Обзор Средства защиты информации и бизнеса 2006 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics 3Com TippingPoint

Александр Иванов: Российские решения лучше иностранных фильтруют спам

Александр Иванов

На вопросы CNews ответил Александр Иванов, руководитель проектов компании «ДиалогНаука».

CNews: На ваш взгляд, какое место на рынке средств ИБ занимают средства борьбы со спамом?

Александр Иванов: Конечно, нельзя сказать, что доля антиспамового ПО превысила антивирусное, тем не менее, она занимает существенное место, увеличившись за последние 2-3 года многократно, и продолжает расти.

CNews: В чем причины такого роста?

Александр Иванов: На сегодняшний день, пожалуй, не осталось компании которая в той или иной степени не уделяла внимания вопросам ИБ. Так, наличие антивирусного ПО давно стало нормой. Если же говорить об использовании антиспамовых решений, то актуальность проблемы спама за последние годы достигла критического уровня. Думаю, это на себе уже почувствовал каждый. Это с одной стороны.

С другой стороны, хотя оценить «сколько стоит ИБ компании» сложно, очертить риски с этим связанные можно. Дальше — выбор за пользователями, где каждый выбирает сам, какие из рисков минимизировать, а какие для компании не существенны или крайне маловероятны.

В этой связи убытки от спама в простейшем случае просчитать даже проще, так как самое очевидное что стоит учесть — это время сотрудников на разбор корреспонденции плюс вероятность потери за этими завалами мусора деловой информации. Причем, второе, если не для всех, то для целого рода компаний несравнимо выше, что и заставляет их приобретать качественные антиспамовые решения. Кстати, это подтверждают и некоторые западные исследования, согласно которым убытки компаний от спама уже сравнимы с убытками наносимыми вирусами.

Наконец, в настоящее время подавляющее число угроз, включая использование вредоносного кода, фишинг и прочее, идет именно через электронную почту. Поэтому, установив антиспамовое решение, компания за те же деньги получает второй уровень защиты, как от вредоносного кода, так и от прочих угроз. Это означает, что при покупке антиспамового решения бюджет расходуется не только на предотвращение убытков связанного со спамом как таковым, но на необходимую в наше время эшелонированную систему безопасности компании.

CNews: Что вы подразумеваете, говоря о «качественных антиспамовых решениях»?

Александр Иванов: Используя антиспамовое ПО, компания делает одно — решает указанные выше проблемы. Не вдаваясь в тонкости технологий, выбранное решение должно попросту удовлетворять вполне понятным конечным характеристикам. И уже дело компании производителя использовать те или иные методы, чтобы достичь этих характеристик. Главное, чтобы решение устойчиво обеспечивало приемлемое качество фильтрации. А именно, высокую полноту фильтрации, чтобы число пропускаемых спамовых писем было низким, приемлемую точность фильтрации, чтобы ошибочное принятие за спам хорошего письма случалось крайне редко, и устойчивость работы, чтобы указанное качество работы системы было постоянным и не зависящим от новизны или числа рассылок сегодня или завтра. Да, идеального решения не существует, и стопроцентной распознавания спама и полной безошибочности не бывает, но хорошие решения есть, в том числе среди российских продуктов.

Ну и конечно, есть некоторые технические моменты, смысл которых сводится к возможности эксплуатации выбранного решения у пользователя. Сюда входят вопросы производительности, совместимости с имеющимся в наличии ПО, «встраиваемости» в систему ИБ компании, удобства управления и эксплуатации. Приобретая же коммерческое ПО, вполне логично свести к минимуму совокупную стоимость владения, включающую как стоимость лицензии, так и стоимость эксплуатации решения. Поэтому, говоря о «качественных антиспамовых решениях» для бизнеса, я имею ввиду коммерческие серверные антиспамовые решения, с хорошими показателями качества, при чем именно в российских условиях.

Дело в том, что если для маленькой компании еще можно использовать не высокопроизводительные свободно распространяемые или клиентские решения, мирясь либо с теми или иными неудобствами, либо с затратами на эксплуатацию, то для большинства средних и крупных компаний это неприемлемо. Да и для маленькой компании совокупная стоимость владения хорошим коммерческим решением, как правило, невелика и не превышает совокупной стоимости владения приведенной альтернативы.

Делая акцент на работу в российских условиях, я имею в виду, что любое решение это устанавливаемые у пользователя ПО плюс система обеспечения его функционирования путем сбора информации и выпуска обновлений. Поэтому, если собирать данные за тридевять земель, нет никаких гарантий, что это будет работать и в России. В этом отношении отечественные продукты имеют явное преимущество.

Кстати, в портфеле нашей компании есть несколько антиспамовых решений, среди которых я могу выделить отечественную разработку компании Ядекс — Спамооборона. И по итогам продаж могу сказать, что оно пользуется спросом как у крупных компаний и провайдеров, так и у небольших организаций.

CNews: В чем проявляется рост количества предложений средств защиты от спама?

Александр Иванов: Не могу сказать, что появляются какие-то существенно новые варианты решений. На мой взгляд, рост определяется увеличивающимся числом предлагаемых решений во всем спектре возможных вариантов. В этом рынок антиспамового ПО повторяет антивирусный, предлагая решения, которые грубо можно разделить на коммерческие и свободно распространяемые, клиентские и серверные, отечественные и зарубежные, отдельные или интегрированные. И, конечно, по полноте используемых методов, хотя, как уже говорил, это лишь инструмент для достижения необходимого качества решения.

Стоит отметить, что кроме ПО есть и программно-аппаратные решения, преимущество которых задумано как крайняя простота установки и эксплуатации в режиме «черного ящика». Правда, на мой взгляд, любое качественное решение должно удовлетворять этим требованиям. Что же касается именно выделенного аппаратного исполнения, то это может делать компания поставщик в рамках оказываемых услуг, при чем в том числе для использования в компаниях с аппаратной базой, не входящей в список поддерживаемых платформ.

Кстати, компания «ДиалогНаука» успешно использует такую практику, поставляя указанное выше серверное решение Спамооборона, разработанное для работы на почтовых серверах на платформе UNIX, в качестве выделенного программно-аппаратного комплекса в том числе компаниям с почтовыми серверами на платформе Windows.

CNews: В чем отличие рынка антиспамового ПО от антивирусного?

Александр Иванов: Если говорить о цифрах, то именно динамичным ростом спроса. Говоря же о существующем предложении, то, в первую очередь, существенным влиянием на качество фильтрации места сбора данных и наличии заточенных под русский язык и под российский интернет методах анализа и службах обеспечения. То есть, на мой взгляд, в преимуществе отечественных разработок. Это несмотря на то, что западные решения, как правило, более функциональны. Просто если у конкурента основные показатели качества лучше, и совокупная стоимость владения, скажем, сравнима, то пользователя уже мало интересует насколько у решения красивый интерфейс. Конечно, приемлемый уровень качества фильтрации каждый выбирает себе сам, и по его достижении выбор может быть отдан более функциональному решению.

CNews: Кто являются основными потребителями антиспамового ПО?

Александр Иванов: Практика показывает, что самые разные компании — от небольших до крупных, в том числе провайдеров. Причем не только те, кто сейчас выстраивает или модернизирует свои средства ИБ, но и компании с уже законченной концепцией и давно выбранными и проверенными прочими средствами ИБ, которые решают узкую задачу защиты от спама.

CNews: Существует мнение, что иностранные антиспамовые решения очень плохо распознают российский спам. Учитывают ли ваши клиенты этот факт при защите своих почтовых систем или предпочитают комплексное иностранное решение из антивируса и антиспама?

Александр Иванов: Наш опыт показывает, что отечественные решения действительно показывают лучшее качество фильтрации, бывает существенно. Поэтому, несмотря на то, что действительно идеальным вариантом было бы общее интегрированное решение с единым центром управления, практика показывает, что качество фильтрации подобного решения чаще всего не устраивает заказчика, поэтому в таких случаях мы предлагаем комплект антиспам и антивирус, неоднократно проверенный и зарекомендовавший себя с лучшей стороны. Как правило, данное предложение выигрывает по отношению к альтернативным интегрированным решениям и клиенты это видят на собственном примере и соглашаются с нами.

CNews: Традиционно «ДиалогНаука» занималась дистрибуцией программного обеспечения. Есть ли у вас планы по расширению линейки продуктов или услуг по защите от спама?

Александр Иванов: Как уже говорил, кроме поставки собственно ПО, мы предлагаем услуги по его установке, технической поддержке и эксплуатации. Кроме того, предлагаем на его базе программно-аппаратные комплексы и специализированный сервис фильтрации электронной корреспонденции.

Так, комплекс на основе антивирусного решения Dr.Web и антиспамового решения Спамоборона позволяет решить поставленные задачи и обеспечить ИБ компании, при чем с одними из лучших показателей качества и надежности, упростить, ускорить и сократить расходы на внедрение, лучше всего вписываясь в рамки аутсорсинга. А главное ­– нивелирует аппаратную зависимость, давая возможность решить поставленные задачи каждому желающему.

Указанный специализированный сервис фильтрации позволяет, в принципе, уйти от необходимости поддерживать свой сервер. Это, с одной стороны, особенно удобно для малых и средних компаний, с другой стороны, является завершением аутсорсинга решения задач ИБ для крупных компаний, снимая все заботы в этой области и экономя не только деньги, но и время.

CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса на ближайшее время?

Александр Иванов: Мы приглашаем к сотрудничеству все компании, так или иначе связанные с ИБ — от дистрибуторов до системных интеграторов. Для этого мы планируем создать центр компетенции для обучения специалистов как компаний-партнеров, так и пользователей.

Необходимость этого уже назрела, так как зачастую не только пользователи, но и некоторые небольшие компании поставщики решений и услуг либо тонут в обилии предложений, не имея возможности проверить и грамотно выбрать именно необходимое и достаточное решение, либо не совсем верно оценивают затраты, тем самым или терпят неоправданные расходы, или упускают коммерческую выгоду.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS