|
|
Высокие технологии и опытные кадры для медициныВнедрение высокотехнологичных решений, проводимое в настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», должно повысить доступность и качество медицинских услуг населению. Наряду с поставками медицинской техники решаются и задачи повышения квалификации тех врачей, которым предстоит работать на новой аппаратуре. Приоритеты нацпроекта «Здоровье» Среди приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» можно выделить оказание высокотехнологичной помощи населению, развитие профилактического направления в здравоохранении, диспансеризацию населения, контроль демографической ситуации в России, а также вакцино-профилактику. Достижение поставленных целей планируется осуществить путем снижения смертности в результате ДТП, качественного обследования новорожденных детей, проведения осмотров работников, занятых на вредных производствах, проведения иммунизации взрослых и детей и т.п. Скажем, введение родовых сертификатов и увеличение финансирования, а также увеличение зарплат медработников1 позволило на 7% снизить детскую смертность и на 6% — материнскую смертность. По оперативным оценкам Фонда социального страхования РФ, в первом полугодии 2007 года у матерей, получивших родовые сертификаты, родилось 675 276 детей, что на 1,9% больше, чем в 2006 году (662 366 человек). В 2007 году расширен перечень медицинского оборудования, поставляемого в рамках нацпроекта. В него добавлены: цистоуретроскоп, рентгенологический аппарат на три рабочих места, маммографический передвижной аппарат, проявочная машина, а также фетальный монитор. Увеличено и число муниципальных учреждений, в которые поставляется диагностическое оборудование — это женские консультации, амбулаторно-поликлинические и стационарно-поликлинические учреждения здравоохранения. При этом требования к поставщикам ужесточены: не только повышены штрафные санкции при нарушении сроков поставки, но и увеличен срок гарантийного обслуживания оборудования. Кроме того, до конца года планируется завершить обновление практически всего парка санитарного автотранспорта, а время ожидания скорой медицинской помощи приблизится к нормативным величинам. Если в городских условиях бригады «скорой помощи» чаще используют машины с колесной формулой 4 х 2, то в сельской местности и в условиях бездорожья предполагается перейти на автомобили повышенной проходимости с приводом на все колеса (4 х 4). В прошлом году в рамках национального проекта «Здоровье» в регионы было поставлено более 6700 автомобилей «сокрой помощи» четырех видов разной технической оснащенности и степени проходимости, а на 2007 год запланирована поставка еще 6060 автомобилей и 380 реанимобилей педиатрического профиля.2. Развитие высокотехнологичной медицины контролирует специальное агентство, созданное 30 июня 2006 г по распоряжению Президента РФ Владимира Путина. Оно подведомственно Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Будучи в ведении Минздравсоцразвития, агентство оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере высокотехнологичной медицины. В его функции также входят организация разработки и реализации современных медицинских технологий, издание правовых актов, ведение баз данных в сфере разработки и реализации современных медицинских технологий и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи; и, кроме того, оказание государственных услуг при предоставлении высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе в рамках деятельности по выполнению государственного заказа. Вдвое больше высокотехнологичной медицинской помощи Решение большинства этих задач в первую очередь зависит от оснащенности больниц и поликлинник соответствующим технологическим оборудованием. Ближайшая цель приоритетного национального проекта «Здоровье» - повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2009 году до 70%. По официальным данным, в прошлом году перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи был увеличен вдвое — в него вошли 272 вида дорогостоящей помощи3. Финансирование высокотехнологичной помощи из федерального бюджета составило 9,9 млрд руб., в него, в частности, включены расходы на дорогостоящие медицинские изделия и лекарственные средства. В 2007 году запланировано лечение 170 тыс. нуждающихся в дорогостоящих видах медицинской помощи. На эти цели из федерального бюджета выделено 17,5 млрд руб., еще 32 млрд. руб. пошли на строительство в 2006-2008 гг. 15-ти федеральных центров высоких медицинских технологий.2 В 2007 г. центры откроются в Астрахани, Краснодаре, Пензе и Чебоксарах, в 2008 г. — в Барнауле, Владивостоке, Калининграде, Красноярске, Новосибирске, Перми, Смоленске, Тюмени, Хабаровске и Челябинске. Каждый такой центр, рассчитанный на 200 коек, позволит осуществлять до 10 тыс. оперативных вмешательств в год. С введением их в строй, объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет федерального бюджета вырастут в 4 раза,2 и потребности россиян в таких видах помощи будут удовлетворены полностью. Тем не менее, оппоненты принятой программы развития высокотехнологической медицины отмечают, что, во-первых, большинство квалифицированных врачей сосредоточено в крупных городах и в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, а во-вторых, региональные медики «передерживают» пациентов в больницах, но при этом реально им ничем не помогают. А это, в свою очередь, сказывается на качестве медицинской помощи в целом. Выходом из положения может стать вахтовый метод, практикуемый в хирургии во всем мире. Благодаря ему выездные бригады хирургов могут оперировать в создаваемых центрах высокотехнологичной медицины. Формула успеха: переоснащение и финансирование по-новому Такие результаты достигнуты благодаря тому, что изменены принципы финансирования и технического переоснащения объектов здравоохранения. Так, если прежде средства направлялись в основном в амбулаторно-поликлиническую сферу и в сферу родовспоможения, то с 2007 года началась работа и со стационарами. В этом году 19 регионов перейдут к так называемой одноканальной форме финансирования. Она подразумевает аккумулирование средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов (от четырех до шести), направляемых на финансирование медицинской помощи, преимущественно в рамках обязательного медицинского страхования. Процесс переоснащения также становится непрерывным, плановым - старые аппараты постепенно выводятся из эксплуатации, а на их место поступают новые. Непрерывным становится и процесс создания новых приборов. Таким образом решается еще одна задача — обеспечить производство отечественного высокотехнологичного медицинского оборудования. Предприятия соответствующего профиля уже существуют в России. Например, компания «Альтоника» в течение 2006 года выпустила порядка 2 тыс. изделий (включая современные электрокардиографы, кардиоанализаторы и прикроватные мониторы для реанимационных отделений). Однако, по словам Семена Лукачева, директора по производству «Альтоника», это лишь 15% от общей загрузки компании. При этом стоимость отечественного оборудования в конечном итоге оказывается 1,5-2 раза ниже. В частности, цена российского кардиоанализатора составляет примерно 400 тыс. рублей для обычной лаборатории, а аналогичная западная система стоит в два раза больше. По городам и весям Результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» заметны во многих российских регионах, хотя при этом местная администрация подчеркивает, что переоснащение медучреждений порой отстает от графика. Аналогичные данные приводятся и в отчете Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (в ходе исследования проведено более 1924 комплексных проверок по вопросам контроля за реализацией проекта; всего проверено 3076 лечебных учреждений). Росздравнадзор сообщает о фактах простоев и нецелевого использования поставленного оборудования и транспорта: по состоянию на начало апреля 2007 года речь идет о 5% автомобилей скорой медицинской помощи, 6% лабораторного оборудования, 7,4% оборудования ЭКГ, 4% ультразвукового, 10% рентгенологического и 9% эндоскопического оборудования. Основными причинами простоя являются отсутствие специалистов, лицензий на медицинскую деятельность и расходных материалов. Что касается итогов первого полугодия 2007 года, то, например, в Оренбургскую область за прошедшие с начала года месяцы поступило более 75 единиц диагностического оборудования, включая рентгеновские аппараты, лабораторное оборудование, передвижные флюорографы, аппараты УЗИ и гастроскопы. На эти цели из федерального бюджета было выделено 81,8 млн руб. Всего в течение нынешнего года в рамках нацпроекта медицинские учреждения области получат 302 единицы оборудования на сумму 240,5 млн руб.4 На Дальнем Востоке благодаря техническому переоснащению медицинских предприятий впервые за несколько лет удалось снизить уровень смертности с 15,3 на одну тысячу населения в 2005 году до 14 в 2006-м, а младенческая смертность за этот период сократилась с 13,5 до 12,5 на каждую тысячу. В Дальневосточный федеральный округ поступило 164 единицы диагностического медицинского оборудования, что составляет всего 13% от годового плана. Кроме того, за первое полугодие 2007 г. в округе прошли подготовку и переподготовку 408 медицинских работников, а общий объем денежных выплат врачам и медперсоналу первичного звена составил 385 млн руб.5 В Ямало-Ненецком автономном округе к настоящему моменту около 80 врачей прошли обучение по специальности «Общая врачебная практика». На их подготовку и переподготовку из федерального бюджета выделено 1,4 млн руб. В соответствии с графиком федеральных поставок ямальские клиники до конца года получат три рентген-аппарата, четыре комплекта лабораторного оборудования, а также по четыре аппарата ультразвуковой диагностики и комплекта эндоскопического оборудования.3 В федеральном пилотном проекте участвует и Ростовская область. Услуги высокотехнологичной медицины начали оказывать в кардиохирургическом центре, отделении травматологии и ортопедии областной клинической больницы и отделении нейрохирургии больницы скорой медицинской помощи №2 Ростова-на-Дону. При этом из областного бюджета только для проведения кардиохирургического лечения жителей региона направлено около 70 млн рублей, что позволяет прооперировать около 2 тыс. человек.6 Кроме того, было проведено техническое переоборудование этих учреждений — поставлена новая аппаратура, введена система электронной системы записи пациентов на прием. В Тюменской области улучшается ситуация не только с обеспечением кадрами, но и с технической оснащенностью медицинской отрасли. Скажем, введение отраслевой системы оплаты труда позволило повысить заработную плату медицинских работников и улучшить привлекательность и престижность медицинских специальности, а также отчасти решить проблему оттока кадров. Кроме того, в Тюменской области продолжает происходить переоснащение медицинских учреждений современным оборудованием. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в области, например, строится спорткомплекс. Планы на будущее По словам главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова, к 2009 г. из федерального бюджета будет профинансировано проведение высокотехнологичных операций 220 тыс. человек — это в 3 с лишним раза больше, чем в 2005 г., когда подобные операции были сделаны 65 тыс. больных. С целью снижения смертности по причине аварий в 2008–2010 гг. новые медицинские системы планируется поставить в более тысячи больничных учреждений, расположенных вдоль федеральных автодорог, на сумму 5,877 млрд руб., а также дополнить парк всех 492 государственных и муниципальных учреждений скорой медицинской помощи реанимобилями. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 1,525 млрд руб.6 Кроме того, для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 2008 году в 25 субъектах РФ планируется открыть сеть сосудистых отделений при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Они будут оказывать медицинскую помощь больным с заболеваниями сосудов головного мозга и сердца. В том же 2008-ом объем средств, выделяемых на закупку оборудования, составит 2 млрд. руб, а для финансирования грантов по инновационным проектам в здравоохранении — 7 млрд руб. Гранты представлены в виде лотов по цене 300 млн руб. для ФСМУ и 100 млн руб. — для творческих коллективов.3 1 По официальным данным, средняя заработная плата работников здравоохранения увеличилась на 37,8% 2 По материалам интернет-конференции Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева 5 марта 2007 года (http://www.rost.ru/faq/2007/05/180000_9211.shtml) 3 По данным сайта «Приоритетные национальные проекты» http://www.rost.ru 4 По данным РИА «Новости» 5 По данным АМИ ТАСС 6 Данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ Сергей Лосев/CNews |