Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Владимир Шибанов: Объемы госзакупок ИТ-оборудования не снизятся, но станут более целенаправленными и упорядоченными

Владимир ШибановИнтервью CNews дает Владимир Шибанов, генеральный директор компании «Аквариус».

CNews: Какие изменения, по вашим наблюдениям, происходят в данный момент на мировом рынке компьютерного оборудования? Насколько соответствуют процессы, происходящие на российском рынке, общемировым тенденциям?

Владимир Шибанов: Все крупные производители сейчас озабочены проблемой сокращения издержек, особенно эта проблема остра в сегменте производства оборудования с низкой маржей, например, таких, как персональные компьютеры. В связи с этим транснациональные корпорации передают свое производство либо на аутсорсинг, либо переносят заводы в Юго-Восточную Азию. Как следствие, укрупняются местные компании, занимающиеся ОЕМ-производством.

В мировых масштабах продолжает все больше развиваться идея минимизации и мобильности. В этом году доля ноутбуков в общем количестве проданных компьютеров в США уже превысила 50%, в Европе — 35%. Рост российского рынка мобильных устройств в последние годы стал весьма значителен — по разным оценкам, он, как минимум, удвоился за 2003 год. Думаю, что схожие цифры будут и в этом году.

Львиную долю российского рынка еще несколько лет будут составлять «персоналки». Однако эта доля со временем будет уменьшаться, причем в розничном сегменте рынка эти темпы будут значительно выше, чем в корпоративном. Все динамичнее развивается рынок серверов, что связано с общим улучшением экономической ситуации в стране и активизацией как малого и среднего, так и крупного бизнеса.

CNews: Какие технологические тенденции оказывают наибольшее влияние на его развитие?

Владимир Шибанов: Миграция  корпорации Intel на технологии многоядерных процессоров и отказ от увеличения частоты процессоров — наиболее интересные заявления уходящего года. Сегодня уже становится очевидным, что экстенсивный путь наращивания производительности путем увеличения тактовой частоты микропроцессора практически исчерпал себя.  Решение проблем, связанных с повышенным тепловыделением, становится все более и более дорогим, поэтому следует ожидать кардинальных изменений в будущем.

CNews: Как вы оцениваете потенциал рынка серверных систем в России? Насколько изменилась емкость этого рынка за последний год?

Владимир Шибанов: В последнее время все больше растет спрос на серверы со стороны представителей среднего и малого бизнеса, а также государственных заказчиков. Клиенты, которые ранее считались потенциальными, меняют свой статус, становясь реальными заказчиками. Таким образом, можно говорить об увеличении потенциала этого сектора.

Рынок серверов за три квартала этого года вырос более чем на 16%. Безусловно, рыночная доля этого сегмента небольшая — около 2–3%. Но если оценивать его в деньгах, то это более 12% всего рынка. Прибыльность в этом секторе рынка довольно высока, и есть за что бороться.

CNews: В связи с приостановкой программы внешних заимствований на нужды ИТ для государственных ведомств, эксперты прогнозируют резкое сокращение объемов закупок ИТ-оборудования, и в том числе компьютерного оборудования, в 2005 году. Как вы можете прокомментировать такое мнение, и ощущает ли компания «Аквариус» изменения в спросе со стороны госструктур?

Владимир Шибанов: Я не думаю, что объемы приобретаемого государственными структурами оборудования резко снизятся. Просто теперь они станут более целенаправленными и упорядоченными. Во втором-третьем кварталах корпоративный рынок временно «замер» из-за административной реформы, но сейчас, в конце года, мы наблюдаем восстановление отложенного спроса.

CNews: Очевидно, что в настоящее время корпоративный заказчик покупает решение, а не «железо» как таковое. В связи с этим как компания «Аквариус» позиционирует на рынке те или иные серверные решения?

Владимир Шибанов: «Аквариус» выпускает широкий спектр современных серверов: от «легких» базовых моделей  серии Economy для небольших компаний и подразделений до «тяжелых» 64-разрядных решений серии Professional для крупных предприятий. Все они обладают главными отличительными качествами настоящего сервера: серьезным запасом вычислительной мощности, прекрасной расширяемостью и высокой отказоустойчивостью. Не надо забывать и о кластерах, присутствующих в наших линейках, а кластер — это уже решение, которое объединяет целый спектр дополнительного оборудования и софта. И здесь сервер является одним из «кирпичиков» решения.

CNews: Какие отрасли экономики можно назвать сегодня наиболее активными в потреблении серверных систем?

Владимир Шибанов: Клиенты нашей компании — предприятия, работающие в самых разных отраслях экономики, и число наших заказчиков постоянно растет. На наш взгляд, уровень спроса на ИТ-продукцию может быть одним из показателей развития той или иной отрасли. В связи с этим хочется отметить, что нашими заказчиками выступают многие крупные госструктуры, промышленные предприятия различных отраслей производства и ТЭК, предприятия ВПК. Продолжает расти спрос на ИТ-оборудование со стороны министерств и ведомств, а также территориальных органов исполнительной власти.

CNews: Почему компания «Аквариус» вышла на рынок ноутбуков только в этом году? Не кажется ли вам, что компания несколько запоздала с выходом на этот рынок?

Владимир Шибанов: Наши аналитики тщательно отслеживали развитие рынка ноутбуков. Примерно год тому назад стало ясно, что корпоративный рынок готов к восприятию мобильных ПК. Тогда же была выпущена первая модель настольного ноутбука Aquarius для корпоративных пользователей, являющегося полноценной заменой настольного ПК. Эта модель оказалась удачной, а решение о запуске ее в производство — своевременным. Помимо этого, мы получили определенный опыт, который впоследствии применили при формировании модельного ряда ноутбуков. Компания достаточно долго занималась разработкой и подготовкой к серийному производству каждой модели. Специалисты департамента инноваций и технических решений, а также департамента маркетинга, тщательно продумывали конфигурацию, дизайн, позиционирование и программы продвижения ноутбуков на рынке. «Аквариус» всегда предлагает потребителю тщательно проверенные и протестированные решения, а на это всегда требуется значительное время.

В сентябре завершился первый этап нашего проекта по выходу на рынок ноутбуков — начат выпуск моделей Aquarius Navus NE205 и Aquarius Tersus NB205. Буквально на днях вышла еще одна модель — Aquarius Sensus NE204.

CNews: Какую нишу планирует занять компания «Аквариус» на рынке ноутбуков?

Владимир Шибанов: С ростом предложения на рынке цены на портативные ПК заметно снизились. В корпоративном сегменте ноутбуки, за счет их мобильности, стали приемлемым решением для оптимизации бизнес-процессов. Основными пользователями техники Aquarius на протяжении многих лет были и остаются корпорации. Сейчас наши заказчики начали серьезно присматриваться к корпоративному ноутбуку, осознавая, что с его помощью можно обеспечить автономную и мобильную работу не только отдельных специалистов и руководителей, но и целых подразделений, таким образом, основными потребителями ноутбуков, как и другой нашей продукции, будут корпоративные заказчики.

CNews: Как, на ваш взгляд, изменилось соотношение сил отечественных и зарубежных поставщиков ноутбуков на российском рынке? Чем могут быть обусловлены подобные процессы? И какие изменения будут происходить в этом направлении в ближайшие годы?

Владимир Шибанов: Думаю, не ошибусь в прогнозе, если скажу, что активность зарубежных вендоров на российском рынке будет расти, и связано это с большой емкостью рынка. Уже сейчас их продукция реализуется по ценам, ненамного превышающим цены российских производителей, ими развиваются сети сервисного обслуживания и т.д. Отечественным компаниям было всегда нелегко конкурировать с зарубежными, и тот факт, что одними из лидеров рынка ноутбуков в течение нескольких лет являются динамично работающие российские компании, не может не радовать. А в результате конкурентной борьбы, как известно, будет выигрывать потребитель.

CNews: Как долго, по вашим прогнозам, сохранится существующий темп роста на рынке ноутбуков в России?

Владимир Шибанов: Вопрос в том, по какому принципу строить прогноз. Если взять за основу количественный подход, то рост будет в разы больше, чем общий рост ИТ-рынка. Россия имеет огромный потенциал потребления ноутбуков, но, уверен: до точки насыщения еще далеко, примерно 2–3 года. Особенно стоит отметить набирающий обороты спрос со стороны компаний среднего и малого бизнеса и частных лиц с уровнем дохода от $500 в месяц. Это — не говоря о потенциале корпоративного сектора.

Но если строить прогноз по качественному принципу, то здесь у каждого класса портативных ПК будет своя кривая спроса, причем наибольший рост будет наблюдаться на графике ноутбуков эконом-класса, а увеличение предложения будет идти параллельно с повышением производительности. В результате борьбы за потребителя, вендоры уже сейчас стали предлагать более мощные ноутбуки по той же цене. Возможно, через три года модели этого класса будут доступны пользователям так же, как, например, сейчас бюджетные мобильные телефоны.

CNews: Какие модели ваших мобильных ПК сейчас можно считать бестселлерами? Как долго и за счет чего той или модели удается удерживать за собой ведущие позиции по продажам?

Владимир Шибанов: Я думаю, пока еще рано говорить о бестселлерах «Аквариуса», т.к. мы совсем недавно вышли на рынок. Но лидирующее место в наших продажах занимает модель бизнес-класса Aquarius Tersus NB 205. В свое время мы планировали, что этот ноутбук будет пользоваться самым большим спросом из всей линейки портативных ПК, и пока наши ожидания полностью оправдываются.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS