации российского государства уже достигнуты и что предстоит сделать в ближайшем будущем в интервью CNews рассказал Владимир Горбачев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.

CNews: С какими качественными изменениями и современными потребностями в сфере развития применения ИКТ в России связано принятие «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»?

Владимир Горбачев: Связь и информационные технологии сегодня развиваются гораздо динамичнее и эффективнее многих других секторов российской экономики. В настоящее время важность этой отрасли для нашей экономики в том, что именно она служит залогом прогресса во всех сферах и может сыграть одну из ключевых ролей в переходе с «сырьевых» на «инновационные» рельсы. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии способны существенно изменить жизнь общества, улучшить качество жизни людей и обеспечить успех в решении таких первоочередных задач как устранение цифрового неравенства.

Как известно, в феврале 2008 года Президентом России была подписана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», которая устанавливает ключевые направления технологического и инновационного развития нашей страны до 2015 года. Реализация Стратегии позволит России к 2015 г войти в число 20 стран – лидеров в сфере инфокоммуникационных технологий.

Стратегия явилась своевременным документом. Сегодня наша страна взяла курс на инновационный путь в экономике. Стать в России одним из ключевых условий реализации инновационной модели роста отечественной экономики может именно отрасль информационных технологий, которая является наиболее динамично развивающимся сектором экономики.

Таким образом, развитие информационного общества, базирующееся на создании и широком применении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества, – это часть более общей задачи по диверсификации нашей экономики, повышению ее конкурентоспособности, благосостояния людей, укрепления безопасности.

И раз мы поставили стратегическую цель – модернизация с упором на ИКТ, то и бурно развивающемуся отечественному телекоммуникационному рынку необходимо придать новое качество.

Принятие Стратегии позволит детально определить систему мер по ускоренному продвижению к развитому информационному обществу, придать работе большую системность и целенаправленность, подключить к решению этой проблемы инвестиции.

Важно и то, что Стратегия будет способствовать решению проблемы так называемого цифрового разрыва - разницы в доступности услуг связи в крупных городах и в сельской местности. За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в России увеличился в 2 раза и составляет 32%. В то же время, если сравнить город и село, то мы увидим такие данные: в городах обеспеченность жителей в среднем составляет 35%, в сельских районах лишь 13,5%.

Важнейшим приоритетом Стратегии является реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации для всех категорий граждан вне зависимости от их индивидуальных, культурных особенностей и географического местоположения, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.

Стратегия — это документ общего направления. В нем перечислены общие цели, пути и результаты задуманного, общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. А для реализации далее будет разрабатываться соответствующий план, который будет осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.

Собственно, в отдельных регионах или отраслях уже есть четкие программы внедрения информационных технологий. А Стратегия нужна, чтобы взглянуть на картину шире: через какое время и как именно изменится жизнь в процессе ее реализации.

CNews: Какие мероприятия предусмотрены в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»? Каких показателей планируется достигнуть в результате реализации этих мероприятий?

Владимир Горбачев: План конкретных мероприятий, разработанных при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей бизнеса, научных организаций и организаций гражданского общества, как ожидается, до конца 2008 года будет передан в Правительство РФ, и в соответствии с ним будет оцениваться реализация Стратегии. Доклад ежегодно будет представляться Президенту.

К 2015 г в результате реализации Стратегии необходимо достигнуть ряда значений контрольных показателей развития информационного общества, в том числе доли добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением инфокоммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме ВВП - не менее 12%; доли продукции на базе ИКТ в структуре национального экспорта - не менее 8%; объема поступлений от экспорта технологий в ВВП - не менее 0,4%. К указанные сроки доступ к открытым государственным информационным ресурсам в Интернете будет обеспечен в 100% населенных пунктов России, число точек общественного доступа к Интернету составит не менее 4 на 10 тыс населения, доступ к телефонной связи получат 100% населенных пунктов России, реализация госорганами базовых услуг электронного правительства достигнет 100%, доля госорганов, использующих информационные технологии в процессе выполнения возложенных функций составит 100% и выполнение требований по обеспечению безопасности инфокоммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России, также 100%.

Темпы развития отрасли связи позволяют говорить о том, что эти планы непременно будут реализованы.

CNews: Кроме «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в РФ разработана «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года». Каких результатов от реализации этой Концепции можно ожидать к 2010 году?

Владимир Горбачев: «Электронное правительство» является логичным продолжением утвержденной в конце 2004 года Правительством РФ «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Ее основными задачами было формирование инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота, создание единой информационной вертикали государственного управления, перевод государственных услуг в электронный вид.

Электронное правительство можно охарактеризовать как государственное управление с использованием ИКТ для оказания государственных услуг, совершенствования взаимоотношений с гражданами и организациями, между органами государственной власти, а также их внутренних процедур деятельности.

Согласно одобренной концепции Электронного правительства, к 2010 году все федеральные органы власти и регионы будут иметь центры телефонного обслуживания и интернет-сайты, содержащие как общие сведения о ведомствах, так и подробную информацию об услугах. Причем, сегодня насчитывается около 4 тыс. только федеральных услуг, поэтому нужно не идти по пути, когда каждое ведомство будет создавать отдельные информационные системы, а создать единую инфраструктуру, обеспечивающую дистанционность оказания услуг. Предполагается, что в 2008 году будет создан единый федеральный портал, который будет содержать информацию обо всех предоставляемых ведомствами услугах и переадресовывать пользователя на нужный сайт через систему ссылок.

По мере все большего проникновения информационных технологий в нашу жизнь государственный аппарат должен не отставать и активно развивать электронные формы взаимодействия с населением.

На первом этапе в электронный вид будут переведены наиболее востребованные населением услуги, например, оформление паспорта или водительских прав, регистрация объектов недвижимости и прав на них, социальные выплаты и пособия. На интернет-сайте можно будет заполнить бланк на оформление документа. Через единый портал поддержки электронного взаимодействия ведомств с населением будет обеспечена возможность получения 10 социально-значимых государственных услуг в электронном виде, а также реализовать механизмы оплаты любых государственных пошлин и сборов через интернет. Со временем пользователи смогут подавать заявления, заверив собственной электронной подписью.

Это позволит упростить получение государственных услуг, значительно повысить их качество, сделать для населения взаимодействие с государственными органами более удобным. Одновременно необходимо в электронный вид перевести обмен запросами и соответствующими сведениями между отдельными ведомствами.

Внедрение системы предоставления государственных услуг посредством информационных технологий позволит повысить эффективность взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, доступность услуг, ликвидировать бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются граждане при оформлении документов, достигнуть нового уровня информационной открытости органов власти.

Можно с уверенность говорить о высокой степени готовности к внедрению соответствующих технологий в нашей стране, так как во многих субъектах РФ уже созданы электронные региональные правительства. Кроме того, многие люди уже освоили покупку, например, товаров народного потребления или билетов на самолет посредством интернет-порталов.

Единый интернет-портал государственных услуг на принципах «одного окна» – это еще и очень удобно. Думаю, пользователи глобальной информационной сети, число которых с каждым годом увеличивается, с воодушевлением восприняли новость о создании Электронного правительства. Причем, речь уже не идет только о жителях городов, где традиционно выше оснащение компьютерами, чем в селах. Сегодня, согласно установленной законом «О связи» системе универсального обслуживания (гарантированный государством минимальный набор услуг связи для населения в виде телефонной связи через таксофон и доступа в интернет) многие поселения в сельской местности имеют пункты коллективного доступа к сети интернет.

CNews: Какие направления применения ИКТ для решения задач государственного управления, на ваш взгляд, в первую очередь требуют внимания со стороны Правительства РФ и администраций субъектов Федерации?

Владимир Горбачев: Стандарты информационного общества требуют соответствующего администрирования в государственном секторе. Модернизация государственного управления неразрывно связана с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Уровень информатизации государственных структур традиционно ниже, чем в бизнесе – как с точки зрения используемых средств компьютерной техники, программного обеспечения, так и доступа сотрудников к интернету. Ситуация начала меняться в лучшую сторону с принятием в 2002 году Федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая рассчитана на реализацию в период до 2010 года.

Вопросы использования ИКТ в органах государственной власти регулярно включались в повестку дня заседаний Правительства России.

Одной из первоочередных задач является внедрение электронного документооборота. Совершенствование государственного и муниципального управления, построение новой экономики требуют налаживания электронного обмена информацией между структурами государственной власти, бизнеса и общества. Кроме того, как недавно подчеркнул Президент РФ Дмитрий Медведев, внедрение электронной формы общения (чиновников с населением) - это мощный антикоррупционный ресурс. При этом в России отсутствует базовый закон, регулирующий правоотношения в области электронного документооборота.

Необходимо обеспечить правовые условия для реализации концепции «электронного правительства», заложенной в ряде государственных документов, включая Федеральную целевую программу «Электронная Россия», и принять ряд законов, таких как: об электронной торговле; электронном документообороте; об электронной подписи, в том числе и для функционирования электронного правительства.

Сегодня около 70% российских ведомств имеют собственные концепции или программы информатизации. Но во многих случаях они решают довольно узкий круг задач и зачастую не в полной мере учитывают приоритеты создания «электронного правительства».

В конце 2007 года постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» были приняты важнейшие решения с точки зрения координации ведомственных расходов на ИТ, а также дальнейшей практической реализации приоритетных направлений создания «электронного правительства». Принято решение о создании общероссийского государственного информационного центра как единой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное межведомственное информационное взаимодействие.

Большинство субъектов РФ имеют действующие программы развития и внедрения ИКТ в регионе. Яркий пример – окружная целевая программа «Электронная Югра» в Ханты-Мансийском автономном округе.

Значительным шагом на пути к более эффективному использованию ИКТ в государственном управлении на всей территории Российской Федерации стало одобрение Правительством Российской Федерации в июле 2006 года Концепции региональной информатизации до 2010 года, в которой отражены основные направления развития ИКТ в регионах. В соответствии с Концепцией, основными целями региональной информатизации являются: повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации; улучшение качества государственного управления в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 2007 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» была осуществлена разработка типовых программно-технических решений, обеспечивающих поддержку выполнения отдельных функций региональных органов власти. Среди них: информационная система планирования и мониторинга социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, информационная система управления государственным имуществом субъекта, информационные системы поддержки лицензирования отдельных видов деятельности, информационная система управления ЖКХ, информационные системы поддержки оказания органами государственной власти субъектов РФ государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций, а также на принципах «одного окна». Всего в 2007 году на решение этой задачи в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выделено 130 млн. рублей.

В прошлом году в целях обеспечения координации развития ИКТ на региональном уровне Правительством РФ была утверждена типовая программа развития ИКТ в российских регионах. Кроме того, был проведен детальный анализ реализации действующих региональных программ информатизации. В целом в 2007году субъектами РФ на решение задач в области развития и внедрения ИКТ было выделено около 15 млрд. рублей, что более чем в полтора раза превышает показатель 2006 года.

Однако, предстоит решить ряд важных задач в области региональной информатизации. Это, прежде всего, развитие федерального законодательства в сфере ИКТ и реализация крупных инфраструктурных ИКТ-проектов на территории регионов.

Разработанное в рамках ФЦП «Электронная Россия» программное обеспечение будет передаваться регионам на бесплатной основе по соответствующему запросу.

CNews: Развитие информационного общества и построение электронного государства – два неразрывно связанных процесса. Какие показатели использования ИКТ должны быть достигнуты обществом для того, чтобы его можно было назвать «информационным»? Какие меры необходимо принять для ликвидации существующей неравномерности уровня проникновения ИКТ в различных регионах нашей страны? Что в настоящее время является главным препятствием на пути становления «информационного общества» в России?

Владимир Горбачев: Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового – информационного - общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга.

В России существуют все основные предпосылки для формирования современного информационного общества - быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура как составная часть глобальной информационной системы, развивается рынок услуг связи, инфокоммуникационные технологии широко используются в экономической, политической, социальной и духовной сферах, поступательно развивается система правового регулирования таких отношений, развитие инфокоммуникационных технологий ведет к повышению роли отрасли в российской экономике, что становится одним из ключевых условий реализации инновационной модели развития.

В то же время, общий уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования новых технологий в общественном производстве и государственном управлении все еще уступает развитым странам мира.

Кроме того, успешно развивая современные технологии связи, мы не должны забывать и о том, что до сих пор нерешенной остается проблема так называемого цифрового разрыва - разницы в доступности услуг связи в крупных городах и в сельской местности, в том числе, в отдаленных населенных пунктах. Поэтому так важно развивать инфраструктуру информатизации - телекоммуникаций и других видов связи для предоставления возможности пользования преимуществами информационного общества всем жителям России.

Выровнять обеспеченность граждан современными услугами связи призвана идея универсального обслуживания. С помощью системы универсального обслуживания, заложенной в Законе «О связи», предполагается ускорить решение проблемы телефонизации нетелефонизированных населенных пунктов.

Универсальное обслуживание позволяет на практике реализовать конституционное право граждан на доступ к информации. Государство гарантирует каждому человеку оказание определенных услуг связи независимо от того, где проживает пользователь: в крупных городах или в сельской местности, в том числе в отдаленных населенных пунктах.

Напомню, что универсальное обслуживание - это минимальный набор услуг связи для населения в виде телефонной связи через таксофон и доступа в интернет. Так, в каждом поселении будет установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Удаленность этого таксофона от пользователя не должна превышать одного часа пути без использования транспорта. В поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети интернет.

Реализация универсальной услуги сегодня идет успешно, число нетелефонизированных населенных пунктов стабильно сокращается, а к 2009 году их не останется вообще.

Около двух лет понадобилось для того, чтобы практически в каждом населенном пункте появился телефонный аппарат, позволяющий с использованием универсальной для всей страны карточки связаться с любым абонентом как в пределах региона, так и в России и за рубежом. Теперь каждый гражданин, где бы он ни находился, в течение часа может дойти до аппарата и бесплатно вызвать любую экстренную службу либо связаться за небольшую плату с родными или друзьями.

В рамках обеспечения «шаговой доступности» телефонной связи и интернета для населения выполнены все работы, чтобы уже в этом году завершить первый этап внедрения универсальных услуг связи в масштабе всей страны. Самое современное цифровое оборудование может сделать доступными все виды услуг связи в самых удаленных и малонаселенных уголках России. Когда интернет станет обычным делом в любом селе, тогда люди получат доступ к самому ценному ресурсу развития – к информации, к знаниям.

Как только мы решим первую задачу, на втором этапе, по мере развития телекоммуникационной инфраструктуры будет расширен перечень универсальных услуг связи - начиная с 2009 года, предполагается телефонизация непосредственно самих домохозяйств, а также обеспечение каждой квартиры широкополосным доступом к сети Интернет.

Думаю, что задача к 2010 году обеспечить 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны - вполне реальная.

CNews: В Российской Федерации в последние годы большое внимание уделяется реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и ЖКХ. Предусмотрена ли в рамках национальных проектов информатизация этих сфер деятельности?

Владимир Горбачев: Безусловно, развитие информационного общества в России стимулируется реализацией приоритетных национальных проектов и других масштабных государственных программ.

Хорошие результаты показала программа подключения российских школ к сети интернет в рамках национального проекта «Образование». Во многих регионах подключение школ к всемирной информационной сети прошло с опережением графика, так, к началу учебного года 100% школ Кубани, региона, который я представляю в Государственной Думе, были подключены к интернету.

Сегодня необходимо внедрять ИКТ в рамках другого нацпроекта – «Здравоохранение». Программа развития здравоохранения состоит из нескольких направлений. Одно из них – оснащение станций скорой медицинской помощи средствами устойчивой связи.

Также в рамках проекта по здравоохранению будет проведена работа по внедрению телемедицинских технологий в деятельность медицинских учреждений. Телемедицина позволит осуществить серьезный шаг вперед в развитии здравоохранения в нашей стране, она призвана сделать помощь врачей более оперативной и качественной, обеспечить квалифицированными медицинскими услугами каждого жителя России. Телемедицина очень актуальна именно в России – стране с огромными территориями и отдаленностью населенных пунктов друг от друга, большим количеством труднодоступных районов.

CNews: Для многих российских граждан понятие информатизации, в первую очередь, связано с возможностью доступа к основным телевизионным и радиоканалам. Между тем, сельские жители до сих пор испытывают трудности в этом направлении. Каких изменений в сфере радиотелевизионного вещания можно ожидать в ближайшие годы?

Владимир Горбачев: Рынок услуг радиотелевизионного вещания развивается в стране неравномерно: в более благоприятных условиях находится городское население. Упразднению информационного неравенства между городским и сельским населением будет способствовать внедрение цифрового телерадиовещания.

В соответствии с «Концепцией внедрения в России цифрового наземного телевизионного и радиовещания», утвержденной Правительством, к 2015 г. все телевидение в государстве должно быть только цифровым, целесообразным признано внедрение европейской системы цифрового вещания Digital Video Broadcasting. Зрителю при этом будет гарантирован своего рода социальный пакет в виде бесплатных общедоступных телеканалов и программ.

У нас есть удачный опыт по реализации системы вещания DVB-T в Мордовии – пилотном регионе, где проводится цифровое вещание в тестовом режиме. Сегодня в Республике можно принимать до 10 программ на стандартную дециметровую антенну. Мы надеемся, что в скором времени этот опыт может быть распространен на всю Россию.

К сожалению, по масштабам развития инфраструктуры и использования средств информационных технологий Россия отстает от передовых промышленно развитых государств. На 10 лет мы отстаем от Японии, где на цифровое ТВ перешли 2005 г., разрыв с европейцами и американцами меньше - Великобритания, Финляндия и США перейдут на цифровое вещание в 2007 г., Германия - в 2010 г.

Не перейти на цифровое телевидение нельзя – это мировой процесс. Равно как переходили на цветное изображение. Внедрение и распространение цифрового вещания является актуальной задачей для нашей страны, отражающей мировые тенденции в развитии информационных технологий.

Сегодня телерадиовещательная сеть во многих регионах выработала свой ресурс, устарела физически и морально. Примерно 1,7 млн. россиян вообще не могут смотреть телепрограммы. Для трети населения доступно не более 4-х телепрограмм. С приходом цифрового вещания значительно увеличится число каналов, принимаемых на комнатную антенну (в сельской местности их количество возрастет до 10–12, а в Москве и Санкт-Петербурге – до 170), повысится качество изображения.

Переход к технологиям цифрового телерадиовещания следует рассматривать как масштабный проект, включающий большое количество правовых, организационных, технических и социальных вопросов. И Госдума не может оставаться в стороне от их обсуждения.

Цифровая модель вещания создает новые условия для работы телевидения в нашей стране. При таком существенном изменении структуры рынка роль государства становится системообразующей. Это потребует совершенствования нормативно-правового регулирования, в том числе законодательства для компаний-операторов и для российских СМИ, включая вопросы организации вещания, лицензирования и информационной безопасности, гарантии конституционного права граждан на получение информации.

В целом, важно понимать, что требований, обеспечивающих успех проектов по построению информационного общества, немало. Это, в частности, большая работа с законодательством.

CNews: Можно ли говорить о том, что пробелы в нормативно-правовом обеспечении, несовершенство законодательства являются одним из основных основным сдерживающих факторов повышения эффективности использования ИКТ в гос.управлении на федеральном и региональном уровнях?

Владимир Горбачев: Успешному продвижению к построению информационного пространства в России должна способствовать соответствующая правовая база, которая в настоящее время еще не полностью сформирована. Поэтому целью Государственной Думы является совершенствование правовых основ для широкого использования информационно-коммуникационных технологий в гражданском обществе, экономике, государственном управлении, во взаимоотношениях государства с гражданами и организациями.

За последнее время мы наблюдаем значительное увеличение спектра услуг, предоставляемых на основе информационных технологий. Речь идет, прежде всего, о контент-услугах. В связи с этим актуальной проблемой для инфокоммуникационного сектора экономики становится регулирование информации, включая информацию с ограниченным доступом (прежде всего, персональные данные) и результаты интеллектуального труда (интеллектуальную собственность). В данной сфере также можно констатировать существенные позитивные сдвиги. Можно с уверенностью сказать, что в значительной степени заполнен вакуум правового регулирования в сфере информационных технологий и связи в целях реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов, использования новейших информационных технологий.

В 2006 году были приняты Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных», а также 4 часть ГК, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности. Принятие данных нормативных актов само по себе имеет большое значение, однако, это только первый шаг. Указанные документы не свободны от недостатков. На сегодняшний день первоочередной задачей следует считать обобщение практики, которое позволит выявить наиболее существенные недочеты и своевременно их исправить.

Что касается законопроектов в данной сфере, хотел бы обратить внимание на законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», внесенный Правительством РФ. Законопроект был принят в первом чтении. В настоящее время Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ведется подготовка законопроекта ко второму чтению. Специальные нормы закона посвящены организации доступа к информации о деятельности госорганов, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Совершенствование законодательства в сфере информационных технологий должно учитывать особенности и мировые тенденции развития ИКТ. Новые услуги связи на базе сетей нового поколения (NGN) приводят к конвергенции различных технологий. В частности, речь идет о конвергенции фиксированной и мобильной связи, об использовании интернет-платформы для предоставления широкого спектра услуг. Такова экономическая реальность. Действующее законодательство не содержит правил регулирования новых инфокоммуникационных технологий и оказываемых на их основе услуг. Устранение данного пробела связано с решением ряда концептуальных проблем и потребует серьезной работы и совместных усилий со стороны законодателя, профильных органов государственной власти и операторов связи.

В ходе 4-го созыва Государственной Думой была создана законодательная база, необходимая для полноценного функционирования отрасли связи в современных рыночных условиях. Более 30 законопроектов прошли рассмотрение в Комитете по энергетике, транспорту и связи, который возглавлял Валерий Афанасьевич Язев. Восемь из них были приняты и сегодня являются действующими Федеральными законами, причем 5 из них – это поправки в Федеральный закон «О связи», вызванные необходимостью урегулирования проблем, ранее не учтенных, продиктованных современными требованиями, а также корректировкой действующих норм закона.

Наибольший отклик со стороны пользователей услуг связи вызвал так называемый закон об отмене платы за входящие звонки, он же – «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи». Закон позволил перейти на более прогрессивный и справедливый принцип оплаты услуг телефонной связи, принятый в большинстве развитых стран - «платит звонящий».

CNews: Какие вопросы законодательного обеспечения развития ИКТ в Российской Федерации стоят перед Государственной Думой 5-го созыва?

Владимир Горбачев: Структурные и организационные изменения в Государственной Думе 5-го созыва позволили сосредоточить практически все вопросы законодательного регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи в рамках одного Комитета, который возглавляет Валерий Яковлевич Комиссаров.

Наша главная задача в этом созыве – законодательное обеспечение развития инфокоммуникационных технологий. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы уже находится несколько законопроектов по данной тематике.

Во-первых, это законопроект об электронной торговле. Наличие правового механизма, обеспечивающего защиту прав участников электронной торговли, - необходимое условие конкурентоспособности России на мировом рынке. В течение последних двух созывов было несколько попыток разработать такой закон. Последний проект был внесен в 2006 году и в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы.

Второй вопрос - электронный документооборот. Совершенствование государственного и муниципального управления, построение новой экономики требуют налаживания электронного обмена информацией между структурами государственной власти, бизнеса и гражданского общества. При этом в России отсутствует базовый закон, регулирующий правоотношения в области электронного документооборота.

Очевидна важность телемедицины для повышения качества медицинского обслуживания населения, в том числе и в рамках реализации национального проекта «Здоровье». В настоящее время основным барьером на пути развития телемедицинских услуг становится отсутствие необходимой нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия их предоставления и оплаты. В связи с этим в Государственную Думу Российской Федерации были внесены проекты двух федеральных законов «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине» и «Об электронной медицине».

Наиболее значимыми направлениями совершенствования законодательства являются также развитие технического регулирования в отрасли ИКТ, создание правовых гарантий недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи в целях развития конкурентного телекоммуникационного рынка, законодательное сопровождение перехода на цифровое телерадиовещание в Российской Федерации, включая вопросы социальных гарантий доступности данных услуг населению, сохранения единого информационного пространства и организации деятельности участников рынка и в связи с этим - совершенствование нормативного регулирования в области лицензирования теле- и радиовещания.

Задача Государственной Думы - организовать законодательное обеспечение процесса перехода к цифровому вещанию, проработать все возникающие в связи с этим вопросы и подготовить необходимые рекомендации. Уже сейчас очевидно, что потребуется внесение целого ряда уточнений в действующее законодательство. В связи с этим необходим комплексный подход к рассмотрению законодательных инициатив по данной тематике.

Важно преодолеть отставание почтовой связи в России от развитых стран мира по основным качественным показателям, обеспечить правовые условия для реализации концепции «Электронного правительства», заложенной в ряде государственных документов, включая Федеральную целевую программу «Электронная Россия», законодательно обеспечить деятельность электронных библиотек, музеев, архивов, создание которых существенно повышает доступность знаний и историко-культурного наследия для населения.

В заключение хотел бы еще раз отметить, что информационно-коммуникационная инфраструктура является одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Доступность современных услуг на всей территории страны во многом определяет темпы экономического роста, качество жизни населения, эффективность государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности.

В свою очередь, успехи в развитии отрасли информационно-коммуникационных технологий могут стать стимулом развития всей российской экономики и позволят России в короткие сроки занять достойное место среди технологически развитых держав мира.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS