|
|
Обучающие медиа-ресурсыПриоритетный национальный проект «Образование» предоставил учебным заведениям широкие возможности для использования новых технологий в учебном процессе. Вместе с тем, перед системой образования встала задача перестройки учебного процесса для того, чтобы эффективно использовать новые возможности. Одним из основных направлений Федеральной целевой программы развития образования является внедрение новых технологий в образовательный процесс. Российское образование берет курс на более активное использование возможностей и ресурсов всемирной сети в целях улучшения качества образования. Решение этой задачи неразрывно связано с процессом создания качественных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Немного истории С давних времен основным учебным ресурсом школьников был и остается до сих пор обычный полиграфический учебник. Список остальных образовательных ресурсов, доступных обычной школе, был достаточно коротким и ограничивался наглядными учебными пособиями, средствами для проведения лабораторных опытов и коллекциями аудио и видеоматериалов, содержание которых во многом определялось степенью личной заинтересованности преподавателей и уровнем материальной оснащенности учебного заведения. Первые попытки создания медиа-ресурсов предпринимались еще до появления термина «медиа». Люди среднего поколения, наверное, могут вспомнить телеуроки по учебной телевизионной программе, которые проходили в семидесятые годы прошлого века. Однако эффективность их была невысокой. С изобретением компакт-дисков и началом распространения персональных компьютеров ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону. На рынке начинают появляться первые электронные учебные ресурсы. Однако, вплоть до конца девяностых годов прошлого века развитие медиа-ресурсов сдерживалось недостаточной оснащенностью школ компьютерной техникой. Как следствие, наиболее востребованными (и распространенными) оказались электронные учебные ресурсы для частного использования. Прежде всего, это репетиционные курсы по различным предметам, программы по изучению иностранных языков, самоучители работы на компьютере, репетиторы для сдачи экзамена по правилам дорожного движения и т.п. В принципе, к образовательным ресурсам можно отнести различные энциклопедии на компакт-дисках, которые, как и все вышеперечисленное, сейчас можно найти на прилавках магазинов. Некоторые преподаватели-энтузиасты уже достаточно давно использовали представленные на компакт-дисках материалы в учебном процессе, но о тотальном проникновении мультимедиа в сферу образования речь практически не шла. В начале XXI века произошло два события, которые ознаменовали прорыв в деле использования медиа-ресурсов в образовании. Прежде всего, это взрывное развитие и распространение интернета. Несмотря на то, что поначалу информация, которая могла быть использована в образовании, была расположена в глобальной сети бессистемно, потенциальные возможности интернета в обеспечении образовательного процесса трудно переоценить. Вторым важным событием, оказавшим влияние на проникновение мультимедиа в образование, стало оснащение школ компьютерами и, что особенно важно — процесс этот совпал по времени с проектом по подключению всех российских школ к интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который в настоящее время практически завершен. Таким образом, только сейчас появилась реальная техническая возможность использовать медиа-ресурсы в образовательном процессе. Что такое медиа-ресурсы? Принято считать, что под медиа-ресурсами следует понимать учебные ресурсы, насыщенные мультимедийной информацией. Однако, такое толкование не охватывает весь спектр доступных сегодня образовательных ресурсов. Помимо наличия мультимедийной (графической, аудио и видео) информации, основным достоинством электронных образовательных ресурсов нового поколения является их интерактивность или реагирование на действия учащегося. Одним из примеров интерактивности может служить наличие системы оценки усвоения пройденного материала — учащемуся предлагается пройти некие тестовые задания, оценивается степень усвоения материала и затем система предлагает выполнить некоторые действия (повторить пройденное, перейти к следующему разделу, изучить дополнительный материал и т.п.). Интерактивность подразумевает применение активно-деятельных форм обучения. Например, можно совершить путешествие в виртуальном мире или попытаться с помощью предложенных средств сочинить музыкальное произведение. Еще одним примером интерактивности является возможность варьировать темп обучения и его траекторию, то есть количество и последовательность изучаемых тем и объем предлагаемого материала. Как уже отмечалось, в последние годы интернет превратился в удобную и, главное, доступную среду распространения информации. Вследствие этого, немаловажным свойством электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения является возможность их сетевого распространения (в эпоху расцвета компакт-дисков этому фактору не придавали большого значения). Возможность распространения ЭОР через интернет позволяет, помимо всего прочего, организовать полноценное дистанционное обучение. При этом речь здесь идет не только об обучении людей с ограниченными возможностями, но и о предоставлении качественного образования там, где отсутствуют квалифицированные педагогические кадры. Одним из вариантов дистанционного обучения может стать самостоятельное обучение на дому по методике, составленной учителем. Этот метод может применяться и для того, чтобы ученик, отставший от программы по каким-либо причинам, смог с помощью учителя, составляющего индивидуальный план обучения, и доступных интернет-ресурсов догнать остальных учеников класса. В рамках приоритетного национального проекта развития образования в нашей стране в последние два года развернулась активная работа по созданию ЭОР нового поколения. К счастью, благодаря тому, что с самого начала государство координировало этот процесс, его удалось направить в нужное русло. Как рассказал на III Всероссийском Форуме IT-госсектор 2007 заместитель директора Государственного НИИ информационных технологий и коммуникаций («Информика») Владимир Старых, два года назад был объявлен конкурс на право создания ЭОР нового поколения. Победителям конкурса, а ими стали такие известные компании, как 1С, «Кирилл и Мефодий», «Новый диск» и другие, а также несколько университетов, были предложены определенные «правила игры» в виде единых технических спецификаций. Тем самым, проекту «Образование» удалось не наступить на грабли несовместимости новых образовательных ресурсов. Унификация процесса создания ресурсов позволила созданные разными производителями и на разные темы образовательные ресурсы использовать независимо, многократно, унаследовано и без специальной обработки. В качестве основной технологической концепции ЭОР была предложена концепция электронных учебных модулей открытых мультимедиа-систем. Ресурсы создаются в виде модулей, которые хранятся в специальном хранилище и могут подкачиваться из сети на компьютер клиента по мере необходимости. В качестве клиентского средства доступа к ресурсам может использоваться стандартный Интернет-браузер (помимо средств производства компании Microsoft ЭОР тестируются и на совместимость с такими программами, как Opera и т.п.), а также, по необходимости, дополнительное специализированное ПО, к которым относятся плеер и менеджер курсов. Последний позволяет проектировать из составных единиц некоторые траектории сопровождения учебного процесса. Все необходимые программы также находятся в хранилищах в свободном доступе. … их хранении… Сейчас основной политикой по ресурсообспечению образовательного процесса является это централизация ресурсов в составе нескольких хранилищ Федерального уровня. Сейчас уже насчитывается несколько таких хранилищ — некоторые из них развиваются уже на протяжении пяти-шести лет. Прежде всего, можно выделить Федеральный портал «Российское образование». Он сейчас является наиболее посещаемым ресурсом в сфере образования. В составе портала выделен отдельный раздел — так называемый каталог образовательных ресурсов. В основу каталога положены практически все ресурсы, имеющие какое-либо отношение к образованию. Все это разбито по темам, рубрикам, типам ресурсов, аудитории и т.п. По словам Владимира Старых сегодня на портале ведется порядка 30 тыс. актуализированных ссылок на различные образовательные ресурсы. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» представляет собой некую электронную библиотеку, где хранится порядка 12 тыс. полнофункциональных оцифрованных материалов учебно-методического назначения различного формата. Кроме полноценных образовательных ресурсов, по состоянию на сентябрь 2007 года в системе находилось около 30 тыс. описаний ресурсов. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Сейчас активно пополняется и хранилище Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР). Если в мае 2007 года в нем хранилось 3300 ЭОР, в июне — около 4700, то в сентябре в хранилище было порядка 7000 образовательных ресурсов. К декабрю 2007 года создатели планируют выйти на плановый уровень 10000 ЭОР. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
Из других Федеральных хранилищ можно выделить «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов». Эта система также интегрирована в федеральную целевую программу развития образования. Значительную часть этой коллекции составляют оцифрованные фрагменты музыкальных произведений, привязанные к программе средней школы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Здесь хранятся произведения русской и зарубежной классической музыки. Кроме того, в хранилище представлены опыты по химии и большая коллекция материалов по учебной тематике. Из поступлений середины 2007 года можно выделить коллекцию цифровых копий изданий произведений зарубежной литературы, аудиозаписей художественного чтения произведений русской поэзии, а также цифровых копий произведений живописи, входящих в собрание Государственной Третьяковской галереи. По словам Владимира Старых, недавно принято решение о размещении в данном хранилище оцифрованных материалов Русского музея и Эрмитажа для сферы образования. Первый этап наполнения Коллекции закончится в середине 2008 года. Отдельно стоит отметить проект ФЦИОР под названием «Учебно-лабораторный комплекс» или виртуализация доступа к изучаемым средам, который сейчас готовится к запуску. Суть его состоит в том, что технические ресурсы ФЦИОР позволяют моделировать такие виртуальные среды, которые в силу финансовых или технических обстоятельств невозможно воспроизвести на вычислительных ресурсах учебных заведений. Сервис строится на технологиях заливных сред на кластерах виртуальных машин. Говоря простыми словами, новый сервис позволит обучать, в частности, IT-специалистов в реальных «боевых» условиях. По словам Владимира Старых, технологии виртуальных заливных сред сейчас стремительно развиваются и привлекают большой интерес, в первую очередь, пока в области учреждений высшего образования. … и использовании Можно констатировать, что процесс наполнения хранилищ цифровыми образовательными ресурсами идет полным ходом. На повестку дня сейчас выходит вопрос грамотного и эффективного использования накопленного материала. Как отмечал заместитель директора «Информики», основной проблемой является то, что многие учителя еще не готовы включать предлагаемые ЭОР в учебный процесс. Проблема заключается в том, что учителя, имея доступ к определенным образовательным коллекциям, испытывают субъективные и объективные трудности в деле включения ресурсов этих коллекций в свой реальный учебный процесс. Помочь им может набор специальных методических материалов и инструментов, доступных на образовательных порталах. Из технических средств можно выделить сервис «конструктор траекторий», который сейчас готовится к запуску в рамках Федерального центра информационных образовательных ресурсов. Этот сервис предназначен, в первую очередь, для преподавателей и позволяет конструировать последовательность подключения к образовательному процессу необходимых модулей. Пользуясь этим инструментом, учитель сможет составить план обучения по любому курсу, как для всего класса, так и для отдельных учеников. Со стороны системы образования также предпринимаются определенные действия для того, чтобы методически помочь преподавателям. Сейчас в недрах системы вынашивается идея создания репозитория ЭОР, куда должны войти качественные и проверенные на опыте ресурсы и решения. Этот репозиторий может стать неким хранилищем «эталонных» ресурсов. Стоит добавить, что в настоящий момент идет работа и по созданию системы оценки качества ресурсов нового поколения. В дальнейшем предполагается проводить их аттестацию по аналогии с аттестацией полиграфических учебников. Внедрению интернет-технологий в повседневную жизнь учебных заведений могут помочь и такой несколько «отвлеченный» от учебного процесса проект, как сервис создания интернет-сайтов школ, который ФЦИОМ готовит к запуску в 2007 году. В состав программного комплекса войдет инструмент создания визитной карточки школы, сервис управления содержимым сайта, а также развитые средства, которые позволяют вести сайт на уровне современных требований (блоги, форумы и т.п.). Немаловажным фактором является возможность подключения родителей к обсуждению школьных вопросов. Новые электронные образовательные ресурсы стремительно вторгаются в образовательный процесс. Тем не менее, они не могут полностью заменить традиционную систему образования. В первую очередь ЭОР являются вспомогательным средством, инструментом для улучшения качества образования и лишь от тех, кто непосредственно работает с учениками, от преподавателей зависит то, насколько эффективно будет использован этот инструмент. Работа по внедрению новых технологий в образование только начинается, и лишь совместными усилиями представителей образования и ИТ-специалистов можно будет достичь успеха. Одно известно точно: новые технологии и система образования связаны неразрывно. Леонид Кузьмин / CNews |