Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Процессоры Cell: борьба за рынок начнется с России

Восьмиядерный процессор Cell от IBM до сих пор использовался только в игровых целях - именно он является сердцем PlayStation. Обновленная версия Cell вышла в мае 2008 года. На ее основе российские разработчики планируют создать линейку высокопроизводительных решений для важных отраслей: медицины, финансов, геофизики и области нанотехнологий.

В мае 2008 компания IBM объявила о выпуске процессора PowerXCell 8i eDP, версии восьмиядерного процессора Cell BE, который использовался в игровых приставках. Эта разработка предназначена для высокопроизводительных вычислений. На его базе отечественный разработчик и интегратор компания "Т-Платформы" собирается создать линейку продуктов, адаптированных для российского рынка. Первые образцы появятся уже этой осенью, но сама программа является долгосрочной, ее задача - сформировать рынок потребления решений на базе многоядерных процессоров.

В начале июня компании "Т-Платформы", IBM и Фонд содействия малых форм предприятий научно-технической сферы провели пресс-конференцию "Инновационная программа exCellenT-Platforms". В рамках мероприятия был объявлен конкурс "УМНИК" для молодых программистов до 28 лет на самые интересные решения на базе восьмиядерных процессоров Cell. Государственную поддержку и призовой фонд конкурсантам предоставит фонд Бортника, а организационную поддержку - компания "Т-платформы".

На пресс-конференции представители компаний "Т-Платформы" и IBM поделились подробностями своего сотрудничества в области разработки и внедрения линейки комплексных решений на базе инновационных процессоров Broadband Engine Cell. Программа "exCellenT-Platforms" была анонсирована в декабре прошлого года. Ее основная задача — вывод на рынок решений в готовом виде. Согласно планам компании, осенью 2008 года на рынке появятся рабочая станция и "тонкий" сервер, оснащенные двумя процессорами PowerXCell 8i.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Несмотря на то, что проект стартовал в декабре 2007 года, над его разработкой компания начала трудиться еще в 2006 году. Это время было потрачено на выявление наиболее интересных отраслей и приложений, которые покажут наибольшую производительность на данных технологиях. После длительной аналитической работы проект был запущен.

Помимо основных партнеров в программе принимают участие еще десять организаций. Под флагом создания суперкомпьютера удалось объединить четыре российских НИИ, четыре коммерческие организации и двух зарубежных партнеров. По словам генерального директора компании "Т-Платформы" Всеволода Опанасенко, скоро к ним присоединятся еще около двадцати компаний. Сама программа рассчитана на два года. Общий объем привлеченных инвестиций на сегодняшний момент составляет 500 млн рублей (примерно 21 млн долл.), из которых 210 млн — собственные средства компании. Будущий рынок сбыта оценивается на данный момент лишь в 1-2 млн долл. По замыслу "Т-Платформ", уже отчасти подтвержденному предварительными заказами, суперкомпьютер найдет применение в финансовом секторе, в области нанотехнологий, в медицине, в сфере молекулярной динамики, биоинформатики и геофизики. Представители компании полагают, что с развитием программы рынок сбыта вырастет до 11 млн долл. уже к 2009 году, что, тем не менее, еще не позволит окупить вложенные средства. Однако дальнейший рост оценивается в 50-60%, что безусловно делает прогнозы окупаемости весьма реальными, хотя Всеволод Опанасенко согласен с тем, что рынок для таких мощных вычислительных средств в России пока очень небольшой. Но, по его словам, создавать поле для сбыта всегда проще, чем входить со своими продуктами на уже сформированный рынок. Он также добавил, что "риски, конечно, существуют, но мы их оцениваем, как не очень большие". Пока компания ориентируется на рынки России и СНГ, но у "Т-Платформ" уже есть западный партнер. Всеволод Опанасенко уверен, что со временем компании удастся продвинуть свои разработки и на европейский рынок. Пока там не существует аналогичных решений, поэтому отечественные продукты должны найти применение и на уже сформировавшихся рынках.