В России анонсировано несколько проектов умных городов – Сколково, Иннополис, Смарт Сити Казань. Окажутся ли они успешными, выяснится только через 5–10 лет. На их реализацию потребуются огромные средства – десятки миллиардов долларов, которые вернутся только после завершения строительства. При этом в мире есть только один доведенный до конца проект умного города: южнокорейский Сонгдо, но даже там об окупаемости говорить рано – город только начал жить полноценной жизнью, последнее работы еще не завершены. Имеет ли смысл ввязываться в столь долгосрочные и дорогостоящие проекты при наличии более важных проблем здесь и сейчас? У представителей ИТ-бизнеса нет единого мнения.
Проекты модернизации отдельных кварталов и инфраструктурных систем старых городов теряются в обще массе, считает руководитель представительства компании RiT Technologies в России Дарюш Заенц: «Отдельный «умный город» как визитная карточка позволит и специалистам и потенциальным заказчикам ознакомиться с новыми технологиями, всеми преимуществами и недостатками предлагаемых решений. Своего рода исследовательская платформа. Я за эталонный город с нуля».
Продакт-менеджер компании «Стинс Коман Интегрированные Решения» Владимир Евпланов считает, что сначала нужно дождаться, как «сработают» такие проекты в других странах: «В отличие от освоения космоса цели быть впереди планеты всей в вопросе строительства городов будущего с использованием зеленых технологий не стоит. В связи с этим, на мой взгляд, лучше учиться на ошибках других, а делать выводы о необходимости строительства эталонного города с нуля следует после того, как такие проекты буду введены в эксплуатацию и полностью изучены. Ведь в нашей стране есть намного более важные проблемы, требующие пристального внимания».
Выгоды модернизации
Согласно одной из точек зрения, выгоднее направить средства на модернизацию уже существующих городов. «Честно скажу, я против строительств городов с нуля, – говорит коммерческий директор iCore Алексей Карпинский. – Как показывает опыт Китая, такие города становятся мертвыми. Также можно обратить внимание на наше Сколково – новый город, с нуля, за большие деньги с сомнительной окупаемостью, который абсолютно не оправдал возложенных на него надежд. Гораздо эффективнее использовать технологии для модернизации существующих городов. Это разумнее, так как люди уже живут в таких городах».
Следует учитывать, что инженерная инфраструктура среднестатистического российского города морально устарела на несколько десятилетий: «Степень физического износа основных фондов (по признанию Д. А. Медведева) превысила 60%, при том, что критическим считается значение 40–45%. Таким образом, необходимость модернизации обусловлена не только экономическими соображениями, но и банальными требованиями безопасности, а для многих средних и малых населенных пунктов – условием выживания», – добавляет директор по маркетингу «ЭкоПрог» Ирина Баранова.
Зачастую проще не исправлять ошибки, а сделать правильно с нуля, оговаривается Алексей Карпинский, но, как правило, это огромные инвестиции, а в России есть другие направления, в которые вкладывать деньги разумнее и эффективнее. В качестве доказательства он приводит программу «Безопасный город» или внедрение интеллектуальных транспортных систем в Москве и Казани.
Например, в Москве в 2013 г. было установлено 122 545 камер видеонаблюдения, из них 94 847 – в подъездах, 20 010 – камеры дворового наблюдения на крышах домов, 5 972 – в общеобразовательных учреждениях и 1 716 – в местах массового скопления граждан. На данный момент актуальной задачей является обеспечение доступа к изображениям правоохранительных органов и внедрение средств видеоаналитики, которые смогут автоматически отслеживать ситуации, связанные с возможными нарушениями закона. По данным правительства Москвы, в 2013 г. с использованием видеоинформации раскрыто 2 250 преступлений, что на 31,2% больше, чем в 2012 г.
Управление городским транспортом как основа
Другое направление инвестиций столичного правительства – это строительство интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Концепция была разработана в 2011 г., планировалось потратить 25 млрд руб. в 2012–2016 гг. Генеральным подрядчиком по программе был выбран «Ситроникс», ныне влившийся в структуры «Энвижн груп». В ходе проекта была разработана математическая модель транспортных систем Москвы, которая представляет из себя базу данных о городе, наложенную на геоплатформу. На ее основе предполагается создать единую систему управления светофорами. Кроме того, на улицах должны быть установлены умные знаки, меняющие предписания водителям в зависимости от ситуации. Также планируется разработать программные сервисы для водителей, напоминающие «Яндекс.Пробки». В правительстве Москвы утверждают, что благодаря строительству ИТС на 15% повысится пропускная способность улиц, на четверть снизится количество опозданий общественного транспорта, а люди будут добираться до места назначения на 15% быстрее.
Похожий проект реализуется в Казани, где с 2010 г. для управления движения транспортом внедряется платформа Omnia австрийской компании Swarco. В преддверии Универсиады-2013 это решение было установлено на 98 светофорах и 7 развязках. Пропускная способность на каждом перекрестке увеличилась на 21%, средняя скорость прохождения перекрестов выросла на 18%. Кроме того, пробки в целом сократились на 20%, выбросы парниковых газов снизились на 20%, а время в пути в часы пик сократилось на четверть. Полностью охватить все дорожные объекты города планируется к 2015 г., бюджет проекта должен составить около 1 млрд руб.
«Идея создания эталонного города, на мой взгляд, является совершенно надуманной – для кого это и зачем? Использование зеленых технологий и ИТ не должно быть самоцелью, в первую очередь необходимо отталкиваться от реальных потребностей конкретных объектов и городов в целом», – комментирует генеральный директор BCC Игорь Никифоров.
Он подчеркивает, что сейчас в центре внимания находятся транспортные системы. «Правительство и региональные власти понимают, что сейчас необходимо сразу закладывать составляющую, связанную с развитием интеллектуальных светофоров, систем связи, безопасности. В ближайшем будущем разрозненные средства управления движением необходимо будет интегрировать в единую систему, которая позволит управлять транспортной ситуацией в масштабах города в целом», – рассказывает Игорь Никифоров. По его словам, такая работа в той или иной степени ведется во всех регионах и субъектах России.
Альтернатива – умные микрорайоны
Альтернативный вариант развития умных городов представляет собой обустройство небольших умных микрорайонов в рамках уже существующих мегаполисов. В качестве примера можно привести Хаммарбю Шьостад – новый район в Стокгольме, где с первого дня существования района городские власти ввели жесткие экологические требования к зданиям, техническим сооружениям и транспортному потоку. «В Хаммарбю Шьостад воздействие, оказываемое на окружающую среду загрязняющими выбросами, должно быть на 50% ниже, чем в других жилых районах Стокгольма, строительство которых началось с 90-ых гг., – рассказывает Ирина Баранова. – Для достижения этой цели потребовалось совместное планирование, инновационные решения и самые современные технологии. Панели на одном здании могут обеспечить достаточное количество энергии для обеспечения полугодовой потребности этого здания в горячей воде».
Концепция умного микрорайона в шведской столице
Источник: Hammarby Sjostad, 2007
В России концепция умных микрорайонов пока не нашла широкого применения. Использование ИТ при строительстве носит более точечный характер – новейшие разработки применяются при возведении элитных жилых комплексов и коттеджных поселков. При этом в отличие от стран запада акцент делается не на зеленых решениях, а на умных технологиях безопасности.
У точечной модернизации отдельных объектов есть более широкие перспективы. На постройку умного города уйдет не менее пяти лет, а потребность в новой инфраструктуре есть уже сейчас. С экономической точки зрения, компаниям, работающим в приоритетных для государства отраслях (биомедицина, космические и ядерные исследования, ИТ, телекоммуникации), необходимы привлекательные условия для ведения бизнеса и комфорт проживания, – рассказывает президент группы «Астерос» Андрей Черемных. – Такие предприятия вынуждены оптимизировать свою инфраструктуру, чтобы сокращать потери, за которые никто не платит. Уменьшая операционные издержки, повышая эффективность даже на доли процентов, они добавляют себе чистую прибыль».
По другую сторону находится потребитель, который также заинтересован в повышении качества жизни и выгодах, получаемых за счет льгот на коммунальные услуги, электроэнергию, отопление и воду. «Таким образом, процесс модернизации и интеллектуализации мегаполисов, а так же внедрения «зеленых» технологий, не наносящих вред экосистеме, является двусторонним, и он должен идти независимо от построения эталонных городов с нуля», – заключает Андрей Черемных.