|
|
Министерство образования и науки РФ
Игорь Реморенко: Необходимо создать систему подготовки кадров и специалистов, адекватную мощностям крупных производственных кластеров
В рамках реформирования российского образования государство реализует множество программ — это и подключение всех школ к сети Интернет, и поддержка инновационных средних и высших учебных заведений, и модернизация региональных систем образования. О первых выводах и планах на будущее в интервью CNews рассказал Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ.
CNews: В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки РФ ежегодно проводит конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений. Расскажите подробнее об этом конкурсе. Какие выводы об эффективности этого мероприятия можно сделать на основании результатов двух прошедших конкурсов?
Игорь Реморенко: В рамках проекта осуществляется стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Поддержка инновационных программ нацелена на расширение общественного участия в управлении образованием, на формирование общественного заказа и модернизацию системы оценки качества образования в целом. Средства государственной поддержки инновационных школ (лицеев, гимназий) направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений.
Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проходит второй год. Сейчас завершается этап, когда школы уже получили все свои денежные средства и начинают их осваивать. По нашим прогнозам, к концу года все средства будут освоены.
Что можно сказать об эффективности этого конкурса, с учетом двухгодичного срока реализации? Первый момент, который бы хотелось отметить, — это то, что в системе общего образования появилась группа школ, на которые можно ориентироваться с точки зрения выбора собственных направлений развития. Что я имею в виду? В 80-х годах было очень популярно движение учителей-новаторов, тогда были широко известны такие фамилии, как Шаталов, Лысенкова, Амонашвили и т. д. Но сейчас стало совершенно понятно, что лидирующие позиции во влиянии на образовательный путь ребенка занимает не только один учитель, но и школа в целом, как некая взаимосвязанная образовательная, воспитательная среда. Для того чтобы сейчас выделить лидеров, нужно обращать внимание не только на деятельность лучших учителей, но и на то, каким образом образовательные учреждения могут стать образцами наиболее продвинутых инновационных образовательных практик. Ориентироваться на такие новации могут и должны педагогические коллективы, команды педагогов и управленцев других образовательных учреждений.
В выявлении таких образцов и состоит первая задача конкурса. Сейчас в стране подобных образовательных учреждений около 5 тыс., причем совершенно разных: в условиях сельских школ — один образец, городских школ — другой. Стало понятно, какова тенденция изменения школьного образования. Важно то, что теперь об этой тенденции говорят не чиновники, которые ее придумали, а сама практика. Первая наиболее популярная группа изменений, на которую ориентируются инновационные школы, — это информатизация образовательного процесса. В рамках информатизации образовательного процесса наиболее успешный способ работы, когда дети непосредственно вовлечены в проектную деятельность, они самостоятельно составляют проекты и не просто повторяют заученное, а отвечают на вопрос, откуда это знание взялось, какая проблема за ним стоит, каков исторический путь появления того или иного знания. Это одно из главных направлений школьных изменений.
Есть и другие, такие как забота школы о здоровье детей в самом широком понимании этого слова, начиная от питания и заканчивая, например, физическим воспитанием, умением управлять собой.
Еще одно очень активно развивающееся направление, особенно для сельских школ, — социокультурный комплекс, когда школы совместно с учреждениями культуры, здравоохранения, иногда даже с вовлечением отделений почты создают крупные организации, которые целостно оказывают социальные услуги населению. Такая тенденция была выявлена национальным проектом и нашла существенную поддержку. Причем во всех этих тенденциях присутствует то, что школьное знание воспринимается не просто как знание самоценное и важное, а как знание, которое важно применять в жизни. Не просто запоминать и излагать, но знать и применять в зависимости от того, какое мировоззрение, какие интересы у ребенка. Каждой десятой школе удалось существенно улучшить материально-техническую базу — это тоже результат реализации программы.
В целом, по данным общероссийского мониторинга, в рамках программы поддержки школ-лидеров 2006 года достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% — улучшение воспитания; 17% — большее использование компьютера; 17% — введение профильного обучения; 10% — рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся. Кроме того, отмечено улучшение материальной базы школ — 87%; расширение сектора дополнительного образования — 63%; обновление организационной инфраструктуры — 57%; активизация работы с родителями — 47%.
В результате реализации национального проекта произошли некоторые институциональные изменения – изменились нормы и традиции, появились новые структуры. Устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 субъектах федерации); нормализована наполняемость классов (с 10 до 12 человек в среднем в сельской местности некоторых территорий); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12% пенсионеров до 11%); улучшилась материальная оснащенность школ. При этом популярность конкурса инновационных школ год от года растет. Анализ хода конкурсных отборов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, показал, что, по сравнению с 2006 годом, в 2007 году количество поданных заявок увеличилось в 1,4 раза (с 6142 до 8637 соответственно).
Говоря об итогах, можно также упомянуть эффект активизации общественности: значительно возросло количество школьных советов, поскольку одним из условий конкурса было наличие активно действующего органа школьного самоуправления, что стимулировало их создание. Сейчас больше половины школ имеют школьные советы, которые открыто ведут свою деятельность, следят за работой школ, подсказывают, как действовать в тех или иных ситуациях.
CNews: Эти советы состоят из родителей или представителей администрации?
Игорь Реморенко: Как правило, они состоят из родителей, педагогов, старшеклассников и иногда представителей местного сообщества, так называемых кооптированных или привлеченных членов. Это может быть, например, депутат, который избирался в округе, где находится школа, или руководитель кадровой службы предприятия, на котором работают родители учеников образовательного учреждения.
CNews: С 2007 г. в приоритетный национальный проект «Образование» включено новое направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». Внедрение каких программ планируется стимулировать в рамках данного направления?
Игорь Реморенко: Данное направление национального проекта реализуется в этом году впервые. Что касается системы начального и среднего профессионального образования, то здесь важно то, что мы выявили перспективную группу образовательных учреждений. Когда обычному человеку говоришь про НПО или СПО, у них сразу возникает непривлекательный образ какого-то ПТУ. Однако, как показал конкурс, есть весьма перспективные учреждения начального и среднего профобразования, которые активно работают в партнерстве с бизнес-сектором. Разрабатываются новые модели образовательных учреждений - в общей сложности 23 учреждения планируют создать на своей базе ресурсные центры, имеющие хорошую материальную базу и кадровый потенциал. Ресурсные центры будут играть роль лидеров в подготовке кадров для конкретной отрасли, предоставлять свою базу и методические разработки другим однопрофильным учреждениям, работодателям для повышения квалификации рабочих и специалистов, отрабатывать инновационные технологии, обобщать и распространять позитивный опыт в системе профессионального образования. Разрабатываются интегрированные программы по сопряженным профессиям НПО и специальностям СПО - всего 15 проектов. Выпускник одновременно имеет высокий разряд по рабочей профессии и подготовку на уровне специалиста. Он будет востребован в особо сложных рабочих профессиях и в должности мастера.
Другой важный момент здесь (и это очень характерно для системы начального и среднего профобразования во всем мире) - когда эти учреждения не просто учат студентов, но и серьезно занимаются повышением квалификации уже работающих специалистов. К примеру, инструментарий, технологии рынка труда непрерывно меняются: появляются новые сварочные аппараты, новые технологии укладки асфальта, производства железобетона и т. д. Для того, чтобы рабочие и специалисты могли быстро перестраиваться, они регулярно должны проходить курсы повышения квалификации. Где они должны обучаться? Один из вариантов — на базе учреждений начального и среднего профобразования. Этот сектор дополнительного профобразования постоянно развивается в нашей стране. За последние пять лет он вырос почти в полтора раза. Учреждения, принимающие участие в конкурсе, также ориентируются на поддержку процессов повышения квалификации для бизнес-сектора.
Сейчас даже на примере жилищного сектора мы видим, как быстро меняются строительные технологии. Когда мы обсуждали этот проект с Ассоциацией строителей России, они говорили о том, что современное строительное производство, а значит и требования к учебным программам учреждений профобразования, обусловливают необходимость огромных вложений в систему подготовки рабочих и специалистов. Вместе с этим некоторые технологии, которые раньше казались высокими, например ремонт компьютеров, сегодня становятся алгоритмической работой, не требующей высокой квалификации. Рынок очень сильно меняется, и поддержка 76 учреждений начального и среднего профобразования в данном проекте — это, прежде всего, попытка создать обновляющиеся механизмы подготовки высококвалифицированных рабочих.
В рамках поддержки инновационных программ учреждений начального и среднего профессионального образования на базе пяти учреждений отрабатывается создание центров сертификации профессиональных квалификаций. Это возможность для выпускников учреждений начального и среднего профобразования получить высокую квалификацию уже после окончания учебного заведения. В таких центрах эксперты, как правило, это ведущие специалисты предприятий, выступают в роли экзаменаторов. Если сварщик или кулинар показывает хорошие результаты, то ему, во-первых, сразу присваивается высокий разряд, во-вторых, человеку тут же предлагают хорошую работу.
Во всех без исключения учебных заведениях, участвующих в конкурсе, внедряются современные формы и методы обучения, вызванные сменой производственных технологий и оборудования. Среди них наряду с информационными технологиями значительное место занимают методы проблемного и проектно-ориентированного обучения, модульные и имитационные образовательные технологии. Планируется создать центры дистанционного обучения, информационных и телекоммуникационных технологий в восьми образовательных учреждениях. Особое внимание уделено совершенствованию организации производственной практики. В планах 20 образовательных учреждений — создание учебно-производственных комплексов и полигонов на базе учебных заведений и предприятий, оснащенных современным оборудованием, материалами, готовыми изделиями.
Следует отметить, что в каждом учреждении будут созданы общественные структуры - попечительские, наблюдательные, управляющие советы, в которые войдут работодатели. Эти советы будут координировать и контролировать реализацию инновационной программы, в том числе следить за эффективным расходованием средств.
Конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования будет продолжаться. В следующем году также планируется поддержать около 60 учреждений начального и среднего профобразования в общей сложности на 1,8 млрд. руб. из федерального бюджета.
CNews: Есть ли какие-то квоты при присуждении грантов образовательным учреждениям в регионах?
Игорь Реморенко: Что касается учреждений профессионального образования, то этот вопрос обсуждался, и остановились на том, чтобы квотирование лучше не вводить, потому что при квотировании поддерживаются не лучшие программы для межрегионального рынка труда, а проекты, соответствующие той или иной территории, что не совсем правильно. Все-таки хотелось бы поддержать наиболее востребованные программы, вне строгой зависимости от региональной принадлежности. Хотя не стоит исключать, что конкурсная комиссия, которая отбирала программы, обращала внимание на то, чтобы они были более или менее распределены по России.
Что касается общеобразовательных учреждений, то здесь квотирование присутствовало. В соответствии со специально выведенной формулой больше школ смогли поддержать регионы, в которых велико число сельских школьников. Отмечу — не школ, а школьников. Важно было учесть порой объективно низкую наполняемость классов и школ на селе.
CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Образование» планируется создание Национальных университетов. Разработаны ли требования к информационно-технологическому оснащению национальных университетов? Как в целом продвигается проект создания Национальных университетов и в чем его отличие от программы поддержки 57 инновационных вузов?
Игорь Реморенко: В части реализации направления «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» приоритетного национального проекта «Образование» в Красноярске и Ростове-на-Дону сформированы Сибирский федеральный университет и Южный федеральный университет соответственно. Базой для этих университетов явились действовавшие в регионах вузы.
Программы развития университетов на период до 2010 г., которые очень детально и подробно обсуждались и дорабатывались, одобрены Межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Образование». Они включают модернизацию образовательного процесса; модернизацию научно-исследовательской деятельности и развитие инновационного потенциала; развитие кадрового потенциала и модернизацию аудиторного фонда.
Для реализации этих мероприятий в 2007 году каждому университету выделены средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. рублей, в том числе и на развитие современных информационно-коммуникационных систем, разработку и приобретение электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области ИКТ.
Помимо упомянутых двух университетов у нас уже есть заявки на создание подобных учреждений от Свердловской области (Евразийский университет), Кемеровской области, Дальневосточного федерального округа. Полагаем, что окончательное решение о создании расширенной сети федеральных университетов следует принимать только после того, когда можно будет оценить эффективность работы Южного и Сибирского федеральных университетов, особенно эффективность их интеграции с бизнес-сектором, с производственными структурами.
Чем в принципе отличается поддержка инновационных вузов от поддержки федеральных университетов? Поддержка инновационных вузов — это в перспективе стимулирование таких секторов экономики, которые связаны с частой сменой технологий, деятельность которых направлена на постоянное обновление технологических процессов. Под это и заточены образовательные программы. Например, если в стоматологии постоянно не менять технологические процессы, то стоматологические клиники перестанут быть конкурентными, поскольку год от года появляются все новые и новые материалы и методы лечения. Программа поддержки инновационных вузов — это, если говорить на языке экономических процессов, кадровое стимулирование создания таких предприятий, конкурентоспособность которых напрямую зависит от процессов обновления технологий.
Программы поддержки и развития Южного и Сибирского федеральных университетов в первую очередь направлены на то, чтобы создать систему подготовки кадров и специалистов, адекватную мощностям крупных производственных кластеров. Например, Сибирский университет — это ориентация на ресурсодобывающий, информационно-технологический и энергетический кластеры. Здесь важно не просто научить студентов действовать в режиме частого обновления технологий, а создать взаимосвязанные направления подготовки, обеспечить кадрами сложные глобальные производственные процессы, захватывающие целые регионы Сибири, вовлекающие миллионы человек.
При этом важно учитывать, что сегодня добыча нефти, равно как и иных природных ископаемых, — сложный высокотехнологичный процесс. Для того чтобы обеспечить такое производство, необходимо создать соответствующую гуманитарную составляющую, понадобится кадровый потенциал в сфере культуры, здравоохранения, образования и пр. Без него не получится привлечь высококвалифицированные кадры к крупным инвестиционным проектам. Поэтому возникла и реализуется идея создания крупных федеральных университетов. Аналогичные примеры по решению важных глобальных социально-экономических задач можно привести и по отношению к Южному федеральному университету.
CNews: Каковы планы Министерства образования и науки РФ по дальнейшей реализации приоритетного национального проекта «Образование» на ближайший год? На 2008-2010 годы?
Игорь Реморенко: Уже в этом году начнется и будет продолжена в последующие годы поставка в образовательные учреждения лицензионного программного обеспечения.
В 2008 году будет продолжена государственная поддержка 3000 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, сохранится финансирование по направлениям «Сельский школьный автобус», «Создание федеральных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Централизованная закупка учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения школ». Также будут производиться выплаты дополнительного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя около 800 тыс. педагогических работников. По результатам конкурсных мероприятий 2008-2009 гг. будут отобраны не менее 60 учреждений начального и среднего профессионального образования, которым будет оказана государственная поддержка по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
Сейчас в отношении 2009 года также обсуждается программа по поддержке кооперационных проектов учреждений высшей школы, бизнес-структур и научных организаций, т. е. такой тройственный союз, и он подается на конкурс. Надеемся, что нам удастся ее реализовать в годовом объеме 5 млрд. руб. Это нужно для того, чтобы стимулировать сетевое взаимодействие между участниками образовательного рынка, поддержать различного рода контакты и связи.
В течение 2008-2010 гг. будет оказываться государственная поддержка 5350 представителям талантливой молодежи и 10000 лучших учителей.
В 2008 - 2009 годах будет продолжена и завершена реализация одного из ключевых направлений приоритетного национального проекта «Образование» — государственной поддержки внедрения региональных комплексных проектов модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе был отобран для оказания поддержки 21 регион. Также конкурсная комиссия определила 3 региона, получившие статус победителя-консультанта: г. Москва, г. Санкт-Петербург и Тюменская область, опыт и экспертный потенциал которых будут активно использоваться для методического сопровождения поддерживаемых регионов.
В 2008-2009 гг. начнется реализация нового направления ГШПО «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях» — в 5 субъектах Российской Федерации будут запущены пилотные проекты по организации полноценного (горячего) питания в общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормативными требованиями.
CNews: Спасибо.
|
|