16+

Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

SIP Community против Skype: исход драки не очевиден

Создание сообщества, объединяющего пользователей разных VoIP операторов в единую сеть, сможет значительно изменить расклад сил. Многомиллионные гиганты типа Skype будут поставлены перед выбором — пытаться достичь невозможного — доминирования над миром, или же предоставить своим пользователям возможность свободного общения с пользователями других сетей. Окажется ли эта модель жизнеспособной на российской почве — зависит от всех участников рынка.

SIP-сообщества разрастаются

В мире появляется все больше и больше новых «скайпоподобных» систем. Среди последних примеров — проект Gizmo, который проводит открытое бета-тестирование своей бесплатной VoIP-системы. Пользователи "первой жизнеспособной альтернативы Skype" кроме того, что могут обмениваться неограниченными по продолжительности звонками и звонить на обычные телефонные номера в США за 1,8 цента в минуту (на 10% дешевле аналогичных услуг Skype), получают ряд дополнительных функций, начиная от Call Mapping — указание местоположения каждого из участников беседы на карте мира и заканчивая Realtime Presence — индикатор доступности абонентов, аналогичный распространенному в интернет-пейджерах.

По мнению компании SIPphone, разработчика Gizmo Project, главное отличие Gizmo от Skype — это открытость сети и базирование на открытом SIP-стандарте. По этой причине любая сеть, развернутая на базе открытых стандартов, будет совместима с Gizmo. Кроме того, Gizmo работает по принципу, отличному от P2P-сети, где звонки перенаправляются через компьютеры пользователей (как в случае Skype).

Другие разработчики тоже не сидят, сложа руки. Крупнейший поисковик Google запустил в конце августа бесплатный сервис Google Talk, который позволяет владельцам электронных почтовых ящиков Gmail разговаривать друг сдругом спомощью ПК, микрофона и динамиков. Google предстоит потягаться с четырьмя популярными службами мгновенного обмена сообщениями: в первую очередь, с лидером данного рынка, AOL, владеющим службами AIM и ICQ, собравшими лишь в США свыше 40 млн. пользователей, а также с Yahoo (20 млн. пользователей) и Microsoft MSN Messenger (14 млн. пользователей, по данным Media Metrix), и, конечно, с сервисом Skype[1], насчитывающим 51 млн. пользователей.

В компании утверждают, что Talk будет совместим с аналогичными открытыми службами, в первую очередь с теми, которые предоставляют провайдеры EarthLink и SIPphone. Также ожидается, что у пользователей последующих версий сервиса появится возможность делать звонки на фиксированные и мобильные телефоны. Наблюдатели считают, что идея Google о федерациях — сообществах пользователей из других совместимых между собой сетей передачи голоса и IM, вполне жизнеспособна.

«Достаточно лишь разработать и опубликовать правила, и тогда все средние и мелкие сети и проекты, со своей сотней тысяч пользователей, присоединятся к такой федерации. Получится достаточно мощное и растущее сообщество, — утверждает Борис Тышкевич. — И вот тут разрозненные многомиллионные гиганты будут поставлены перед выбором — пытаться достичь невозможного — доминирования над миром, или же предоставить своим пользователям возможность свободного общения с пользователями других сетей, считая это необходимым условием современного и качественного сервиса».

Попытки организовать альтернативную сеть для передачи голоса на основе широкополосного доступа в интернет известны и со стороны российских операторов. Компания «Тарио», например, формирует новую абонентскую IP-сеть SIPNET.RU абоненты которой не зависят от городской телефонной сети. Связь организована по интернет-каналам, и каждое абонентское SIP-устройство имеет уникальный сетевой телефонный номер (SIP ID). «Тарио» наделяет абонентов SIPNET.RU, по сути дела, полномочиями операторов. В частности, им можно самостоятельно управлять маршрутизацией своих звонков, выбирать оптимальные тарифы c точки зрения соотношения цены и качества, бесплатно звонить на такие же устройства, осуществлять звонки на обычные телефонные номера (стационарные и мобильные) практически в любой город мира по операторским тарифам.

Попытка интеграции голосовых и прочих IP-услуг в рамках SIPNET.RU нацелена на расширение возможностей онлайн-коммуникаций. Планируется, что электронный почтовый адрес будет идентификатором абонента, а общение по типу Presence (контроль присутствия) станет основой мультисервисов: видео, почты, чатов, онлайн-конференций идр.

Абоненты, как утверждают в «Тарио» могут подключать свои SIP-устройства к интернету в любом городе мира, и телефонная связь обеспечивается по одному и тому же номеру независимо от того, в каком месте сети интернет абонент подключен (ему остается выполнить несколько настроек в своем SIP-устройстве). При этом количество бесплатных исходящих звонков и звонков между SIP-устройствами не лимитируется, а исходящие звонки с SIP-устройств на обычные телефонные номера осуществляются по соответствующим тарифном планам, один из которых предполагает ежемесячную абонентскую плату в размере $30 в месяц, другой — ее отсутствие. Все входящие звонки на SIP-устройства бесплатны. Входящие звонки на SIP-устройства с обычных телефонных номеров, включая мобильные, осуществляются по схеме «звонок с донабором» через городской номер коллективного доступа с дополнительным набором сетевого номера устройства (SIP ID).

Таким образом, формируется пул абонентов с бесплатной связью через интернет, и чем больше абонентских SIP-устройств будет включено в новую сеть SIPNET.RU, тем выгоднее всем ее участникам.

От либерализации к демонополизации

Что может помешать внедрению концепции SIP Community в российскую действительность? Не возникнут ли сложности у провайдеров "скайподобных" услуг, особенно когда речь идет о звонках из сети в сети ТфОП?

По мнению Бориса Тышкевича, представляющего компанию CommuniGate Systems, вопросы регулирования сегодня актуальны во всех странах, где происходят процессы трансформации классической телефонной сети в новую сеть. Уровень неопределенности ситуации в России с регулированием новых типов коммуникаций не сильно отличается от Европы и Америки.

«Хотелось бы надеяться, что ожидаемые руководящие документы Мининформсвязи, касающиеся лицензии на услуги передачи голоса по сетям передачи данных будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон, как внутри отрасли — поставщиков услуг, так и вне ее — потребителей услуг, — говорит Борис Тышкевич. — И что самое важное, эти документы смогут обеспечить нормативную базу для развития отрасли с использованием не только современных технологий, но и технологий которые будут разрабатываться и внедряться в будущем».

Генеральный директор компании CTI Игорь Масленников, напротив, далеко не столь оптимистичен относительно перспектив регулирования IP-коммуникаций: «По схеме регулирования, которая сейчас вводится в действие Мининформсвязи, проблемы не то что могут быть, а точно будут. Именно в этом и состоит смысл изменений, суть их в том, что любая передача голоса, на любых участках его траектории, через ТФоП, рассматривается теперь как традиционная телефония с ее иерархическим принципом построения — местная связь, зоновая, междугородняя и международная».

По его мнению, такой подход регулятора означает, что звонки с SIP-устройств в городскую телефонную сеть могут легально попадать только при наличии телефонной лицензии на местную связь у оператора и договора телефонного присоединения к сети вышестоящего оператора.

«С точки зрения IP — это абсурд, потому что в IP нет "встроенной" иерархии, как в TDM, логика взаимодействия сетей и операторов IP-телефонии совершенно другая, чем в традиционной телефонии, — убежден Игорь Масленников. — Получается, что IP-телефонию "загоняют" в прокрустово ложе схем, которые IP-технологии переросли "от рождения",что явно бессмысленно. Сегодняшние проблемы с регулированием отрасли связи, стоящие перед мировым телекоммуникационным сообществом, которые абсолютно реальны и очень серьезны, связаны с той самой сменой парадигмы,с перестройкой базовых понятий и схем работы отрасли и решать их придется на совершенно другом уровне, чем простая редукция новых возможностей к старым правилам. Вести себя так- это значит "делать вид", что проблемы решаются, вместо того, чтобы их действительно решать».

Впрочем, сами провайдеры новых услуг пока не видят реальной угрозы своему нарождающемуся бизнесу. Так, Герман Мызовский, главный специалист «Тарио Коммьюникейшн» считает, что в случае SIPNET.RU проблем с регулированием не возникнет, поскольку телефоны в этой сети имеют внутреннюю собственную альтернативную нумерацию и никак не связаны с городскими телефонными номерами.

Тем не менее, ситуация с правовым статусом новых телекоммуникационных IP-услуг в России неопределенна. Возможно, что ситуация с их регулированием повторит судьбу «карточной» IP-телефонии — тотальная либерализация, сменившаяся для большинства операторов VoIP «закручиванием гаек», которая почему-то называется демонополизацией рынка связи. Ясно одно: должно пройти какое-то время, чтобы все участники рынка осмыслили происходящее.

Виталий Солонин / CNews Analytics


[1] В сентябре стало известно, что компания eBay, владеющая крупнейшим интернет-аукционом в мире, купила Skype Technologies за активы, эквивалентные примерно $2,6 млрд. Основная цель сделки — усилить свое присутствие в Сети, в частности использовать Skype для создания сервиса, который бы мог упростить покупку и продажу товаров в режиме он-лайн.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS