16+

Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

NGN на практике: новые услуги для бизнеса и "физиков"

Интеллектуальные сети, мультисервисные сети, сети следующего поколения (NGN) и сети 3G в ближайшее время изменят жизнь многих россиян. В наш быт ворвутся интернет-сервисы, телевидение по запросу и видеоконференцсвязь. Лишь бы распространение широкополосного доступа в интернет затронуло не только Москву, но и регионы.

Потребительский сектор "заказывает музыку"

Базовой услугой мультисервисных сетей является высокоскоростной доступ в интернет, позволяющий быстро скачивать большие объемы данных. На его основе строятся остальные многочисленные услуги, в том числе и развлекательного содержания, объединенные под общим названием Triple Play. Широкополосный доступ необходим также в дистанционном обучении, консалтинге, телемедицине, в организации полноценных рабочих мест на дому. Разнообразие способов его использования ограничено не столько техническими возможностями, сколько фантазией потребителя. При этом телефония является лишь одним из составных элементов всего пакета услуг.

О том, насколько успешным может стать бизнес по обслуживанию абонентов широкополосного доступа, свидетельствует опыт совместного проекта "МТУ-Интел" и МГТС "Стрим" в Москве. Так, в феврале 2004 года, когда стартовало семейство тарифов "Стрим", планировалось подключить в течение года максимум 30 тыс. абонентов. Однако уже в декабре было отмечено подключение 100-тысячного абонента "Стрим" и "Точки.ру". Число частных пользователей ADSL-интернета "Стрим" компании "МТУ-Интел" выросло за полгода почти в два раза и достигло к маю 2005 года 175 тыс. человек. В структуре дохода компании "Стрим", без учета стоимости подключения, приносит почти в 2 раза больше, чем коммутируемый доступ. Секрет успеха кроется в беспрецедентно низких для России тарифах — от $20 в месяц за неограниченный доступ (при этом в столице самый высокий уровень доходов по стране). На базе высокоскоростного ADSL-подключения абонентам предлагается, в частности, комплекс интерактивных мультимедийных цифровых услуг на экране телевизора (проект "Стрим-ТВ") — теле- и радиоканалы, "виртуальный кинозал", доступ к интернет и электронной почте (в перспективе), однопользовательские и многопользовательские игры, управление услугами онлайн и пр.

"Как показывает мировая практика, добавление услуги видео — способ улучшить основные финансовые показатели оператора (в том числе и ARPU), удержать клиента и увеличить абонентскую базу", — считает гендиректор ООО "Система Мультимедиа" Владимир Румянцев.

Между тем, по прогнозу Forrester Research в течение ближайших лет доходы в сфере услуг интерактивного цифрового телевидения (iDTV) в Европе будут не столь значительными. К 2007 году оборот этого бизнеса с цифровыми услугами и приложениями достигнет €18 млрд. (€250 на семью). Основная часть этой суммы — около €8 млрд. — будет генерироваться покупками, совершаемыми с помощью интерактивного телевидения (tRetail). Оборот от продажи билетов через iDTV, по прогнозам аналитиков, вырастет до €4 млн., а интерактивная реклама принесет €2 млрд. Медленное развитие бизнеса интерактивного телевидения может быть обусловлено его низкой распространенностью, считают аналитики.

Но вернемся к российской действительности. Постепенно внедряют мультимедийные услуги на базе своих мультисервисных сетей и традиционные операторы — МРК "Связьинвеста". Так, в марте текущего года филиал ЮТК "Ростовэлектросвязь" запустил услугу IP-TV для ADSL-пользователей. О коммерческом успехе подобных сервисов говорить еще рано — по состоянию на начало 2005 года количество ADSL-абонентов этого филиала ЮТК превысило 5 тысяч, что слишком мало для города с миллионным населением.

Помимо мультимедийных услуг широкополосный интернет способен обеспечить индивидуальных и корпоративных пользователей недорогой или даже бесплатной телефонной связью на базе IP. "Телфин", например, предлагает за $49 в месяц неограниченное количество минут разговоров по большому числу направлений (на данный момент доступно 58 стран). "Тарио" предоставляет бесплатные входящие звонки на SIP-устройства, бесплатные звонки между SIP-устройствами и недорогие (по операторским тарифам) исходящие звонки по всему миру на мобильные и стационарные номера. Кроме того, пользователям предоставлены дополнительные сервисы, управлять которыми можно самостоятельно — персональная настройка маршрутизации по показателям цена/качество, заказ соединения двух абонентов в любых точках мира и др. Ежемесячная абонентская плата составляет $30 (тариф "Спецсвязь") или отсутствует (тариф "Спецсвязь Плюс"). В будущем "Тарио" предлагает использовать адрес электронной почты в качестве единого идентификатора абонента, а общение по типу Presence (контроль присутствия) рассматривает как основу новых мультисервисов (видеоконференцсвязь, почта, чаты, ICQ, телефония и др.), объединенные в рамках одного приложения.

По мнению экспертов, у нашей страны хорошие предпосылки для внедрения NGN на массовом рынке. По некоторым прогнозам услуги будут развиваться в три этапа: предоставление голосовой услуги поверх IP, конвергенция проводной и беспроводной связи, интеграция телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг.

Корпоративный сектор: новые услуги не всем по карману

Рынок услуг для корпоративных пользователей также имеет высокий потенциал, ввиду чего операторам не следует сбрасывать его со счетов. В отличие от рынка частных пользователей он не такой массовый, зато, как правило, более прибыльный в расчете на одного подписчика. Спектр же потенциально интересных для предприятий услуг весьма широк.

Наиболее распространенный сервис на сегодняшний день — построение защищенных корпоративных сетей (VPN). Ее предлагают, и весьма успешно, практически все операторы, работающие на корпоративном рынке. У ЮТК, например, доход от услуг построения корпоративных сетей по технологии VPN за 2004 год почти удвоился (рост на 92,8%); примерно так же — в 1,9 раза — вырос доход у ивановского филиала "Центртелекома".

Помимо уже хорошо зарекомендовавших себя на корпоративном рынке сервисов, провайдеры активно внедряют новые. Например, за прошедший год для этой категории клиентов "Комстар" предложил ряд услуг, реализованных на базе мультисервисной сети связи NGN — IP-Centrex, Hosted PBX, VoiceVPN и др.

Планирует расширение спектра услуг "Уралсвязьинформ", построивший недавно сеть NGN в Челябинске. Пользователям станут доступны аудио и видеоконференции, услуги по взаимодействию сотрудников офиса (обмен сообщениями, совместная работа с файлами и веб), услуга "персональный агент", обеспечивающая маршрутизацию вызовов на номер абонента по тем правилам, которые абонент определяет сам: на фиксированный, мобильный, домашний телефон или голосовую почту.

Новым услугам пророчат неплохие перспективы. Например, уже сейчас по темпам развития рынка видеоконференцсвязи ( 30-40% в год) Россия занимает одно из первых мест в Европе, отставая по уровню распространения ВКС от мировых держав на 3-4 года. Российским бизнес-пользователям открываются новые возможности, например, при проведении корпоративных совещаний и бизнес-встреч, организации удаленных форм работы и дистанционного обучения. При этом сфера применения ВКС непрерывно расширяется — помимо прочего, в последнее время такие решения стали использоваться при проведении рекламных и маркетинговых акций.

Впрочем, несмотря на широкий спектр возможностей для применения видеоконференцсвязи, сегодня эта услуга в России востребована только в узком корпоративном секторе. Позволить себе организацию подобных сервисов могут лишь достаточно крупные компании: оборудование для предоставления услуг ВКС довольно дорого. По этой причине российский сегмент услуг видеоконференцсвязи пока невелик и оценивается в $10-15 млн. Будущее ВКС аналитики связывают с интернет-протоколом: в 2003 году количество развертывания систем на базе IP превысило аналогичный показатель для ISDN-каналов. В свете построения сетей IP-ВКС на первый план выходит концепция связи сетей следующего поколения, где видеоконференцсвязь становится составляющей единой мультимедийной услуги. С помощью систем глобального присутствия клиент NGN-сети может определить доступность нужного ему человека, выбрать необходимый способ связи (возможны все известные на сегодня варианты), организовать конференцсвязь и т.д.

Другим перспективным сервисом является IP Centrex — предоставление оператором услуг учрежденческой АТС по IP-сети. До недавнего времени подобную модель аутсорсинга в России практиковал только "Комстар", но теперь аналогичные услуги анонсировали и другие операторы, например "РТКомм".

По словам провайдеров, подписка на IP Centrex позволяет потребителю, которому достаточно приобрести лишь абонентские устройства, сократить расходы на приобретение оборудования на 50-70%. При этом абонент IP Centrex может получить не только базовые голосовые и видеоуслуги, но и ряд дополнительных сервисов, включая голосовую почту, интеллектуальную переадресацию вызовов, функционал операторского центра и т.д.

Прогноз роста российского рынка услуг IP Centrex

Прогноз роста российского рынка услуг IP Centrex

Источник: "РТКомм", 2004

Несмотря на декларируемые преимущества и оптимистичные прогнозы, активное развитие российского рынка услуг IP Centrex сдерживается плохой инфраструктурой транспортных сетей и невысокими темпами перехода на IP, в результате чего этот протокол приживается далеко не повсеместно. Не последнюю роль играет и высокая стоимость услуг: сервис IP Centrex пока обходится потребителю дороже автономных конвергентных решений. В результате эти услуги находят своих потребителей, в основном, среди крупных компаний, у которых расходы на аутсорсинг меньше затрат на использование собственных ресурсов.

Итак, еще очень немногие российские операторы могут порадовать пользователей — как корпоративных, так и индивидуальных новыми интересными услугами, оказываемыми на основе мультисервисных сетей. Впрочем, положительные примеры все же имеются, и есть надежда, что они со временем будут тиражированы из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов в остальные российские регионы. А ситуация в целом по стране сдвинется с "мертвой точки", как показал опыт столичного "Стрима", лишь тогда, когда появится доступный по стоимости широкополосный доступ — основа основ всех современных сервисов, включая голосовые.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Константин Никашов: IP-телефония уже перестала быть телефонией как таковой

Константин Никашов

На вопросы CNews отвечает Константин Никашов, генеральный директор MERA Systems.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие IP-телефонии — в мире и в России?

CNews: Какие тенденции в настоящий момент доминируют, по вашим наблюдениям, на мировом рынке IP-телефонии? Как это коррелирует, на ваш взгляд, с ситуацией в российском сегменте?

Константин Никашов: IP-телефония уже перестала быть телефонией как таковой, так как возникающие новые услуги — это уже не только и не столько телефонные услуги, а скорее услуги инфокоммуникаций, возникающих на стыке технологий. Логично, что и интеграция существующих технологий, и разработка новых проще происходит на основе IP, поскольку этот метод универсален с точки зрения передачи разных видов контента.

Например — мобильная связь, которая сейчас развивается значительно быстрее других видов телефонной связи. Уже ни для кого не секрет, что мобильная связь постепенно мигрирует в сторону IP, потому что именно эта технология более эффективна с точки зрения предоставления интегрированных видов услуг, таких, как продажа рингтонов, push-услуги, предполагающие доставку любой информации непосредственно на пользовательский терминал, и многие другие.

Российский рынок IP-телефонии развивается по тем же законам, и даже последние изменения в законодательстве не в силах приостановить это развитие. Отрадно видеть, что отечественный VoIP-бизнес оказался более устойчивым, чем о нем думали.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS