Обзор подготовлен

версия для печати
Автоматизация розницы: как меняются ИТ

Автоматизация розницы: как меняются ИТ

Российский рынок ритейла, хотя и отстает от западного в плане концентрации игроков, тем не менее, является высококонкурентным. Ведущие компании-ритейлеры вынуждены постоянно отстаивать свой сегмент, быстро реагируя на изменения конъюнктуры, при этом поддерживая постоянный рост и экспансию в регионы. Решение подобных задач уже немыслимо без современных средств автоматизации.

Рынок розничной торговли в России достиг той фазы, когда повышение эффективности работы компании становится задачей номер один. Остались в прошлом сверхприбыли и экстенсивный рост на заемные средства – сегодняшние реалии требуют от менеджмента, в первую очередь, эффективного управления. Большинство ритейлеров уже достаточно давно автоматизировало свои основные бизнес-процессы: управление складом, товарооборотом, взаиморасчетами, ценообразованием. Все это решается любой автоматизированной системой, в том числе и написанной "на коленке".

Однако для решения аналитических задач, связанных со стратегическим планированием, логистикой, сокращением издержек, управлением лояльностью покупателей, повышением эффективности работы торговых площадей данный подход уже неприемлем. Здесь требуются отдельные системы – WMS, SCM, CRM, которые, в свою очередь, могут быть модулями ERP-системы либо внедряться как отдельные решения. По словам руководителя практики розничных решений компании Columbus Натальи Гуровой, сегодня заказчики заинтересованы в гибких и быстро развертываемых решениях, учитывающих их отраслевую специфику и требования конкретного сегмента рынка. "Многие заказчики переходят на финансовый учет в соответствии с международными стандартами, внедряют системы электронного документооборота, развивают внешние и внутренние коммуникации за счет применения веб-порталов, активно инвестируют в управление программами лояльности и CRM, а также в решения бизнес-аналитики", – отмечает она.

Виталий Блохин, руководитель направления Avaya Consulting, считает, что ИТ-системы ритейлеров должны быть хорошо подготовлены для проведения сделок слияний и поглощений, которые будут проходить в ритейле не только в ближайшие годы. Это он связывает в первую очередь с вступлением в ВТО, в связи с чем на российский рынок придет большое количество западных компаний. Еще одним трендом, к которому также должны быть готовы ИТ-службы ритейлеров, Виталий Блохин называет продолжающуюся региональную экспансию ведущих игроков рынка. "ИТ службы должны быть готовы к тому, чтобы обеспечить информатизацию региональной экспансии. Это могут быть многоуровневые решения: от корпоративного центра к региональным распределительным компаниям и  до конечных точек. Эти три уровня должны быть хорошо отмасштабированы и иметь возможность тиражирования", - заключает г-н Блохин.

Интеграция и веб – основные тренды автоматизации розницы

Редко в какой компании можно встретить комплексное решение от одного вендора. Обычно это набор ПО от различных разработчиков, интегрированный в той или иной степени (в зависимости от уровня компетенции ИТ-департамента компании это может быть как традиционный "ИТ-зоопарк", так и достаточно монолитная автоматизированная система). По опросам экспертов, значительная часть игроков рынка ритейла своим основным приоритетом называет создание комплексной системы автоматизации управления предприятием.

Важно отметить тот факт, что внедрение ERP-системы в компании всегда сопровождается реинжинирингом самих бизнес-процессов. Чтобы поддержать рост, приходится вносить изменения в сам бизнес, с проведением качественной оптимизации технологии работы розничного предприятия. Здесь уже подключается ИТ-система предприятия, поскольку очень важно, чтобы эта система обладала достаточным функционалом, была гибкой и способной поддержать необходимые изменения. При таком подходе основной задачей автоматизации предприятия становится интеграция всех систем в единое информационное пространство, что позволяет сделать бизнес-процессы более прозрачными и в целом повышает управляемость компании.

Конкуренция на рынке систем автоматизации для бизнеса также достаточно высока. Основой автоматизированной системы крупного ритейлера обычно становится проверенное ERP-решение одного из ведущих мировых разработчиков, вокруг которого уже "наращивается" дополнительный функционал. В плане ERP у потребителей выбор относительно небольшой: на рынке с большим отрывом лидируют три основных мировых вендора – Oracle, SAP и Microsoft, в арсенале каждого из которых полный набор средств автоматизации и высочайшие компетенции в области внедрения. Среди отечественных разработчиков в первую очередь необходимо выделить компанию "1С".

Развитие веб-технологий также можно назвать одной из основных тенденций прошедшего года. Практически все крупные ритейлеры обзавелись развитыми корпоративными порталами и онлайн-магазинами. И хотя уровень онлайн-продаж в России пока еще сильно отстает от западных стран, в последний год объемы продаж через интернет значительно выросли. При этом еще больший рост прогнозируется в ближайшие пять лет. Этому способствует распространение широкополосного интернета, рост компьютерной грамотности населения, а также повсеместное распространение электронных платежных систем. Для многих российских пользователей сети интернет покупки в онлайн-магазинах уже стали обыденной вещью. И действительно, зачем переплачивать за товар в обычном магазине, если в интернете можно купить то же самое значительно дешевле.

Данный факт не остался без внимания многих крупных международных компаний, занимающихся розничной торговлей через интернет. За последние два года в 5 раз вырос объем посылок, получаемых российскими гражданами из-за рубежа, и в основном это товары из иностранных интернет-магазинов. Отметим, что здесь не последнюю роль сыграла либерализация таможенного законодательства в отношении личных приобретений граждан. Значительное число международных торговых площадок уже доступно для отечественного потребителя на родном языке, а новые проекты запускаются с учетом в том числе и российского рынка. Многие эксперты отмечают, что российский рынок интернет-торговли мог бы расти еще быстрее, если бы не слабо развитая инфраструктура и проблемы логистики.

Внедрение EDI (электронного обмена данными) продолжает оставаться важным направлением развития в розничной торговле. В настоящее время EDI используют уже несколько тысяч компаний по всей России, в сумме они обмениваются более чем 2 млн электронных документов ежемесячно. В прошлом году подобные системы активно внедряли X5 Retail Group, МТС, "Евросеть" и ряд других.  "Инструментарий EDI для взаимодействия с поставщиками уже активно используют крупнейшие федеральные сети. И эта тенденция касается не только рынков Москвы и Санкт-Петербурга, многие региональные игроки тоже начинают открывать для себя возможности электронного документооборота", – отмечает Наталья Гурова.

В R-Style Softlab, говоря про EDI, отмечают, что Западе устойчивый спрос на данные решения существует уже порядка 20 лет, в то время как на российском рынке они до сих пор так и не достигли пика своей популярности. Такое положение дел объясняется тем, что, во-первых, средний уровень развития ИТ-структур российских компаний гораздо ниже, чем в Европе, а во-вторых, стоимость таких систем достаточно высока и далеко не каждому отечественному ритейлеру такие системы по карману. "Положительная динамика в этом вопросе есть, и она будет увеличиваться, о чем свидетельствует выдвигаемое многими ритейлерами требование к поставщикам об обязательном предоставлении ими документов в электронном виде", - резюмирует Елена Шатохина, директор департамента систем управления предприятием R-Style Softlab.

Хотя EDI пока не получил должного распространения, в перспективах данной технологии в ритейле мало кто сомневается: ее внедрение позволяет значительно снизить расходы на административное управление, повысить оперативность обработки информации, оптимизировать работу персонала, исключив ошибки, возникающие при создании документов вручную.

Отечественный софт или импортный

Основной проблемой отечественных систем автоматизации торговли является тот факт, что в их основе лежат учетные системы, автоматизирующие бухгалтерский учет, а не управленческий. Применение подобных систем относительно оправдано в масштабах небольшого розничного бизнеса, когда основными пользователями программы являются работники бухгалтерии, а менеджмент держит все свои бизнес-процессы в голове и на бумаге. А вот повысить эффективность крупного бизнеса с помощью таких систем достаточно сложно. Тем более когда бизнес по своим масштабам давно перерос уровень кустарной автоматизации. В свою очередь, западные системы изначально создавались именно для решения задач повышения эффективности бизнеса – сокращение издержек, управление товарными запасами, гибкое ценообразование и т.п.

Нельзя сказать, что российский софт плох. Просто он еще не достиг того уровня зрелости, при котором можно на равных конкурировать с ведущими вендорами. Надо понимать, что за плечами SAP и Oracle несколько десятилетий разработки и огромный опыт внедрений во всех отраслях экономики. Их решения проверены многолетней мировой практикой, отлично масштабируются и гарантированно решают весь спектр задач, стоящих перед бизнесом. В свою очередь, российским разработчикам достаточно сложно преодолеть "ущербную" идеологию создания учетно-подобных ERP-систем, поскольку делать это их вынуждает политика отечественных фискальных и контролирующих органов, висящая неподъемным ярмом на шее бизнеса и заставляющая тратить огромные ресурсы на ведение отчетности и подготовку к постоянным проверкам.

Стоит отметить и достаточно агрессивную маркетинговую политику мировых вендоров – они очень неплохо умеют продавать свои решения. Также необходимо учитывать тот факт, что наличие в активе компании ERP-системы с громким именем положительно сказывается на капитализации компании и придает дополнительный вес в отчетах аудиторов. Для крупной компании, работающей по международным стандартам, это является достаточно весомым аргументом в пользу выбора западной ERP-системы.

Однако у решений SAP, Oracle, Microsoft есть один весьма существенный недостаток – цена. Не столь актуальный для игроков из первой десятки рейтинга, данный вопрос является одним из решающих в случае компаний из сектора СМБ. В этом случае у решений на базе той же "1С" появляется главное преимущество – стоимость владения. При этом решения предлагают достаточно развитый функционал, гибкость настройки и главное – приспособленность к отечественным реалиям.

Не стоит забывать и о стоимости поддержки: найти специалистов по "1С" гораздо проще и дешевле, чем по SAP или Oracle. Благодаря этому в сегменте СМБ отечественные решения превалируют. Мало того, у отечественного софта есть отличный шанс упрочить свои положения на рынке благодаря перманентным кризисным явлениям в мировой экономике – вопрос цены становится основным.

Западные компании также готовы побороться за весомую долю рынка средств автоматизации для сектора СМБ. Уровень локализации решений и скорость обновлений в соответствии с законодательством в настоящее время удовлетворяет требованиям рынка, при этом вендоры готовы поступиться частью прибыли и предлагают более доступные для небольшого бизнеса условия приобретения их решений. Благодаря этому, западные разработки востребованы не только крупными ритейлерами, но и предприятиями, относящимися к сектору СМБ. Особенно это касается решений Microsoft Dynamics – формат решения позволяет успешно использовать его как в крупных компаниях, так и в организациях, насчитывающих всего несколько магазинов.

Таким образом, основные тенденции автоматизации ритейла связаны, в первую очередь, с обеспечением постоянно растущих потребностей бизнеса, а в идеале – с "игрой на опережение". Активное использование развивающихся средств коммуникации позволяет расширять каналы продаж и повышать лояльность покупателей. Мобильные приложения, социальные сети, интернет-магазины – все это позволяет приблизить розницу к потребителю и сделать механизм покупки товара максимально простым и комфортным.

Максим Никитин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS