|
|
ЖКХ должно быть экономнымОрганизации жилищно-коммунального комплекса все еще сильно зависят от бюджета (до 40%, и за 2004–2006 гг. тенденции, сложившиеся в первую очередь в финансовой сфере обеспечения отрасли, нельзя признать удовлетворительным — поставщики жилищно-коммунальных услуг сталкиваются с проблемами недофинансирования, увеличивается ветхий и аварийный жилищный фонд, происходит износ основных средств предприятий ЖКХ и т.п. Словом, жилищно-коммунальное хозяйство переживает сегодня далеко не лучшие дни. ЖКХ сегодня С конца 2006 г. платежи населения в структуре доходов ЖКХ составили 80%, но состав финансирования отрасли до сих пор не оптимизирован, процесс ее реформирования продолжается и далек от завершения. Ключевыми целями реформирования ЖКХ России должны стать:
Для достижения этих целей предполагается усовершенствовать системы управления, эксплуатации и контроля, перейти на договорные отношения и начать развивать конкурентную среду, а также совершенствовать системы оплаты жилья, коммунальных услуг и системы социальной защиты населения. Управляющие компании постепенно должны перейти на самофинансирование, выстраивать экономически обоснованную тарифную политику. А реформа ЖКХ должна затронуть практически все сферы деятельности муниципального образования, включая хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и др. При этом одним из главных направлений реформирования должно стать совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ. Но что происходит на самом деле? Незаинтересованность участников рынка ЖКХ в развитии инноваций является следствием двух причин — с одной стороны, это многолетние сроки окупаемости коммунальных проектов, с другой, особенности финансирования отрасли, при которых попытки существующих МУПов и ГУПов экономить ресурсы приводят к снижению финансирования в следующем году. Не готовы к резким изменениям и конечные пользователи коммунальных услуг, то есть российские граждане. В поисках управляющих компаний Принципы отбора и функционирования управляющих компаний определены законодательно. В соответствии с Жилищным кодексом жители могут выбрать один из трех вариантов: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья или кооперативом; управление управляющей организацией. Как правило, выбор делается в пользу ныне существующих ДЕЗов — из 40 тыс. домов в г. Москве к началу весны 2007 г. ТСЖ появились только в 1700 домах. Сами же ДЭЗы предполагается акционировать — это связано с необходимостью создания конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами. Первоначально акции новых акционерных обществ будут переданы в Департаменты имущества городов, а потом при проведении конкурсов — в доверительное управление тем же ОАО "ДЕЗ". Эксперты отмечают опасность передела собственности и передачи ДЭЗов в руки чиновников и их приближенных в процессе такой «приватизации». Это, равно как и рост цен на коммунальные услуги, является значимым сдерживающим фактором на пути проведения реформ в сфере ЖКХ. Впрочем, у грамотных управляющих компаний есть множество рычагов, которые позволят не только сохранить средний уровень цен, но и даже снизить их. В соответствии с законодательством, при заключении договора между управляющей компанией и каждым собственником жилья определяются перечени и цены на все виды работ по обслуживанию здания, придомовой территории, предоставления коммунальных услуг и т.п. Такой договор действует от одного до пяти лет, а в дальнейшем возможна его пролонгация. Прибыли и расходы управляющей компании Управляющая компания может получать прибыль за счет вложений в ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии, включая и приборы учета электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла. Сегодня сложилась такая ситуация, что почти 40% от общего количества потребляемых ЖКХ энергорсурсов составляют потери. А это проводит к тому, что существующие в настоящее время коммунальные тарифы сильно завышены, поскольку они призваны покрывать потери. При этом никто не заинтересован в снижении потерь — ведь поставщики получают деньги за отпущенные, а не за реально поступившие потребителю энергоресурсы, граждане не могут самостоятельно регулировать расход тепла в собственных квартирах, а управляющие организации не могут получить ни копейки от экономии ресурсов, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Как известно, до 33% всех коммунальных платежей уходит на оплату отопления, и именно в этой сфере есть множество способов экономить. Это можно сделать за счет утепления подъездов, чердаков, подвалов, дверей, окон, установки средств учета и регулирования подачи тепла в дома, а также устройства для подогрева теплоносителя с помощью автономных газовых и электрических нагревателей непосредственно в домах. Подобные расходы, к слову, окупаются за 3-4 года. На втором месте — экономия на освещении, например, с помощью использования светильников на базе светодиодов. Ремонт неиспользуемых помещений для последующей сдачи в аренду — это еще один, вполне неплохой источник доходов управляющей компании. Среди других источников — сдача в аренду частных автостоянок, установка рекламы (растяжек, плакатов, световых панелей) на крышах и стенах домов, а также на придомовой территории. Снизить цены за услуги, впрочем, можно и с помощью введения льгот определенным категориям граждан, предоставления субсидий, перерасчета при оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества. Несмотря на то, что в Жилищном кодексе отсутствует определение «льготы», в ст. 8 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ говорится о порядке предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг — льготные категории граждан могут получать скидки на оплату ЖКУ до тех пор, пока порядок предоставления льгот не будет приведен в соответствие с Жилищным кодексом. Тогда понятие «льготы» исчезнет и останется только понятие «компенсации». Например, льготники (в частности, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет) могут оплачивать 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг, а также вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда. На практике же тарифы за коммунальные услуги продолжают стремительно расти. И далеко не всегда их рост оправдан... Рост тарифов продолжается За последние несколько лет реальные тарифы на все виды услуг и энергоносители, включенные в счета-фактуры, увеличились в несколько раз — рост тарифов за отопление с 2005 по 2007 гг. составил почти 150%, а за освещение МОП на 460%. Отчасти это связано с тем, что изменился принцип оплаты — если раньше за освещение подъездов и подвалов платили поквартирно, то в нынешнем году начинали взимать плату исходя из того, сколько человек живет в квартире. Нормативы завышены и при оплате отопления и подачи горячей воды. Между тем, при расчете расходов тепловой энергии на отопление и подогрев воды нельзя пользоваться одними и теми же нормативами, рассчитывая обогрев панельных и кирпичных домов. Это приводит, скажем, к тому, что жильцы квартир, где установлены газовые плита и колонка зачастую сильно переплачивают за оплату коммунальных услуг. Выходом из положения может стать не только установка учетных приборов в каждом доме квартире, но и общественная экспертиза нормативов. В законе от 23 марта 2006 года «Об утверждении программы «Энергоресурсоэффективность» сказано, что установка придомовых и поквартирных приборов учета топливно-энергетических ресурсов и воды при государственной и муниципальной поддержке социально уязвимых слоев населения — это ключевое мероприятие в сфере ЖКХ. Однако сегодня далеко не во всех регионах проведена подобная работа, а в ряде из них (например, в Татарстане) реализация этой программы отнесена к категории экономически нецелесообразных. Это тем более странно, ведь ЖКХ — одна из самых затратных отраслей экономики, в которой издержки предприятий не покрываются установленными нормами и тарифами. Лишь стимулирование производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей — к рациональному использованию коммунальных услуг могут повысить рентабельность отрасли. Общие тенденции формирования нормативов зависят от производителя. Тариф оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов. Сложившаяся на сегодня нормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. В результате чего возможно существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг. При этом объемы фактического потребления не контролируется никак. В первую очередь, это касается водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. Усовершенствовать же процедуру ценообразования позволят не только оптимизация процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ, но и изменение нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах, а также привлечение инвестиций в предприятия ЖКХ. Расходоваться они должны в том числе и на информационные технологии. Сергей Лосев / CNews |