16+

Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Beeline

Андрей Кузнецов: Заменить собственное ИТ-подразделение внешней фирмой очень сложно и рискованно, хотя время от времени такой вопрос надо себе задавать

Андрей КузнецовНа вопросы CNews.ru ответил Андрей Кузнецов, вице-президент, директор по информационным технологиям компании «Вымпел-Коммуникации». В 2003 году предприятие удостоено премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.

CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в бизнесе вашего предприятия? Можно ли говорить о том, что статус ИТ-подразделения реально увеличивается или пока это только техническая служба в вашей компании?

Андрей Кузнецов: Особенности технологий мобильной связи — отрасли, в которой работает компания «ВымпелКом», таковы, что они включают в себя необходимой частью ИТ-технологии. Бизнес-задачи, в частности, биллинг, также невозможно выполнять без использования мощных информационных систем. Поэтому можно сказать, что ИТ-подразделение играет одну из ключевых ролей в компании.

Компания, в том числе и ее дирекция по ИТ (ДИТ), находится на достаточно высоком уровне зрелости, и ИТ-подразделение, конечно же не воспринимается только как чисто обслуживающая структура. Дирекция представлена на верхнем уровне руководства компании: директор по ИТ является, одновременно, вице-президентом. Это дает очень хорошие позиции для согласования между бизнесом и ИТ (Business-IT Alignment — bITa). Во всех бизнес-проектах обязательно присутствует ИТ-составляющая, и, соответственно, представители ДИТ участвуют в этих проектах, начиная с самой ранней стадии. Руководство и персонал компании хорошо понимают и ценят возможности ДИТ и воспринимают ДИТ как равноправного участника бизнес-процессов, в частности, процесса создания новых продуктов.

CNews.ru: Кто занимается разработкой ИТ-стратегии на вашем предприятии: подразделение ИТ или внешние консультанты и интеграторы?

Андрей Кузнецов: ИТ-стратегию мы разрабатываем самостоятельно на основе и в согласии со стратегией компании в целом, что рекомендуется передовой мировой практикой bITa. При этом иногда мы привлекаем внешних консультантов.

CNews.ru: Насколько вырос ИТ-бюджет вашего предприятия за последние несколько лет?

Андрей Кузнецов: Пропорционально росту масштабов бизнеса и росту доходов компании.

CNews.ru: Какая часть ИТ-проектов на вашем предприятии за последние 5 лет была выполнена в установленный срок и уложилась в первоначальный бюджет? Как вы оцениваете этот показатель?

Андрей Кузнецов: Усреднять показатели за 5 лет, не совсем оправдано: жизнь меняется очень быстро. Можно говорить о показателях и тенденциях последних года-двух. В большинстве ИТ-проектов мы не выходим за рамки первоначального бюджета. Ситуация со сроками несколько хуже. Разумеется, проекты, критичные для миссии и бизнеса компании, выполняются, как правило, в срок. Однако, многие проекты, имеющие меньшую значимость, осуществляются дольше, чем запланировано. В отдельные периоды доля просроченных проектов может составлять значительную величину. Мы хорошо понимаем причины этого и принимаем меры для улучшения ситуации. В настоящее время мы создаем офис проектов, что позволит: улучшить планирование в рамках отдельных проектов, правильно распределять ресурсы между проектами, планировать реализацию проектов с учетом их приоритетности и т.д., то есть мы будем более четко управлять портфелем проектов.

CNews.ru: Рассматриваете ли вы возможность передачи большей части ИТ-сервисов внешней компании на аутсорсинг? Какие проблемы препятствуют этому процессу?

Андрей Кузнецов: Вопрос передачи всех ИТ-функций компании или их большей части на аутсорсинг не находится среди актуальных — передача на аутсорсинг не самоцель. Разумеется, в определенных масштабах аутсорсинг используется, в частности, большая часть разработок по крупным бизнес-системам выполняется внешними организациями. Дирекция по ИТ сама нередко привлекает внешних консультантов, разработчиков и т.п. Однако, в целом, заменить собственное ИТ-подразделение внешней фирмой в нашем случае представляется очень сложным и рискованным, хотя время от времени такой вопрос надо себе задавать. Это полезно, так как позволяет нам самим взглянуть на сильные и слабые стороны ИТ-подразделения с точки зрения его конкурентоспособности и соответствия требованиям бизнеса.

Что касается препятствий аутсорсингу, то тут, скорее, надо говорить о факторах, которые требуется принять во внимание при решении вопроса о передаче ИТ-функций в аутсорсинг: ведь, хотя этот процесс в целом считается прогрессивным, это не значит, что аутсорсинг полезен всегда и всем. К таким факторам относятся: надежность и лояльность исполнителей аутсорсинга, наличие и результаты своего и чужого опыта передачи функций в аутсорсинг, развитость рынка услуг аутсорсинга по конкретной функции; финансовые соображения: часто услуги внешних организаций предлагаются по более низкой цене, чем обходится содержание собственных ИТ-подразделений, однако, при этом сложно учесть все финансовые последствия, вызванные передачей ИТ-функций в аутсорсинг, в особенности, в перспективе; различный характер взаимоотношений компании со «своими» и с «чужими»: со «своими» отношения более гибкие, что ведет к сокращению времени на внедрение изменений; сложности переходного периода, если функция уже выполняется собственными силами, и т.п.

CNews.ru: Какая часть потребностей компании в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?

Андрей Кузнецов: Процессы, критичные для миссии и бизнеса компании, автоматизированы практически полностью. Это не значит, что здесь уже все сделано, наоборот, в этих процессах часто происходят изменения, например, появляются новые продукты или изменяются требования бизнеса, что требует от ДИТ постоянных усилий для поддержания высокого уровня автоматизации.

Что касается офисных процессов, то здесь также очень высокий процент автоматизации. В компании минимизирован бумажный документооборот: различного рода служебные записки, заявки, приказы и указания, запросы на изменения и т.п. циркулируют исключительно в электронном виде. Имеются автоматизированные системы для служб по работе с персоналом, юридической и других. Такого рода ИС часто разрабатываются силами ДИТ, причем заявки на такие разработки выполняются довольно быстро.

Работает служба IT Service Desk для приема и обработки сообщений об инцидентах в ИТ-инфраструктуре и заявок на оказание ИТ-услуг, для консультаций пользователей и т.д. Регулярно проводятся опросы пользователей об их удовлетворенности работой ДИТ, показывающие неплохой уровень.

CNews.ru: Единая ERP-система или интеграция нескольких независимых приложений в рамках одной системы. Какой из этих подходов вам ближе и почему?

Андрей Кузнецов: Сейчас в компании внедряется ERP-система. Она заменит несколько уже работающих автоматизированных систем, имеющих отношение, в основном, к бухгалтерии и складскому хозяйству. Понятно, что на первом этапе система покрывает только небольшую часть деятельности компании. Мы находимся в условиях, когда несколько десятков крупных и еще большее число небольших информационных систем работают в одной инфраструктуре, причем многие из этих систем должны работать интегрировано. Таким образом, мы, разумеется, проводим интеграцию между системами, однако говорить о том, что они могут быть объединены все в одно целое не приходится, да это и не требуется.

CNews.ru: В текущем году ваша организация и вы были удостоены звания «ИТ-лидер». Что вы считаете достижением компании в этой области?

Андрей Кузнецов: Успешное построение централизованной унифицированной ИТ инфраструктуры в России, основанной на единых стандартах, оптимальной с точки зрения затрат.

CNews.ru: Какое место в вашей ИТ-стратегии занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-бизнеса по формуле В2В? Готовы ли вы инвестировать средства в создание подобных систем?

Андрей Кузнецов: Интернет-технологии — один из основных «строительных блоков» инфраструктуры, менеджмент компании уделяет большое внимание этому направлению — это один из основных приоритетов. «Вымпелком» — компания массового обслуживания, и интернет — один из основных каналов взаимодействия. В области B2B мы завершили и ведем ряд чрезвычайно важных и интересных проектов. Самый важный дает возможность третьим организациям предоставлять свой контент абонентской базе «Вымпелкома». Вопрос о готовности инвестировать давно получил ответ делами — мы давно инвестируем.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS