Спецпроекты

На страницу обзора
Банкам не нужны POS-терминалы
Широкое распространение платежных карт привело к развитию рынка POS-терминалов – устройств для оплаты товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях. Но культура использования таких устройств в России пока не очень высока, а структура рынка эквайринга существенно отличается от той, что сложилась на Западе.

По мере роста эмиссии банковских карт и повышения уровня использования безналичных платежей растет число компаний, использующих POS-терминалы, – электронные устройства для проведения авторизации по пластиковым картам. Эквайринг – организация приема банковских карт в торгово-сервисном предприятии для оплаты товаров и услуг – помогает банкам вести конкурентную борьбу, а торгово-сервисным компаниям – привлекать экономически активное население, которое ценит удобство оплаты.

Мобильность и безопасность

Согласно статистике Центрального Банка России, количество устройств, предназначенных для оплаты товаров и услуг с использованием платежных карт, только за последнее полугодие выросло на 15%. Электронные терминалы (типа Point of Sale, POS) продолжают вытеснять устаревшие устройства по приему карт – импринтеры. Доля POS-терминалов в платежной инфраструктуре уже достигла по состоянию на конец первого квартала 2013 г. 78,8%.

Преимущества POS-терминалов состоят в гибкости программного обеспечения и разнообразных возможностях его обновления. POS-терминал позволяет производить оплату пластиковой картой, поддерживает работу с микропроцессорными и магнитными картами. К аппарату можно подключить множество внешних устройств, что делает его крайне удобным и незаменимым даже в небольших магазинах, не говоря уже о крупных торговых сетях. В автономном виде терминал может использоваться даже в киосках, где осуществляется продажа недорогих розничных товаров.

В последние несколько лет распространение в качестве инструментов для оплаты получили смартфоны в сочетании с кардридерами, имеющими пинпад-клавиатуры. Главным образом эти устройства задействованы в сфере услуг, с их помощью можно заплатить за поездку в такси, рассчитаться с курьерской службой, а также воспользоваться картой при покупках в различных точках продаж. Функцию приема карты выполняет ридер. Если обычный POS-терминал стоит от $350 до $850, то цена мобильной приставки к смартфону не превышает $10. На рынке появляются и более совершенные устройства, которые могут принимать карты, как с магнитной полосой, так и с чипом.

Но пока в сети торгово-сервисных предприятий среднегодовой оборот на одно мобильное устройство довольно мал: по данным компании UCS, он составляет всего около $2500.

Российский путь эквайринга

По оценкам экспертов, для осуществления покупок в России используется лишь около 15% выпущенных карт – большинство держателей используют свой «пластик» исключительно для обналичивания зарплат и пенсий. Если в крупных городах доля экономически активного населения довольно велика (многие имеют по 2–3 карты, банки развернули программы лояльности и широко взаимодействуют с рынком товаров и услуг), то в сельской местности, где уровень жизни в целом невысок, слабо развита сеть банкоматов, а значит, практически лишена смысла безналичная модель, эквайринг приживается плохо.

«Наличие разветвленной эквайринговой сети с одновременными усилиями государства по замещению наличного оборота безналичным со временем могут привести к желаемому результату», – считает Темир Шамиль, вице-президент компании Maykor по развитию бизнеса в банковском секторе.

Российский рынок эквайринга

rossijskij_rynok_ekvajringa.png

Источник: UCS, 2013



Модель эквайринга предполагает участие четырех действующих лиц: владелца карты, банка-эмитента, торгово-сервисной компании, принимающей карты в оплату, а также собственно эквайера (которым может выступать сам банк). В 2012 г. объем рынка эквайринга в России увеличился на 40%. Несмотря на такие приличные темпы роста и наличие большого пула банков-эквайреров (602 банка, более 60% от зарегистрированных в стране), в России до сих пор невелика доля торгово-сервисных компаний, принимающих в оплату карты, – около четверти из более чем миллиона зарегистрированных компаний.

Стоит отметить, что на эквайринговом рынке нашей страны сложилась интересная структура. Лидером является «Сбербанк», на долю которого приходится 35%. Значительная доля рынка (примерно 25%) приходится на компанию United Card Service (UCS), входящую в международную группу Global Payments. UCS – единственный специализированный небанковский эквайрер в России. Компания, отметившая в 2012 г. 20-летний юбилей, является, по сути, первопроходцем эквайрингового бизнеса и активно развивает это направление, в том числе и предоставляя данную услугу ряду российских и иностранных банков. В частности, компания приобрела бизнес наземного эквайринга у «Альфа-Банка» и заключила ряд реферальных договоров на предоставление этой услуги с более чем 70 банками. Среди заметных игроков также «Газпромбанк» – 6%, а также ВТБ и «Русский стандарт» – по 4%. Таким образом, оставшиеся 597 банков-эквайреров к середине 2013 г. в сумме контролировали примерно 26% рынка.

Оставить у себя или отдать на сторону?

Для банков, которые зачастую являются и эмитентами карт, и эквайрерами, эквайринг является просто одним из многих видов деятельности, причем далеко не самым доходным. Зачастую, для банков это направление оказывается и вовсе убыточным и, соответственно, развивается по остаточному принципу – нет смысла вкладываться в современные инфраструктурные решения, если это повысит затратную часть, не обеспечивая адекватного прироста доходов.

Большую часть комиссии эквайрер отдает третьим лицам: 0,8–2,1%, в зависимости от типа карт, – банкам-эмитентам, 0,1–0,2% – международным платежным системам, и только 0,2–0,3% оставляет себе. И это происходит в лучшем случае, когда работает специально выделенная профессиональная команда специалистов, ориентированная на сотрудничество с торгово-сервисными предприятиями, а также используются инструменты контроля текущей доходности по каждому такому предприятию.

«Если вычесть из полученной суммы расходы на инфраструктурные решения и их поддержку, лицензии международных платежных систем и заработную плату сотрудников, то в результате прибыль от эквайринговой деятельности измеряется сотыми долями процента, и то, в случае весьма серьезного оборота, который могут обеспечить только тысячи активно работающих торгово-сервисных партнеров, – говорит Татьяна Смирнова, директор по маркетингу и PR компании UCS. – Если же оборот невысок, то себестоимость каждой отдельной операции возрастает и, следовательно, банку-эквайреру приходится дотировать данное направление за счет других видов деятельности».

Ведущие игроки международного рынка давно пришли к выводу, что эквайринговый бизнес является высокотехнологичным и низкомаржинальным, поэтому доверяют развивать его независимым специализированным процессинговым компаниям. Так, на рынке США работает порядка 10 эквайреров, в Германии их 4–5, в Великобритании – не больше 6. Почти все они являются независимыми процессинговыми компаниями. На российском рынке современная ситуация очень напоминает США 20-летней давности, когда наблюдалась такая же конкуренция банковских и небанковских эквайреров.

«История убедительно доказала нецелесообразность подобной конкуренции и необходимость концентрации эквайрингового бизнеса в руках специализированных небанковских компаний, поскольку эквайринг на 95% состоит из технологий, коммуникаций, систем передачи и защиты информации, – продолжает Татьяна Смирнова. – И только 5% этого бизнеса имеют отношение собственно к банковскому сектору, то есть к проведению расчетов, формированию комиссий и т.д. По сути, эквайринг является для банка непрофильным бизнесом».

По словaм Темирa Шамиля, одна из проблем эквaйрингa в России – удержание размера транзакционной комиссии. Другая проблемa носит технический характер и заключается в низкой степени готовности ИТ-инфраструктуры клиентов к массовому использованию POS-терминалов. Во многом она решается с помощью мобильных устройств, считает эксперт.

Перспективы развития рынка эквайринговых услуг напрямую связаны с развитием платежной системы в России, обеспечивающей поддержание баланса интересов различных игроков платежного рынка. Во многом развитие эквайринга зависит и от совершенствования платежной инфраструктуры, активную роль в данном процессе призваны сыграть именно ключевые игроки, специализирующиеся на этом направлении.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее
37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153