Обозрение подготовлено

версия для печати

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: мелкие побили крупных

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: мелкие побили крупных

Борьба основных игроков сотовой связи северной столицы происходила в 2007 году в пользу менее крупных операторов. «ВымпелКому», Tele2 и «Скай Линку» удалось переманить к себе часть абонентов «Мегафона» и МТС.

По данным AC&M за 8 месяцев 2007 года количество активных абонентов в Санкт-Петербурге (количество активных SIM-карт) увеличилось на 6% до 9,33 млн. Степень проникновения сотовой связи в городе составила 147,1%, увеличившись с начала года на 8,3% до 147,1%. Напомним, что в целом по России, согласно данным Росстата, проникновение сотовой связи на конец августа 2007 года составило 112,8%, а в Москве – 168,5%. Таким образом, по этому показателю Санкт-Петербург занимает промежуточное положение между Москвой и остальными регионами России. По данным аналитического агентства "Рустелеком", за девять месяцев 2006 года доля сотовой связи в общих доходах отрасли составила в Петербурге 60%. Аналогичный показатель по России равен 46%, а по московскому рынку - около 50%.

Рынок сотовой связи Санкт-Петербурга: количество абонентов и проникновение, 2007

Рынок сотовой связи Санкт-Петербурга: количество абонентов и проникновение, 2007

Источники: AC&M, CNews Analytics, 2007

Среднемесячная динамика роста абонентской базы сотовых операторов Санкт-Петербурга по итогам первых 8 месяцев 2007 года (0,7%) была ниже, чем в целом по России и регионам (по 1%), а также по Москве (0,9%). По итогам января, февраля и июня количество абонентов сотовой связи в северной столице уменьшилось на 0,2%; 0,1% и 0,2%, правда в отдельные месяцы динамика подключений превышала 1%, а в июле достигла рекордных 2,3%.

Российский рынок сотовой связи: динамика изменения абонентской базы, 2007

Российский рынок сотовой связи: динамика изменения абонентской базы, 2007

Источники: AC&M, CNews Analytics, 2007

Пятерка операторов-лидеров сотовой связи Санкт-Петербурга по числу абонентов (активных SIM-карт) – «Мегафон», МТС, «ВымпелКом», Tele2 и «Скай Линк» - в целом сохранила свои позиции с начала 2007 года. При этом лидер сотовой связи северной столицы - «Мегафон» - к концу августа 2007 года потерял 1% рынка, МТС – 1,7%. Рыночная доля конкурентов - «ВымпелКома», Tele2 и «Скай Линка», напротив, увеличилась на 1,4%, 1,1% и 0,1% соответственно.

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: доли операторов по числу абонентов, 2007

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: доли операторов по числу абонентов, 2007

Источники: AC&M, CNews Analytics, 2007

Первые четыре месяца 2007 года доля МТС по подключениям новых абонентов в северной столице практически была равна нулю, однако в последующие месяцы лидеру российского рынка сотовой связи и второму по величине оператору Санкт-Петербурга удалось взять реванш. В летние месяцы доля МТС по подключениям новых абонентов составляла от 23% в июле до 40% в августе. Благодаря этому оператору удалось удержать свою рыночную долю на уровне 28,7%.

У других операторов подключение новых абонентов происходило с переменным успехом. Доля лидера рынка северной столицы «Мегафона» колебалась от 0% в феврале и июне, до 49,1% в январе. В феврале почти все подключения забрал себе «ВымпелКом» (95,6%), оставив по 2,2% «Скай Линку» и Tele2. В июне преуспел Tele2, которому удалось привлечь 60% новых абонентов.

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: доли операторов по чистым подключениям, 2007

Сотовая связь в Санкт-Петербурге: доли операторов по чистым подключениям, 2007

Источники: AC&M, CNews Analytics, 2007

И без того острая конкуренция между основными игроками петербургского рынка сотовой связи усиливается. В середине сентября 2007 года МТС ввел в Санкт-Петербурге тариф «Супер первый» - еще более дешевый, чем отдельные тарифы оператора Tele2, традиционно считавшегося дискаунтером. В свое время "Мегафон" также ввел ряд дешевых предложений, например, тарифы «Люкс 1000» (минута разговора стоит 1 рубль) или «Драйв 300» (50 коп.). В Петербурге ARPU «ВымпелКома» чуть ниже среднероссийского, что указывает на то, что оператор вынужден подстраиваться под рыночные реалии местного рынка.

Положительный результат демпинга выражается в росте числа абонентов. В начале сентября активная абонентская база Tele2 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достигла 1 млн., а рыночная доля по итогам августа увеличилась до 10,6% по сравнению с 9,5% по итогам января. МТС удалось к концу августа увеличить свою абонентскую базу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области до 2,68 млн. абонентов – на 20 тыс. больше, чем по данным на 31 июля 2007 года.

В ближайшей перспективе следует ожидать усиления конкуренции GSM-операторов в технологической плоскости - перехода от ценовых войн к гонке по внедрению сетей третьего поколения. В частности, «ВымпелКом» собирается построить сети 3G в 8 городах России, включая Санкт-Петербург, во второй половине 2008 года. А «Мегафон» в октябре 2007 года в Санкт-Петербурге уже запустил в коммерческую эксплуатацию фрагмент первой в России полноценной сети 3G в стандарте UMTS. Оператор планирует построить аналогичные сети в 16 субъектах РФ в 2008 году.

Тем временем оператор действующей сети третьего поколения «Скай Линк» не будет ждать, пока «большая тройка» построит свои сети 3G и намерена за счет опережающего развития услуг на основе передачи данных в 2011 г. заработать $3 млрд (половина этой суммы, как ожидается, придется на Москву и Санкт-Петербург). Впрочем, аналитики называют планы «Скай Линка» очень амбициозными и уверены, что реализовать их будет очень сложно. Основное конкурентное преимущество, которое сегодня имеет «Скай Линк» (действующая сеть 3G в стандарте CDMA 1x) с появлением сетей 3G в стандарте UMTS у операторов «большой тройки» может растаять. Особенно если не будет снята с повестки дня ограниченность в модельном ряде терминалов с поддержкой стандарта, в котором работает «Скай Линк».

Впрочем, петербуржцы, как показало исследование «Директ Инфо» оказались лучше всех готовы к потреблению услуг «Скай Линка». Телефон с поддержкой технологии 1хEV-DO, в которой работает этот оператор, имеют как минимум 4% респондентов в Санкт-Петербурге (остальные 19% затруднились ответить на этот вопрос). Это в 4 раза больше, чем в Москве и регионах (по 1%), и в два раза – чем в целом по выборке (2%).

При этом доля владельцев телефонов GSM с поддержкой сетей 3G/UMTS одинакова в Москве и Санкт-Петербурге и составляет как минимум 8%. По данным «Недели сотовых технологий», в России продается всего около 20 моделей 3G-телефонов (от 7 тыс. руб.) и всего пять моделей (от 10 тыс. руб.), поддерживающих технологию HSDPA.

Наличие у абонентов сотовой связи - активных пользователей интернета - телефонов, поддерживающие новые стандарты*

Наличие у абонентов сотовой связи - активных пользователей интернета - телефонов, поддерживающие новые стандарты

Источник: «Директ ИНФО», август 2007

Тем временем в Москве и Санкт-Петербурге тестируется следующая версия технологии - CDMA2000 1x EV-DO Rev.A, которая способна обеспечить скорость передачи данных до 3,1 Мбит/с в прямом и до 1,8 Мбит/с в обратном канале. Ввод EV-DO Rev.A в коммерческую эксплуатацию планируется уже в 2008 году. К середине сентября 2007 года технологию EV-DO Rev.A поддерживают около 90 базовых станций в Санкт-Петербурге, а к началу предоставления услуг компания планирует оборудовать им более 220 базовых станций в северной столице и ее пригородах.

В заключение перечислим основные особенности, тенденции и перспективы развития петербургского рынка сотовой связи:

  • промежуточное положение место по проникновению сотовой связи между Москвой и другими регионами;
  • доля доходов от предоставления услуг сотовой связи в общем объеме доходов на рынке связи выше, чем в Москве и в целом по России;
  • неустойчивая динамика изменения абонентской базы;
  • высокий уровень конкуренции между операторами, ценовые войны;
  • в перспективе - смещение конкуренции из области ценовых войн в технологическую плоскость (3G-сети);
  • относительно хорошая подготовленность активных пользователей интернета к потреблению услуг 3G-сетей в стандарте CDMA2000 1x EV-DO («Скай Линк»);
  • примерно одинаковая по отношению к другим регионам подготовленность активных пользователей интернета к потреблению услуг 3G-сетей в стандарте UMTS (операторы «большой тройки»).

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS