Спецпроекты

На страницу обзора
Аутсорсинг процессинга становится востребованным
Непрерывность процессинга – один из критериев успешной работы современного банка. В России довольно большое количество организаций предпочитают использовать собственный процессинг, однако времена меняются, и многие задумываются об аутсорсинге, но далеко не все.

Каждый раз, когда речь заходит о процессинге, аналитики говорят, что российский рынок не слишком радужно встречает идею аутсорсинга основной бизнес-функции банка. Это объясняется недостаточным доверием, а также попыткой контролировать все своими силами, и в некоторых случаях такой подход действительно оправдан.

Не давая конкретных прогнозов для России, аналитики уже несколько лет сходятся во мнении, что аутсорсинг становится более востребованным и популярным. И это не удивительно, ведь традиционно работавший in-house рынок постепенно начинает разворачиваться лицом к поставщикам услуг по мере роста затрат на поддержку карточного бизнеса. Так, по оценкам McKinsey, внутренний процессинг может быть рентабельным, только если среднегодовое количество транзакций превышает 500 млн. В противном случае банкам просто необходимо использовать услуги аутсорсинга, считают аналитики.

Процессинг – дорогое удовольствие

Собственный процессинг позволяет банку динамичнее развиваться, быстрее внедрять новые услуги и сервисы, – говорит Сергей Варганов, директор департамента платежных технологий и электронных продаж «РосЕвроБанка». «Но содержание собственного процессингового центра оказывается довольно затратным. Поэтому оптимальным вариантом является грамотный выбор партнера – стороннего процессингового центра. Поэтому нашему банку процессинговые услуги оказывает сторонняя организация», – объяснил он.

В действительности качественный процессинг – это дорогое удовольствие. Классическая архитектура бизнес-систем процессингового центра включает в себя бэк-офис и фронтальную инфраструктуру, взаимодействующую с платежными системами в режиме онлайн. Каждый раз, когда банковская карта проходит авторизацию (в банкомате, устройстве самообслуживания, торговом терминале или на шлюзе в интернете), происходит запрос в процессинговый центр. И, естественно, от него ожидают если не моментального, то максимального быстрого ответа.

«Процессинговые центры работают в режиме 24х7, и к ним предъявляются высокие требования по надежности и безопасности. Обычно такие системы строятся на базе отказоустойчивых программно-аппаратных комплексов ведущих производителей с использованием технологий кластеризации и гео-резервирования, – комментирует Алексей Демидов, генеральный директор в «Астерос Лабс». – Поэтому аутсорсинг выгоден в том случае, если банк хочет сосредоточиться исключительно на профильном бизнесе, а не создавать штат дополнительных ИТ-специалистов, которые должны разбираться в системах и приводить их в соответствие требованиям международных ассоциаций. Привлечение аутсорсера позволить снизить эти нагрузки, а заодно и операционные, и юридические риски, связанные с поломкой оборудования, потерей данных, взломом систем».

Все компоненты процессингового центра должны быть выполнены на высоком уровне, так как для банка несложно оценить прямые финансовые потери от каждой секунды простоя или задержки в работе процессинга. А сезонные пиковые нагрузки на банкоматную сеть могут потребовать серьезного «запаса прочности» от ИТ-систем.

Всплески обращений к процессингу в праздники

vspleski.png

Источник: Мультикарта, 2012



Для развертывания мощных систем обработки платежной информации используются современные СУБД, способные обеспечить достаточное быстродействие при большом количестве операций, рассказывает Андрей Новиков, ведущий системный консультант в Hitachi Data Systems. «Подобные решения должны строиться на базе максимально эффективной и производительной аппаратной платформы. С точки зрения обеспечения производительности дисковых систем мы предлагаем использовать для высоконагруженных приложений решение на базе флэш-памяти. Если же говорить об организации серверных мощностей, то мы рекомендуем использовать для процессинга решения на базе процессоров Intel Xeon E-7 и поддерживающую технологию объединения вычислительных ресурсов Intel SMP. Это позволяет создавать мощные 4- и 8-процессорные серверы и развертывать на этой аппаратной платформе наиболее требовательные к ресурсам приложения», – комментирует он.

«Помимо вложений в компьютеры и программное обеспечение также требуются вложения в инфраструктуру – помещения, источники бесперебойного питания, системы кондиционирования серверных помещений, каналы связи, а также квалифицированный персонал. За всем этим стоит определенная экономика, которая определяет стоимость обработки одной операции. Чем крупнее система и чем больше операций она совершает – тем дешевле выходит одна транзакция. Именно по этой причине существуют специализированные процессинговые компании, которые предоставляют свои услуги банкам, а банки этими услугами охотно пользуются», – говорит Андрей Грачев, директор департамента карточных и дистанционных технологий «Росбанка».

In-House или аутсорсинг?

Согласно мировой практике, собственные процессинговые центры создают только крупные банки, для которых важен имиджевый эффект, а также те, для кого карточный процессинг является основным видом бизнеса. В их случае процессинговый центр — это не просто затратная функция по поддержке бизнес-операций, а уникальный инструмент ведения бизнеса. В таком случае собственный процессинговый центр дает возможность разрабатывать новые банковские продукты и услуги, а значит – получать прибыль.

«Собственное решение более мобильно и дает большие возможности за счет интеграции с другими системами. В настоящее время это приобретает все большее значение, так как банки предлагают клиентам пакетные комплексные решения, включающие карточные составляющие, – говорит Валентина Кузьмина, директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка». – Чтобы обеспечить работу внутреннего процессингового центра, мы используем только самое современное оборудование и технологии, обеспечиваем полное резервирование систем и следим за соблюдением стандартов безопасности и требований к карточному процессингу со стороны платежных систем».

Таким образом, любой процессинговый центр должен удовлетворять определенным стандартам логической и физической безопасности, наиболее известным из которых является PCI DSS. Однако существует целый ряд других стандартов и требований платежных систем, а также рекомендаций ЦБ РФ. Для обеспечения соответствия в процессинговых центрах используется комплекс организационных и технических решений. Более того, сегодня система банковского процессинга должна регулярно проходить аудиты на соответствие индустриальным стандартам, а также иметь процедуры обеспечения непрерывности деятельности (BCP – Business Continuity Plan) и восстановления в случае инцидентов и катастроф (DRP – Disaster recovery Plan).

От инфраструктуры требуется высокий уровень надежности. Как отмечает Павел Пономарев, системный инженер подразделения IT Business компании Schneider Electric: «В дополнение к великолепно обученному персоналу, совершенному программному обеспечению и четко прописанным должностных инструкциям банкам нужно обеспечить минимальное время простоя и оперативное восстановление в случае отказа какой-либо из подсистем. Данная задача решается резервированием, причем степень резервирования, очевидно, подбирается исходя из стоимости простоя».

Впрочем, сложность создания собственного процессинга заключается не только в необходимости содержать отдельный штат ИТ-специалистов. Помимо этого существует целый перечень требований по организации регламентов, обеспечению безопасности и прочим факторам.

«Свой процессинг выгодней использовать в случае реализации эксклюзивных функций на его базе. В случае, если внешний процессинг может предложить функции, внедрение которых дорого или сложно реализовать самостоятельно, то становится выгоден аутсорсинг данных услуг. В выборе процессинга приходится всегда балансировать три параметра: функционал, стоимость, скорость запуска услуг», – говорит Ксения Чаплыгина, директор по маркетингу и PR процессинговой компании MainPay.

Ситуация на рынке

Сегодня на российском рынке можно выделить две тенденции, причем направлены они противоположно друг другу. С одной стороны, многие банки предпочитают уходить к специализированным подрядчикам, чтобы снизить стоимость обработки транзакций. В прессе все чаще появляются сообщения о том, что тот или иной банк уходит к сторонним процессинговым компаниям – например, в этом году «Совкомбанк» передал обработку своих транзакций центру «Карт-Стандарт». Питерские банки ВЕФК и ПСБ также имели свой процессинг, но решили отказаться от столь дорогостоящего удовольствия.

Рост числа транзакций и терминалов, 2012

itogi_protsessing.png

Источники: Карт-Стандарт, Мультикарта, 2012



Тем временем некоторые банки продолжают создавать свои процессинговые центры, и в основном это связано с амбициозными планами развития, которые не могут удовлетворить аутсорсинговые компании. Например, «Юниаструм Банк» в июле 2013 г. перешел на новый модернизированный процессинг, чтобы предложить клиентам более серьезную защиту, уникальные услуги SMS-банкинга и т.д. Конечно, этого нельзя сказать обо всех поставщиках, например, банк ВТБ создал компанию «Мультикарта», которая обеспечивает мощнейший процессинг и обслуживает несколько десятков банков. Однако в России даже такие кредитные организации, как небольшой банк «Александровский» из Санкт-Петербурга, в прошлом году внедрил свой процессинг, чтобы развивать банкоматную сеть, состоявшую на тот момент из 25 банкоматов. Таким образом, все зависит от амбициозности планов правления.

Андрей Шуклин

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее