|
|
ДЛО и обязательное медицинское страхованиеГосударственная программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) была запущена 1 января 2005 года в рамках реформы здравоохранения. ДЛО изменила подход к обеспечению населения лекарствами, представляя новые широкие возможности для оказания медико-социальной помощи больным. До начала реформы государство обеспечивало бесплатными лекарствами больных определенными болезнями, с 2006 года ДЛО получают все представители льготных категорий граждан, что и стало основной сложностью в развитии программы: органы здравоохранения имели представление о том, сколько нужно инсулина, но не знали, сколько и каких лекарств понадобится льготникам. Кризис программы дополнительного лекарственного обеспечения привел к значительному сокращению объема финансирования обеспечиваемых государством лекарственных средств. В условиях, когда ведущие позиции в рейтинге самых востребованных торговых наименований принадлежат наиболее дорогостоящим препаратам, отмечается существенное увеличение средней стоимости упаковки в крупнейших по объему ДЛО регионах. В 2005 - 2006 году значительная часть льготников отказалась от участия в ДЛО, получив социальную помощь в денежной форме. В результате бюджет ДЛО 2006 года был значительно сокращен, и финансовых средств оказалось недостаточно — образовался существенный дефицит обеспечения, который превысил в два раза1 лимиты финансирования, отведенные на меры по организации социальной поддержки. Объем продаж лекарственных средств2 по программе ДЛО в I кв. 2007 г. составил 348 млн. долл. США в ценах конечного возмещения, или 261 млн. долл. в ценах реестра, сократившись на 30 % в денежном выражении по сравнению с I кв. 2006 г. По мнению аналитиков, убыль в объемах реализации льготных лекарств связана, с одной стороны, с дальнейшим уменьшением числа лиц, имеющих право на бесплатное ДЛО и выбравших в конце 2006 г. монетизированный эквивалент льготы, а с другой — с повышением эффективности контроля за выпиской дорогостоящих препаратов на региональном уровне. Контроль дополнительного лекарственного обеспечения населения В области контроля ДЛО населения сложилась ситуация двоевластия. С одной стороны, обязанность контролировать качество медицинской помощи и качество лекарственного обеспечения в большинстве случаев возложена на Федеральную службу по надзору в здравоохранения и социального развития. С другой стороны, Федеральный фонд ОМС в соответствии со своим Уставом3 обязан осуществлять контроль за рациональным использованием средств системы ОМС, оценку обоснованности счетов, представленных уполномоченными фармацевтическими компаниями (контроль оплаты качественной медицинской помощи). Кроме того, управление сложной экономической системой ДЛО в масштабах целой страны без широкого привлечения территориальных органов управления (регионального министерства здравоохранения, управления здравоохранения, регионального фонда ОМС) к планированию, управлению и обеспечению качественного лечебного процесса невозможно. Для контроля развития программы ДЛО возникла необходимость в технологиях, способных регулировать сложную экономическую систему, в которой участвуют десятки тысяч лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), сотни тысяч врачей, миллионы граждан, фармацевтические компании, различные фонды, исполнительные органы власти разных уровней. Около 17 млн. граждан2 РФ имеют право на льготную медицинскую помощь, 130 млн. рецептов было выписано в 2006 году, 300 млн. информационных транзакций было произведено в рамках оказания медицинских услуг. Создаваемая с нуля информационная система должна была решать ряд сложных задач — от обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития аналитической информацией и поддержки принятия управленческих решений, до проверки каждого из выписанных рецептов, интегрируя при этом разные подходы организаций, участвующих в программе, к информационному взаимодействию. Развитие информационной среды До начала выполнения программ по монетизации льгот и ДЛО, каждый регион РФ по-своему строил систему контроля и учета средств ОМС, что на практике вызывало огромные сложности. На федеральном уровне вырабатывались лишь общие принципы, которые в общем виде регулировали ситуацию в регионах. Основными затруднениями, препятствующими реализации программы ДЛО, стали:
Более того, применяемый сегодня медико-экономический контроль на практике оказался достаточно узким: контролируются четыре основных показателя - наличие гражданина, наличие лекарства, непревышение предельных ценовозмещений и правильность оформления рецептов. Система сбора информации не учитывает основную причину ошибок — человеческий фактор — необоснованные назначения, нерациональное использование средств, хищения. Система сбора информации ФФОМС о практической реализации программы ДЛО была построена в 68 субъектах РФ. При этом в центр обработки данных поступали два основных информационных потока: от уполномоченных фармацевтических компаний, и от ЛПУ. При территориальных фондах за счет средств федерального бюджета были созданы центры обработки данных, а в ЛПУ было установлено специальное децентрализованное программное обеспечение, обеспечивающее регистрацию выписки рецептов или их выписку. Был создан единый стандарт взаимодействия с другими информационными подсистемами, на основе которого анализировалась также информация из других источников — от федерального центра (классификаторы, кодификаторы), от пенсионного фонда (информация о гражданах, имеющих право на социальную помощь), от органов здравоохранения, формирующих справочники врачей и ЛПУ. На настоящем этапе территориальные управления объединены сетями передачи данных, в масштабах страны используются системы электронного документооборота, единые стандарты информационного обмена и системы информационной безопасности. Были расширены зоны ответственности территориальных фондов ОМС по информационному обеспечению ДЛО и введено штрих-кодирование рецептов как единый стандарт информационного обмена, осуществлен переход на XML-форматы обмена данными между участниками ДЛО, создана автоматизированная экспертно-аналитическая система в территориальных и федеральных ФОМС. За 2006 год были оснащены программными комплексами для реализации системы учета и контроля почти 95% поликлиник2. Используемая информационная среда позволяет ФФОМС осуществлять контроль и постоянный электронный мониторинг ситуации в области ДЛО. Появилась возможность контролировать ситуацию практически по всем лекарственным позициям, проводить экспертизу правильности назначения и выписки препаратов, наблюдать за работой врача, применять определенные стандарты лечения, осуществлять общий анализ по состоянию и структуре заболеваемости, посещаемости ЛПУ — по субъектам и по стране в целом. Собираемые данные позволяют составлять прогнозы и на основе структуры потребления производить расчеты государственного заказа на поставки лекарственных препаратов, формировать заявки производителям, в том числе западным, и регулировать графики поставок, созданы актуальные методы прогнозирования и расчета страховых рисков в области медицины. Единые стандарты информационного обмена в рамках территориально-распределенной информационной системы учета ДЛО Основной целью разработки единого стандарта информационного взаимодействия для ДЛО было повышение эффективности реализации программы на основе централизованной обработки данных, соотнесения персонифицированной информации ДЛО с информацией о медицинских услугах в рамках ОМС. Успешному выполнению столь сложной задачи способствовало использование целого ряда уникальных технологий, в частности, введение штрих-кодирования рецептов при выписке, которое является единым стандартом информационного обмена. Введение штрих — кода позволило ликвидировать информационный разрыв между ЛПУ и аптекой, автоматизировать обмен данными, сделать его оперативным. Появилась возможность организовать контроль в аптеке любой формы собственности. Для усиления контрольной функции в аптеках был использован принцип фискальной регистрации, широко применяемый в контрольно-кассовой технике (ККТ). Операции ДЛО в аптечном учреждении не фиксируются ККТ, поэтому была использована программа «Фискального регистратора». Все операции аптечного учреждения (обращение, отпуск лекарственного средства и помещение рецепта на обслуживание) должны регистрироваться электронным «Фискальным регистратором». В настоящее время развивается новое направление создания единых стандартов информационного взаимодействия и баз данных - подготовка справочных материалов, в частности, электронных справочников лечебных учреждений и врачей, имеющих право выписывать льготные препараты, федерального регистра лиц, имеющих это право, перечней льготных лекарственных средств и цен на них. До сих пор актуальна проблема обновления данных справочников и их синхронизации. Справочник, установленный в поликлинике, может не соответствовать справочнику, который имеется в аптеке. При этом ведомства, участвующие в информационном обмене в рамках данной системы не являются единой структурой (федеральный фонд ОМС, частные аптеки, муниципальные управления и учреждения здравоохранения). Такая разобщенность создает определенные сложности в области информационного взаимодействия, и делает необходимым создание эталонных электронных справочников. Использование новаторских подходов ФФОМС в области информационных технологий в ДЛО в 2006 году, расширение зоны ответственности территориальных отделений ФОМС способствовало созданию системы, которая позволяет не только определять структуру потребления лекарственных препаратов и контролировать целевое, рациональное использование средств, но и моделировать процессы, осуществляя постоянный мониторинг ситуации в регионах. Дальнейшая разработка единых стандартов обеспечит формирование общего информационного пространства участников ДЛО и возможность постоянного оперативного анализа и мониторинга по новым направлениям. Елена Баканова / CNews 1 Конференция «Медицина-2007», выступление начальника управления информационно — аналитических технологий Федерального Фонда ОМС В.В. Макарова, «Информационные технологии в системе ОМС как средство реализации контрольной функции ффОМС в части рационального использования финансовых средств на примере ДЛО» 2 Источник - компания «Фармэксперт» 3 Устав ФФОМС, п. 6 |