После ухода зарубежных вендоров с российского рынка многие компании задались целью быстро и бесшовно перейти на отечественные системы видеонаблюдения и видеоаналитики. Кому необходим корпоративный видеомониторинг? Какие задачи способны решать «умные» камеры и датчики? Сколько времени займет миграция с зарубежного оборудования на российское? На эти и другие вопросы в интервью CNews ответил генеральный директор HeadPoint Дмитрий Евдокимов. Компания разрабатывает цифровые решения в области промышленного IoT, среди которых — интеграционная IoT-платформа предиктивного управления InOne.
«Мы готовим процесс поэтапного перехода на российские решения»
CNews: О приостановке своей деятельности в России сообщили крупные представители рынка видеонаблюдения: Bosch, Siemens, Honeywell. Вероятно, за последние три месяца, количество обращений в вашу компанию выросло?
Дмитрий Евдокимов: Да, запросов действительного много, учитывая, что HeadPoint — полностью российская компания, наше программное обеспечение числится в реестре российского ПО, мы резиденты «Сколково» и полностью готовы к импортозамещению. А западные компании, которые работали на уровне корпораций, ушли с рынка и прекратили поставки. Лицензию купить невозможно — как и получить техподдержку уже установленного оборудования.
Клиенты спрашивают, как незаметно для бизнеса перейти на российское ПО — причем обращаются еще до возникновения реальных проблем. Внедрение любой системы корпоративного уровня, в том числе и системы видеомониторинга, это длительный технический и организационный процесс. Да, программное обеспечение можно развернуть достаточно быстро, буквально за несколько часов, но перед этим требуется огромная подготовительная работа: узнать параметры сетевого подключения и уточнить места размещения оборудования, изучить систему коммуникаций, согласовать с ИТ-подразделениями требования к инфраструктуре для передачи видеоданных. Возможно, потребуется модернизация сетевого и серверного оборудование и дополнительные каналы связи, чтобы эффективнее решать задачи бизнеса. Плюс нужно обучить персонал работать с новой системой.
CNews: А, если заказчик не так давно установил зарубежное оборудование, как быть в таком случае?
Дмитрий Евдокимов: Мы изначально строили открытую для взаимодействия систему и можем подключаться к существующей инфраструктуре клиента — даже если оборудование иностранное. Понятно, что в один момент его выбросить невозможно. Мы готовим план поэтапного перехода на существующие российские решения, чтобы это никак не сказалось на деятельности предприятия.
Кстати говоря, российские компании, как правило, лучше понимают специфику работы отечественных предприятий, и готовы заниматься адаптацией своих решений. В отличие от зарубежных производителей. Мы выстраиваем свою систему под клиента — и скорость получения готового результата намного выше.
CNews: У вас сейчас есть конкуренты в сфере «умного» видеонаблюдения?
Дмитрий Евдокимов: Если Вы делаете востребованное на рынке решение, конкуренты всегда есть. Мы не исключение. На рынке много компаний, которые занимаются видеонаблюдением или которые предлагают платформы Интернета вещей. Но у нас есть действительно конкурентные преимущества: наша архитектура оптимизирована для работы с разнообразными цифровыми источниками данных, у нас полный набор технологий для работы с видео и существующими системами видеонаблюдения и видеоаналитики, мы можем быстро адаптировать решение и активно работаем с технологическими компаниями в части интеграции с их оборудованием. И, конечно, наша экспертиза реализации действительно крупных проектов, с сотнями тысяч устройств.
«Корпоративная система видеомониторинга — неотъемлемая часть производственного процесса»
CNews: Расскажите, что такое «корпоративная система видеомониторинга» и чем она отличается от классической системы видеонаблюдения.
Дмитрий Евдокимов: Если в небольшом офисе или магазине установлена видеокамера, но она ничего не показывает, то непосредственно на бизнес-процесс это никак не влияет. Для предприятия система видеомониторинга — это бизнес-система, обеспечивает ли она контроль безопасности или технологический мониторинг. Корпоративный видеомониторинг неразрывно связан с процессами управления предприятием. Как правило, это сотни и тысячи подключенных видеокамер и детекторов видеоаналитики. Это пользователи из разных подразделений, зачастую решающие совершенно разные бизнес-задачи и использующие разные технологии, от просмотра трансляций и видеоархивов до подготовки фотоотчетов. Например, видео может использоваться для контроля работы конвейера или безопасности персонала. Если камеры вдруг выйдут из строя, система мониторинга встанет, может пострадать качество продукции или жизнь людей окажется под угрозой. То есть видеомониторинг становится неотъемлемой частью производственного процесса.
Поэтому, когда к нам приходит клиент, первый наш вопрос к нему: «Для чего Вам нужна система видеомониторинга? Какие задачи Вам требуется решить?». Потому что для решения разных задач нужны принципиально разные подходы.
CNews: Кому обычно требуется корпоративная система видеонаблюдения?
Дмитрий Евдокимов: Типичный клиент — это крупная организация с объектами по всей стране, на которых используются оборудование и системы различных вендоров, множество видеокамер и датчиков.
Иногда на предприятии есть системы, которые отдельно работают с телематикой и отдельно показывают операторам картинку с видеокамер. В такой ситуации эффективно работать они практически не могут, так как пользователи перегружены потоками информации и не могут акцентировать свое внимание на действительно важных событиях. Нет общего информационного пространства, которое бы позволяло предоставить всю информацию в удобном для пользователя виде, отсутствует автоматизация процессов контроля и реагирования на отдельные нарушения, надо использовать мультивендорную видеоаналитику — мы все эти проблемы решаем.
Это может быть и городская система видеонаблюдения, объединяющая десятки тысяч видеокамер на объектах городской инфраструктуры. Среди наших клиентов есть федеральные банки, которых имеют тысячи офисов, и наша система используется для контроля кассовых операций. Это могут быть и промышленные предприятия, для которых важно контролировать инженерные системы или работу конвейера. Есть федеральная торговая сеть «Пятерочка», у которой больше 17 тысяч магазинов по России и сотни тысяч холодильников, и надо автоматизировать контроль их эксплуатационных режимов и сотни разнообразных параметров.
Но небольшая компания тоже может стать нашим клиентом. Для них мы планируем предоставлять наши решения как облачный сервис, к которому они могут подключать свое оборудование и видеокамеры, применять различные детекторы видеоаналитики, и свободно пользоваться системой из любой точки мира через браузер или мобильное приложение.
Задачи могут быть разными: у одного клиента много предприятий в разных регионах и нет единой системы доступа к ним, другой просто хочет знать, что его сотрудники приходят на работу вовремя. Но всем клиентам нужно работать с событиями, а не смотреть непрерывно в мониторы.
CNews: Насколько себя оправдывает концепция «работаем с событиями»? Что это дает клиенту?
Дмитрий Евдокимов: Концепция предполагает, что пользователя не надо перегружать рутинными операциями, и надо сообщать ему только о том, что действительно требует его внимания. Во внимание берутся только определенные триггеры — «события», на которые мы должны реагировать. Даже если у Вас несколько видеокамер, Вы быстро теряете концентрацию и пропускаете нарушения. Главное — на начальном этапе внедрения системы понять, на что конкретно нужно реагировать, и научить систему эффективно выявлять эти события в потоке данных.
К примеру, мы собираем данные по установкам в холодильниках «Пятерочки» — если один из датчиков фиксирует превышение температуры, то это фиксируется в отчете, и на устройство оправляется команда на изменение режима работы, чтобы вернуть значение к норме. Решение принимается без вызова инженера, что сокращает время реагирования на событие. Для крупных компаний оперативность в таких случаях важна, ведь количество инцидентов может быть огромным.
CNews: А кому отправляется информация об инцидентах?
Дмитрий Евдокимов: Фактически, это вопрос диспетчеризации, который должен прорабатываться при внедрении системы, и вопросы управления доступом пользователей. Мы разграничиваем, кому можно предоставлять доступ к данным и к каким именно. Сотрудникам службы безопасности и маркетологам явно интересна различная информация, даже если они используют одну и ту же видеокамеру.
К примеру, видеокамера в магазине может использоваться для обнаружения шоплифтеров, уведомлять менеджера о приходе VIP-клиента, строить тепловые карты движения покупателей, интегрироваться со СКУД и контролировать работу персонала. Бывает, сотрудники на входе прикладывают несколько карточек работников, будто все пришли на работу. Зарплату получают все, а по факту в торговом зале — один сотрудник.
То есть источник данных один — любые датчики, устройства и камеры, — а использовать их можно по-разному, и события от них в зоне ответственности разных подразделений.
«Данные тысяч устройств попадают в единое информационное пространство»
CNews: Расскажите, что представляет собой интеграционная платформа InOne и причем тут единое информационное пространство.
Дмитрий Евдокимов: InOne — портальное решение, которое собирает в себя данные из всех источников и формирует для клиента журнал событий, которые его интересуют. Автоматизирует процессы реагирования, формирует различные отчеты или взаимодействует с другими корпоративными системами. Платформа — универсальный инструмент, который «приводит в порядок» специфические для клиента потоки данных, создает единое информационное пространство устройств и событий, и позволяет перейти от пассивного наблюдения к проактивному реагированию.
Что касается единого информационного пространства — это очень важно для крупных клиентов, и синергетический эффект от объединения функций взаимной верификации, контроля и реагирования действительно заметен.
CNews: Реально ли создать такое единое пространство, если у заказчика территориально-распределенная инфраструктура?
Дмитрий Евдокимов: Да, часто бывает, что объекты заказчика разбросаны по всей стране, у него достаточно сложная инфраструктура и каналы связи перегружены корпоративным трафиком. Централизованное видеонаблюдение или облачные решения тут не построить.
Но мы помогаем эту проблему нивелировать. Нам нет необходимости постоянно передавать видеотрафик или телеметрию с удаленных площадок. Мы активно применяем технологии периферийных вычислений, управляем параметрами видеопотока и используем фотоснимки вместо видео, выгружаем инцидентные архивы в нерабочее время, чтобы не мешать корпоративному трафику. Кроме того, мы умеем работать с данными и в облаке, и локально, обращаясь к удаленному устройству лишь тогда, когда это необходимо. Для распределенных систем это очень важно.
CNews: Как платформа InOne будет развиваться в дальнейшем?
Дмитрий Евдокимов: Прежде всего, новая версия платформы позволит клиентам самостоятельно адаптировать систему к своим бизнес-процессам, без участия наших специалистов. Наши клиенты смогут самостоятельно развивать систему за счет добавления новых устройств, создавать собственные сценарии реагирования или формировать отчеты — инструментарий будет позволять это делать.
Во-вторых, мы хотим добавить в систему функции предиктивного анализа, научить систему не просто реагировать на конкретные события, а самостоятельно выявлять аномалии и своевременно предупреждать о возможных проблемах. К примеру, предсказать отказ оборудования, зафиксировав рост температуры на устройстве или увеличение потребления электричества, своевременно оповещать о необходимости технического обслуживания с учетом реального режима эксплуатации.
Так наша система сделает производство по-настоящему «умным».