Спецпроекты

На страницу обзора
На рынке ВКС кризис
Отрасль меняется: клиенты отказываются от оборудования переговорных комнат в пользу внедрения на местах недорогих софтовых продуктов, акулы рынка пересматривают линейки решений, а мобильная видеоконференцсвязь и (возможно) WebRTC могут перевернуть сложившиеся представления о ВКС.

В мире ВКС внимание и ожидания клиентов сейчас сосредоточились не на оборудовании для переговорных комнат, а на персональных решениях. В то же время большая часть средств в ВКС-индустрии приходится именно на сегмент аппаратных решений для конференц-комнат. В результате, сложившаяся ситуация негативно сказывается на прибылях ряда вендоров и оценках роста рынка в денежном исчислении.

Мировой рынок ВКС, 2010–2013 гг.

rynok_vks.png

Источник: Wainhouse Research, 2013

По данным IDC, в третьем квартале 2013 г. на мировом рынке корпоративных систем видеоконференцсвязи и телеприсутствия общий доход в течение года увеличивался на 8,2% от квартала к кварталу. Но для рынка ВКС характерна сезонность, и, если сравнить показатели за год, то окажется, что уровень дохода уменьшился на 9,7%.

Каков прогноз?

Эндрю Девис, ведущий аналитик Wainhouse Research, считает, что на мировом рынке ВКС наблюдается сдвиг в двух основных направлениях, затрагивающий и производителей, и их партнеров. Первым из них является мобильность. Хотя сейчас говорить о масштабном влиянии мобильных решений на рынок было бы слишком самонадеянно, но их время придет, и в грандиозном масштабе, считает эксперт.

Мобильные приложения для ВКС, по определению, будут только программными, без возможности интеграции с AV-решениями. Они заставят предприятия пересмотреть политику в отношении пропускной способности каналов связи. Изменится и концепция монетизации ВКС систем: многие задумаются о том, как же получить деньги с мобильной ВКС.

Массовое принятие мобильных ВКС-решений произойдет в ближайшем будущем, сейчас неясно, какое влияние оно окажет на популярность видеосистем для оборудования конференцкомнат. «Я полагаю, что эффект будет, причем далеко не позитивный, – комментирует эксперт. – В будущем люди будут довольны мобильными и десктопными решениями, вовсе не обязательно, что у них сохранится тот же восторженный настрой по отношению к переговорным комнатам».

Решения для унифицированных коммуникаций (UC) не оправдают ожиданий. Вторым важным фактором, по мнению Эндрю Девиса, является интеграция технологий видеоконференцсвязи либо с UC-системами, либо с решениями для совместной работы. Причем клиенты выбирают скорее решения класса collaboration, чем UC.

UC-решения представляют собой набор продуктов, объединенных общим интерфейсом и предоставляющих доступ к услугам (обмен сообщениями, телефония, видеосвязь, возможности обмена данными и др.) на различных коммуникационных устройствах в реальном времени. Решения для совместной работы (collaboration systems) включают в себя электронные средства связи (e-mail, голосовая почта и др.), телефонные, аудио- и видеоконференции, чаты, средства управления работой групп, такие как электронные календари, task-менеджеры, системы управления документооборотом и др.

Похожая ситуация наблюдается и в России: «Судя по комментариям наших заказчиков, объединенные коммуникации на данный момент так и не получили широкого распространения в СНГ, – рассказывает Михаил Готальский, руководитель TrueConf. – ИТ-специалисты не видят выраженной необходимости в интеграции всех каналов коммуникаций под «одной крышей», т.к. это потребует либо внедрения UC-системы с нуля, либо дорогостоящей интеграции существующих каналов в нее».

Производителям аппаратных ВКС-решений придется стать экспертами в одной из этих областей – UC и collaboration. Вполне вероятно, что в этом направлении будут развиваться и системы телеприсутствия. Если у них есть будущее, то явно не в сфере «говорящих голов», считает Эндрю Девис.

Нашумевший протокол WebRTC, предназначенный для передачи потоковых данных между браузерами, скорее всего, не будет играть значимой роли в ближайшее время. Ожидалось, что WebRTC перевернет рынок ВКС и откроет возможности для новой видеоконференцсвязи напрямую из браузера, без установки клиентского приложения. Но эксперты WR отмечают у него проблемы безопасности, а также отсутствие поддержки в Safari и IE. Однако Айра Вайнштайн, старший аналитик WR, считает, что в сфере образования у WebRTC сейчас есть все шансы показать себя.

Пришло время софта

Большинство экспертов сходится на том, что рынок ВКС в РФ замедлил рост. По мнению Михаила Никифорова, руководителя направления видеоконференцсвязи компании «Крок», ситуация обусловлена тем, что интерес к аппаратным решениям видеоконференцсвязи сменяется спросом на более дешевые программные продукты, и это влияет на общую пропорцию продаж. Эксперт наблюдает растущую тенденцию к миграции инфраструктурных продуктов ВКС с аппаратной на программные платформы, хотя и уточняет, что в целом ситуация зависит от задач клиентов. «Всегда будет процент заказчиков, которым необходима ВКС «представительского класса», весьма далекого от мира веб-конференций и mass deployment,» – заключает он.

Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit, утверждает, что с распространением веб-ВКС, обеспечивающей, при одинаковых требованиях к пропускной способности каналов, такое же качество связи, как и аппаратные решения, приобретение последних становится во многих случаях нецелесообразным.

Мнение экспертов подтверждает опыт МТК. Как рассказал Николай Ильяхинский независимый эксперт по ВКС, администратор ВКС «Московской теплосетевой компании», в компании установлены решения двух вендоров, используемые для проведения селекторных совещаний между офисами на территории Москвы. Использование ВКС сократило необходимость в частых поездках по территории столицы с пробками и заторами на дорогах. На рабочих местах в компании установлена программная видеоконференцсвязь от TrueConf, а в главном офисе находится переговорная комната на оборудовании Cisco. Если бы перед ИТ-отделом компании встала задача разворачивать систему ВКС сейчас, то программного решения им бы вполне хватило, аппаратное оборудование они бы устанавливать не стали.

Отрасль меняется, проблемы остаются

Географически спрос на технологии видеоконференцсвязи распределяется очень просто: чем дальше от центра, тем менее востребованными и простыми становятся проекты по внедрению ВКС. Инициируют внедрения, в основном, территориально-распределенные компании с головным офисом в столице или других крупных городах. Впрочем, ситуация может измениться с развитием программных ВКС-решений, считает Михаил Никифоров. Кроме того, на спрос влияет то, что многие отечественные компании не считают ВКС критически важной для развития бизнеса. «При сокращении ИТ-бюджетов в первую очередь отказываются от развития видеосвязи, – рассказывает эксперт. – Многие потенциальных заказчики до сих пор не осознают всех преимуществ современной видеоконференцсвязи, отдавая предпочтение Skype».

Михаил Никифоров также отметил, что на рынке все еще господствуют «собственнические» настроения среди отечественных заказчиков, привыкших контролировать все приобретаемые решения. Это утверждение подтверждает опрос, проведенный TrueConf.

Тип владения ВКС-системой

tip_vladeniya_vks.png

Источник: TrueConf, 2013

В контексте этой тенденции представляется маловероятным, что отечественные заказчики в ближайшее время перейдут на облачные сервисы, не говоря уже о видеочатах клиентах типа Skype. В то же время все больше видеочатов предоставляют бесплатную видеоконференцсвязь для 3-х участников и более (в зависимости от провайдера). К ним относится и популярный на западе Vidyo, и отечественные видеочаты от TrueConf и VideoMost. В преддверии новогодних праздников Skype также предложил своим пользователям проводить видеоконференции для 3 человек бесплатно.

По мнению Михаила Готальского, отечественный рынок ВКС развивается свободно и технических препятствий, затрудняющих его развитие, нет. По словам эксперта, имеющиеся проблемы, такие как слабые каналы связи и медленное освоение пользователями новых видов коммуникации, только снижают скорость распространения технологий ВКС.

Андрей Свириденко полагает, что дальнейшему распространению веб-ВКС поспособствует возможность делать видеозвонки с любого мобильного устройства в 4G-сетях. Эксперт также утверждает, что многие потенциальные покупатели не до конца понимают, что такое качественная видеоконференцсвязь. Они «недостаточно хорошо осведомлены о том, что качественный веб-ВКС продукт должен передавать HD голос и видео в интерактивном режиме, обладать средствами автоматической оптимизации загрузки каналов и серверов, обеспечивать высокую кадровую скорость и одновременное интерактивное видео-общение до 50 пользователей». По словам эксперта, ситуацию усугубляют рекламные заявления некоторых производителей, маскирующих свои программные продукты для проведения вебинаров на уже устаревшей Adobe Flash под ПО для видеоконференций.

Мнение клиентов

Для «Альфа-банка» ВКС стала мощным инструментом для повышения эффективности коммуникаций между сотрудниками. В инфраструктуре банка видеоконференцсвязь рассматривают не просто как один из элементов системы объединенных коммуникаций, но как самый главный. Как отметил Дмитрий Колюнов, главный эксперт управления сетевой инфраструктуры «Альфа-Банка», в организации есть много направлений по улучшению всех внутренних процессов, связанных с ВКС. Тормозят же ее развитие такие проблемы, как необходимость расширения каналов связи, высокая стоимость оборудования и его обслуживания, сложность сопровождения постоянно расширяющейся сети оконечного оборудования.

Илья Александров, представитель ВТБ 24, рассказал, что ВКС для банка – это не вопрос экономии на командировках и не альтернатива другим каналам коммуникации, а насущная необходимость. Видеоконференцсвязь есть в каждом филиале банка, представленном в 72 регионах страны. Она используется для поддержания постоянного контакта и проведения оперативных совещаний между регионами и головным офисом.

Основной способ коммуникации в ВТБ 24 – это электронная почта и телефонная связь. Но ВКС используют и для связи с прессой, и для проведения собеседований с головным офисом, когда сотрудника принимают на работу в регионе.

Екатерина Кочеткова

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики в области комплексных проектов построения инфраструктуры зданий и сооружений 2014 - м
№ 2013 Выручка от построения ИТ-инфраструктуры и инженерных систем, 2013, iтыс. (с НДС) ИТ-системы, iтыс.
1 14 380 299 7 734 738
2 12 636 437 н/д
3 10 618 001 521 174
Подробнее

Рейтинги

CNewsInfrastructure 2013 - м
№ 2013 Выручка от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры в 2013 г. (с НДС), тыс. руб. Рост 2013/2012
1 35 101 212 -5.4%
2 20 256 503 -28.2%
3 16 574 438 3%
Подробнее

Рейтинги

CNewsInfrastructure 2013 Рейтинг крупнейших системных интеграторов России: построение ИТ-инфраструктуры
№ 2013 Компания Выручка от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры в 2012 г. (с НДС), тыс. руб.
1 Техносерв 37 123 901
2 Крок* 28 206 831
3 Астерос 16 091 687
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики в области комплексных проектов построения инфраструктуры зданий и сооружений 2013
№ 2012 Выручка от построения ИТ-инфраструктуры и инженерных систем, 2012, iтыс. (с НДС) ИТ-системы, iтыс.
1 17 328 660 16 528 260
2 13 771 802 9 685 663
3 13 364 605 н/д
Подробнее