Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Рынок ИБП: «укрупнение» решений по защите электропитания

В 2003 году объем мирового рынка систем бесперебойного питания, по данным Frost&Sullivan, составил $4,7 млрд., или 16,5 млн. шт., а соответствующий показатель за 2002 год был на уровне $4,5 млрд. Таким образом, темпы роста рынка ИБП в 2003 году составили около 5%.

Ключевым фактором, стимулирующим развитие рынка ИБП, можно назвать несоответствие между растущими требованиями к качеству электроснабжения со стороны потребителей, в первую очередь, корпоративных, и реальным неудовлетворительным уровнем электроснабжения. Другими словами, для компаний все более «дорогими» становятся отклонения или колебания, провалы или исчезновения напряжения, что вынуждает пользователей приобретать оборудование по обеспечению качественного электропитания. В дополнение к этому можно отметить продолжающийся рост таких сопряженных с сегментом ИБП направлений, как телекоммуникации и информационные технологии.

Мировой рынок: объем продаж ИБП ($ млрд.) по уровням мощности

Мировой рынок: объем продаж ИБП ($ млрд.) по уровням мощности

Источник: Frost&Sullivan

ИБП низкого напряжения (до 5кВА), предназначенные для защиты ПК и серверов начального уровня, практически доминируют на мировом рынке. По данным на 2003 год, их доля в общем объеме продаж составляет больше половины (51%). Объем продаж «старших» моделей ИБП мощностью свыше 50кВА, рассчитанных для «больших» систем — масштабируемой, резервируемой и интеллектуальной защиты серверов, маршрутизаторов, концентраторов, телекоммуникационных, интернет- и промышленных приложений, составляет 25% от общемирового, а ИБП среднего класса (от 5 до 50кВА) — 24%. Такая ситуация связана с тем, что, в дополнение к защите на уровне предприятия, на прикладном уровне большее предпочтение отдается децентрализованному способу защиты ПК и другого оборудования. Однако для больших организаций и центров обработки данных централизованная защита признается более экономически выгодной.

В сегменте ИБП мощностью до 5 кВА 91% продаж приходится на устройства ниже 1 кВА, а 8% — составляют источники мощностью 1–5 кВА.

По оценкам Frost&Sullivan, рынок низковольтных ИБП имеет ускоренный цикл оборота по отношению к системам среднего и высокого напряжения. Большинство ИБП низкой мощности (1–5 кВА) имеют жизненный цикл 4–5 лет. Это оборудование относится к классу потребительского и продается по ценам от $50 до $2000.

Большинство систем, обеспечивающих средний и высокий уровень напряжения, используется для защиты оборудования на уровне предприятия и имеет высокую износоустойчивость. Системы мощностью свыше 20 кВА стоят от $80 тыс. до $200 тыс. и считаются высокостоимостными инвестициями. Чаще всего ИБП этого стоимостного диапазона защищают разного рода системы, требующие гарантированного энергоснабжения. Жизненный цикл ИБП, входящих в такие системы, может составлять до 20 лет.

Почти 50% мирового рынка источников бесперебойного питания делят между собой четыре компании APC, Powerware (в настоящее время Eaton’s Powerware Division), Liebert и MGE UPS Systems.

Объем продаж компании APC за 2003 финансовый год увеличился на 13%, в сравнении с предыдущим годом, и составил $1,46 млрд. (в 2002 г. — $1,30 млрд.), а тот же показатель за первое полугодие 2004 года достиг $747,5 млн.

Показатели продаж компании Powerware в 2003 финансовом году выросли почти на 7% и составляют $776 млн., соответственно объем продаж 2002 года был на уровне $725 млн. Летом 2004 года корпорация Eaton (с оборотом свыше $8 млрд.) объявила о завершении оформления сделки по приобретению фирмы Powerware у компании Invensys. Теперь Powerware стала частью созданного в Eaton подразделения Power Quality Solutions («Решения по обеспечению качества электропитания»), в состав которого также входят хорошо известные торговые марки Cutler-Hammer и Holec. Корпорация Eaton специализируется, в частности, на производстве электрических систем и выпуске компонентов для обеспечения качественного электропитания, контроля и распределения электроэнергии.

Общий оборот компании MGE UPS Systems в 2003 году составил 529 млн. евро (что составляет примерно $645,4 млн.). Из них около 55% продаж пришлись на регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), 16% — на Азиатско-Тихоокеанский регион и 29% — на Северную и Южную Америки. По результатам третьего квартала 2004 года, наблюдается увеличение объемов продаж более чем на 110%, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Более чем на 15% вырос сегмент однофазных систем бесперебойного питания и более чем на 65% — трехфазных. Рост сегмента трехфазных устройств произошло за счет реализации крупных проектов в индустриальной и телекоммуникационной области.

Показатели объема продаж компании Powercom в мире за 2003 год увеличились на 25% и составили $100 млн. (в 2002 г. — $80 млн.), а запланированный объем 2004 года должен составить $120 млн.

По мнению аналитиков Frost&Sullivan, к 2010 году объем общемирового рынка ИБП может составить примерно $6,94 млрд., что в количественном выражении будет соответствовать примерно 31,5 млн. шт. устройств. Таким образом, предполагаемые темпы среднегодового роста в этом сегменте составят около 5,2%.

Европейский и российский рынок ИБП

Европейский рынок систем бесперебойного питания в 2003 году составил $1134 млн.

Доли производителей на европейском рынке

Доли производителей на европейском рынке

Источник: Frost&Sullivan

Лидер рынка — APC, однако в России отрыв американской компании гораздо больше: у нее, по данным исследовательской компании ITResearch, 58,4% рынка, у ближайшего конкурента, PowerCom, только 8,3. Далее следуют PowerMan (6,5% рынка), Powerware (6,4%) и Ippon (4,1%). Из этих компаний Powerware конкурирует с APC на рынке «тяжелых» решений (на нем также заметны Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus), остальные — в «массовом» секторе. Доля «прочих» в России — 16,3% — также почти в два раза меньше среднеевропейской.

Долю компании MGE UPS Systems на российском рынке составляет около 1% по однофазным ИБП (до 10 кВА) и около 4% по трёхфазным (свыше 10 кВА).

По данным российского представительства Liebert-HIROSS, 2003 год стал одним из наиболее успешных за последние годы. В денежном выражении рост объема продаж по отношению к 2002 году составил 26%. Из них выросли продажи систем высокоточного кондиционирования на 20%, ИБП — на 30%. Основной рост объема продаж в сегменте ИБП компании приходится на рынок источников бесперебойного питания средней и большой мощности, в частности, заметное увеличение объема продаж пришлось на модульную конструкцию Nfinity. Отдельно по мощностным категориям ИБП динамика роста выглядит следующим образом: ИБП средней мощности (в эту категорию входит Nfinity) — 40%, ИБП большой мощности (от 30 кВА) — 66%

По данным ITResearch на рынке ИБП в первом квартале 2004 года продолжался рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 22,3% и достигли 260 тыс. проданных устройств. В денежном выражении, в связи со снижением цен на ИБП, рынок составил $42 млн., а его рост — около 19%.

Во втором квартале было продано более 320 тыс. устройств, что в денежном выражении составило почти $50 млн. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 18% и на 20% соответственно. Это несколько выше темпов роста в предыдущем квартале, когда было отмечено некоторое замедление после рекордных поставок в конце 2003 г. Ощутимых изменений в технологической структуре рынка не было. Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman, а на рынке «тяжелых» решений, наряду с APC, традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.

Показатели продаж в третьем квартале текущего года составили 372 тыс. устройств, а в денежном выражении около $63,7 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели в натуральном выражении уменьшились примерно на 6%, а денежные в то же время выросли на 14%.

Увеличение средневзвешенной стоимости ИБП указывает на тенденцию рынка в сторону более высокотехнологичных и дорогих решений. Например, поставки оn-line ИБП за год выросли почти на 40% (в натуральном выражении).

Перспективы развития рынка ИБП

Рынок ИБП еще далек от насыщения. Таким образом, рост продаж производителей ИБП в ближайшие годы будет обусловлен в первую очередь ростом рынка в целом. И этот процесс неизбежен, поскольку с ростом уровня информатизации отечественных компаний, необходимость бесперебойной работы ПК становится критически важной. Увеличивается количество факторов, влияющих на функционирование современных энергетических систем, сами системы становятся сложнее, и соответственно последствия от сбоев на них оказываются все более ощутимыми. Таким образом, инвестиции в средства защиты от сбоев в системе энергоснабжения будут только расти.

Проблема защиты оборудования становится актуальной также в связи с переходом к децентрализованной системе электропитания, которое на первом этапе может повлечь некоторое ухудшение качества отечественного энергоснабжения.

Кроме того, если раньше многие компании не могли позволить себе иметь качественную защиту оборудования, то сейчас у заказчиков появляются дополнительные средства для ее установки.

Таким образом, спрос на ИБП в ближайшие годы будет увеличиваться, и особенно это касается решений on-line, поскольку только эти машины гарантируют полную защиту от всех возникающих аварий, в отличие от off-line и line-interactive, которые, например, не защищают от сбоев, вызванных нестабильностью частоты.

Вообще, следует отметить, что рынок on-line машин выглядит более перспективным, чем рынки off-line и line-interactive технологий, поскольку здесь сосредоточена основная масса инновационных проектов, шире пространство для технологических прорывов (изменение схем отдельных модулей, применение IGBT-транзисторов и др.). И, таким образом, ожидается, что машины on-line при общем росте рынка ИБП будет постепенно отбирать долю решений off-line и line-interactive.

Помимо спроса на отдельные ИБП, наблюдается тенденция и ко все более возрастающему спросу на единые комплексные решения по питанию и прецизионному кондиционированию. Основная тенденция рынка ИБП — «укрупнение» решений по защите электропитания. Естественно, что на сравнительно «молодом» и «бедном» российском рынке до сих пор велика доля «малых» однофазных систем. Пользователи, даже в крупных компаниях и больших офисах все еще применяют малые системы для защиты индивидуальных персональных компьютеров, не задумываясь, что такие «решения» в результате оказываются гораздо более затратным и менее управляемыми и надёжными.

С точки зрения производителей, производство малых систем сейчас может быть интересно как средство повышения узнаваемости бренда, но не как инструмент повышения уровня продаж. Это вызвано огромной конкуренцией в данном сегменте рынка и сравнительной простотой организации производства данных ИБП.

Таким образом, по мнению игроков рынка, наиболее заметная тенденция — это создание систем, предназначенных для защиты всего офиса или даже здания. Все больше производителей, которые начинали работу на этом рынке с «малых» систем, переходят в сегмент «больших» систем бесперебойного питания. Такие системы применяются в индустриальной области, для защиты крупных систем обработки и хранения данных, а также офисов и интеллектуальных зданий и т.д.

Вторая тенденция, сильно связанная с первой — переход от производства off-line систем к on-line. Это вызвано растущей озабоченностью потребителей качеством электропитания и, несомненно, более высокой надёжностью систем с двойным преобразованием. Сейчас российский рынок находится на промежуточном этапе, когда наибольшей популярностью у массового потребителя пользуются line-interactive системы, технологически более совершенные по сравнению с off-line, но не такие дорогие, как on-line.

Третья тенденция — стремление производителей предлагать законченные решения. Но в данной области разные производители применяют разные подходы, которые зависят от их специализации. Некоторые компании продвигают на рынок решения, включающие в себя, помимо ИБП, дополнительное оборудование под своей же торговой маркой.

Ольга Кузнецова/ CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS