16+

Обозрение подготовлено

версия для печати
ГИС отвоевывают место в ИТ-ландшафте

ГИС отвоевывают место в ИТ-ландшафте

До наступления кризиса готовность российских предприятий инвестировать средства в ИТ привлекала на рынок новые отечественные и зарубежные компании. Интересы заказчиков лежали и в сфере интеграции бизнес-приложений с геоинформационными системами (ГИС). Хотя доля последних в общем объеме ИТ-рынка невелика, нельзя не отметить, что этот сектор быстро набирает обороты.

В эпоху "пользовательских" информационных систем графическое представление информации все в большей степени вытесняет традиционные табличные формы. Геоинформационные технологии интенсивно развиваются. Современное понимание ГИС существенно отличается от того, каким оно было еще 5 лет назад. Если раньше ГИС считалась лишь инструментом для обработки картографической информации, то сейчас она является уже важной частью ИТ-инфраструктуры предприятия.

В настоящее время в России услуги в области создания геоинформационных систем предлагает большое количество компаний. Большинство из них занимается поставкой геодезического оборудования, созданием и дистрибуцией пространственных данных, поставкой программного обеспечения ГИС ("Дата+", "Эсти Мап", Autodesk, "Геокосмос", "Геостройизыскания", "Прайм Груп", Trimble Navigation, "Прин", "ГеоПолигон", "СканЭкс", "Совзонд", "Ракурс", "Навгеоком", "Аркон", "Геокрафт", "Геокад плюс" и др.). Широко известны отдельные технологические разработки в области прикладных ГИС — системы для муниципального управления (ЦСИ "Интегро"), кадастровые комплексы.

Рынок же внедрения комплексных геоинформационных решений достаточно ограничен. Объясняется такая неравномерная диверсификация тем, что системная интеграция в сфере ГИС не предоставляет возможности быстрого оборачивания денежных средств и приносит прибыль только через значительный промежуток времени (более года). Кроме того, внедрение ГИС требует наличия высококвалифицированного персонала - как в области информационных технологий, так и в области картографии. Необходимым требованием также является особое внимание интегратора к теме информационной безопасности.

За последние два года количество игроков на российском рынке ГИС выросло почти в два раза: если в 2006 году таковых насчитывалось около 110, то на данный момент эта цифра превышает 200.

Разделение рынка ГИС-технологий

Источник: "Прайм Груп", 2008

Так, по данным исследования, более 45% оборота на рынке геоинформационных технологий обеспечивают продажи программного обеспечения. Ведущими игроками в области разработки и продажи подобного ПО в России являются ESRI, MapInfo, Autodesk, Leica Geosystems, Bentley Systems и Integraph. Вторым по объему сегментом рынка геоинформатики являются продажи пространственных данных — около 35%. Оставшиеся 20% от общего объема данного рынка занимают услуги в сфере ГИС.

Основные потребители

Интерес заказчиков к ГИС существенно различается в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие. Наиболее активным потребителем подобных решений является государственный сектор – в силу пристального внимания государства к использованию ИТ, а также в связи с большей технологической потребностью таких организаций в работе с пространственной информацией. Примером одного из крупнейших проектов, реализованных с применением ГИС в госорганах стало создание и внедрение подобного решения в АС ГЗК. В 2007-2008 гг органы государственного и местного управления профинансировали несколько крупных ГИС-проектов, в числе которых – создание ГИС Департамента земельных ресурсов г. Москвы, ГИС Министерства культуры, ГИС Министерства сельского хозяйства.

Заказчики ГИС

Источник: "Прайм Груп", 2008

Нефтегазовый сектор и крупные промышленные компании, где в наибольшей степени заметен уровень насыщения информационными  системами, в основном, прошли первую стадию внедрения ГИС. Территориальная распределенность, наличие финансовых ресурсов и осознание преимуществ использования геоинформационных технологий в управлении территориями вызывают у таких предприятий большой интерес. В большинстве таких компаний ГИС в том или ином виде присутствует и играет роль средства визуализации пространственных данных.

Рынок ГИС вырастет за счет интеграционных проектов

По прогнозам специалистов, рынок геоинформационных технологий продолжит свой рост – несмотря на ухудшение общей экономической ситуации, вызванное финансовым кризисом. Причин для оптимистичной оценки перспектив этого сектора достаточно много. Одна из них состоит в том, что компании начинают осознавать и применять на практике заложенные в ГИС возможности по представлению и анализу информации. Фактором роста рынка также должно стать расширение масштабов использования средств спутниковой навигации, поддержка развития отечественной навигационной системы ГЛОНАСС со стороны правительства РФ. Росту сегмента геоинформационных технологий должно способствовать и появление на российском рынке новых высокотехнологичных ГИС, средств визуализации пространственных данных и совместной работы с ними (например, таких как программно-аппаратный комплекс TouchTable). И, наконец, позитивное влияние непременно окажет развитие функциональных возможностей и доступность географического программного обеспечения, появление геоинформационных интернет-сервисов, подобных Google Earth.

Очевидно, что рынок ГИС – гораздо "уже", чем другие ИТ-сегменты. Это объясняется его специфичностью. Однако современная концепция ГИС подразумевает внедрение такой системы в единое информационное пространство объекта автоматизации. Это предполагает наличие интерфейсов, позволяющих ответить на вопрос "Где это?" в любой из информационных систем организации. Соответственно, геоинформационные подсистемы постепенно переходят на уровень вспомогательных информационных систем, обязательных к применению.

В последнее время достаточно остро встает вопрос разработки интеграционных решений для объединения ГИС с другими бизнес-приложениями - ERP-системами, CAD, АСУТП и др. И постепенно вектор внедрений ГИС смещается в сторону создания именно таких комплексных решений. Геоинформационная система как средство визуализации топографических карт постепенно перерастает сама себя, превращаясь в одно из важнейших корпоративных приложений, перерастает в инфраструктуру пространственных данных. Наличие инструментов пространственного анализа информации, хранящейся в интегрируемых с ГИС информационных системах, делает такую систему важным инструментом управления. Крупные заказчики ИТ-проектов (в числе которых можно отметить Правительство Москвы, "Газпром" и "Лукойл") — акцентируют внимание на планировании подобных работ. В настоящее время уровень практической реализации таких решений близок к завершающей стадии.

Алексей Лебедев / Андрей Сергеев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS