|
|
ИС в медицине: разброд продолжаетсяВозрастание потоков и объемов хранения данных, переход от обобщенной информации к персонифицированной — изменения, которые затрагивают все области государственного управления, в том числе и здравоохранение. Однако предлагаемые системы автоматизации, как оказалось, требуют доработки: они имеют ряд существенных недостатков и не способны существенно повысить эффективность работы отрасли. В настоящее время в здравоохранении России уже используются различные автоматизированные системы учета и базы данных. Разработаны интегрированные системы оказания качественных медицинских услуг, которые позволяют ЛПУ перейти к системе управляемой медицинской помощи и, исходя из полной оснащенности, довести свою работу до полной автоматизации и, таким образом, повысить эффективность экономического управления и качества здравоохранения. Однако на практике в большинстве случаев складывается другая картина. В основном средства автоматизации направлены на снижение трудоемкости локальных учетно-расчетных задач (бухгалтерия, учет услуг, статистика и т.п.) и обеспечение делопроизводства. Используемые базы данных и системы несовместимы по платформам, форматам данных, часть из них даже не имеет механизма обмена информацией. Не развиты аналитические средства принятия решений и контроля эффективности использования ресурсов. Нет необходимых каналов связи, особенно в удаленных сельских районах, недостаточен парк современных компьютеров. Опыт использования программных средств, разработанных по централизованным заказам Министерства здравоохранения и фонда ОМС, показал, что этим продуктам также присущи существенные недостатки. Прежде всего, они создавались для обслуживания конкретных задач, определенных заказчиком (обслуживание системы ОМС, автоматизация обработки статистических данных, ведение отдельных реестров и т.п.). Как оказалось, разработчики программных продуктов слабо представляют условия и требования к работе программных средств медицины, которые были бы удобны пользователям. Практически все используемые на данный момент системы малофункциональны, они могут быть использованы либо учреждением, либо муниципальным органом управления здравоохранением. Информатизация управления здравоохранением региона В настоящее время информатизация здравоохранения России переживает сложный период своего развития. С одной стороны, переход к новым бюджетным схемам и страховому принципу оплаты медицинских услуг стимулировал ускорение процессов компьютеризации лечебных учреждений, а с другой — отсутствие системности, упорядоченности и организованности в условиях неподготовленности руководителей ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) и медицинских работников являются негативными факторами. При этом компьютеризация управления здравоохранением на разных уровнях имеет свои особенности. Главным мотивом развития информационных технологий в здравоохранении на уровне региона является необходимость учета и хранения значительного объема информации и невозможность работы старыми привычными методами в современных условиях. Одним из основных факторов, ведущих к сбоям в исполнении решений федеральных органов государственной власти, часто является полное отсутствие автоматизированных систем, которые смогли бы обеспечить учет, проверку и анализ необходимой информации. Особую актуальность информатизация приобретает в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Кроме того, многочисленные исследования эффективности использования информационных систем (ИС) также показали, что автоматизированная ИС на уровне ЛПУ значительно улучшает общие показатели эффективности системы заботы о здоровье населения: увеличивает поток принятых больных, сокращает время на установление диагноза, время ожидания пациента, и даже количество диагностических процедур. Ведущее значение в увеличении темпов информатизации здравоохранения принадлежит финансовому обеспечению и финансовой самостоятельности ЛПУ, а также отношению руководителей всех уровней и медицинских работников. При этом, как отмечает большое число аналитиков, у руководящих лиц часто отсутствует понимание необходимости развития информационных технологий в ЛПУ и системных подходов к финансированию, разработке и реализации совместных медико-социальных проектов и программ. Негативное отношение может быть основано также на нежелании сделать систему управления ЛПУ прозрачной. О значении первого руководителя лечебного учреждения в реализации информатизации здравоохранения на территории субъекта РФ много говорят и пишут. Однако существенный дефицит ресурсов на оказание медицинской помощи, отсутствие знаний о медицинских ИТ и их возможностях в управлении медицинской деятельностью, отсутствие финансовой самостоятельности и свободы принятия решений препятствуют формированию активной позиции руководителей по отношению к внедрению ИТ. Проблематично также привлечение квалифицированных специалистов в области медицинской информатизации из-за низкой оплаты их труда, невысокого статуса. Эти факторы определяют мотивацию медицинских работников к внедрению, освоению и активному использованию ИТ. Здравоохранение в регионах В настоящее время управление и планирование в здравоохранении построено на затратном методе содержания сети ЛПУ. Объемы оказываемой медицинской помощи выражаются в виде числа посещений больных и количества койко-дней. Данная система планирования не позволяет работать экономически более эффективным страховым принципам. В результате возмещение расходов через систему ОМС (обязательного медицинского страхования) происходит частично. Страховой принцип оплаты медицинской помощи не может действовать без предварительного планирования и согласования объемов и условий предоставления медицинской помощи, без приведения в соответствие ресурсов и обязательств системы здравоохранения. Именно на региональный уровень возложена обязанность выполнения государственных гарантий медицинской помощи и развития ее объема. Однако финансового обеспечения этих гарантий недостаточно. ЛПУ возмещают расходы за счет личных выплат граждан и таким образом покрывают недостаток средств. В результате возникают типичные и широко известные проблемы — низкая экономическая эффективность оказываемой медицинской помощи, неформальные платежи, непрозрачность системы, неадекватная заработная плата, изношенность материальных ресурсов, и в том числе — слабая информатизация всех процессов. Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально реформировать существующую систему управления здравоохранением, полностью перейти на страховую систему оплаты медицинской помощи, создать конкурентную среду в среде ЛПУ. Первыми мерами должны стать изучение спроса населения на оказываемые медицинские услуги, оценка себестоимости заказанного объема и качества медицинской помощи, оптимизация соотношения цена — качество услуг. Необходимо также включить механизмы стандартизации и лицензирования и привести в соответствие с этими стандартами медицинские учреждения. По оценкам специалистов, на данный момент около 80% ЛПУ1 в России не отвечают современным медицинским стандартам. Переход к современной системе принципов управления и планирования, единая система критериев оценки эффективности медицинской помощи, развитие конкурентной среды будут способствовать в свою очередь развитию единой информационной инфраструктуры в здравоохранении. Направления развития информатизации Основной задачей и функцией федеральных и региональных органов управления здравоохранением должна стать разработка нормативно-технических актов, прежде всего обеспечивающих стандартизацию протоколов и форматов обмена данными. Это позволит предоставить возможность муниципальным органам управления здравоохранением самостоятельно выбирать автоматизированные системы. Кроме того, необходима интеграция разработчиков информационных систем, выработка единых подходов к созданию программных продуктов, основными требованиями к которым являются открытость архитектуры системы, поддержка различных форматов обмена данными, низкая стоимость приобретения и обслуживания общесистемной части, невысокие требования к рабочим станциям и возможность совмещения баз данных в различных ЛПУ. Решение этих задач невозможно без организации взаимодействия и координации работ Управления здравоохранения региона с другими подразделениями и службами, отвечающими за работу с населением: управлением социальной защиты населения, управлением ЖКХ и другими. Инструментом для организации такого взаимодействия может быть специально созданный орган по информатизации региона. В федеральном масштабе также необходима разработка единой системы стандартов информационного пространства здравоохранения, внедрение электронного документооборота медицинской документации. Это позволит интегрировать все информационные ресурсы ЛПУ по обеспечению лечебного процесса в общее информационное пространство многоуровневой системы здравоохранения, использовать ИТ в системе планирования медицинской помощи, в системе комплексного учета услуг. И, самое важное, это будет способствовать переходу к системе ОМС и одноканального финансирования, что реформирует систему здравоохранения в целом. Елена Баканова / CNews 1 Выступление Владимира Калиниченко, директора НВМП "МедКомТех" на конференции "Медицина-2007", 6-7 июня 2007 Сергей Купцов: Рынок медицинских информационных систем никем не формируется и не регулируетсяНачало реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» всколыхнуло интерес к информатизации сферы здравоохранения. Однако, за прошедший год существенных изменений в этой области не произошло. О причинах такого положения вещей и путях решения возникающих проблем рассказал в интервью CNews Сергей Купцов, генеральный директор компании «Регионком». CNews: Как вы оцениваете изменения, произошедшие в области информатизации российского здравоохранения за последний год? Сергей Купцов: Принципиальных изменений не произошло. Рынок медицинских информационных систем никем не формируется и не регулируется. Возможность освоения «огромных денег» вызвала большой интерес непрофессионалов. Но ни серьезного финансирования ИТ, ни стандартов информационного обмена до медучреждений не дошло. Главное — не определился единый заказчик единого информационного пространства здравоохранения. Однако, взрывной интерес заставил многие компании и медицинские организации задуматься о неизбежности приспособления к новым условиям. Скоро и ФАП (фельдшерско-акушерские пункты), и ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения), и ЦРБ (центральные районные больницы) будут не «желательно», а «обязательно» иметь информационную систему, интегрированную в региональный и федеральный информационный обмен. |