Спецпроекты

На страницу обзора
Регулирование интернета может негативно повлиять на банковский сектор
Государственное вмешательство в регулирование интернета становится все отчетливее. Борьба с анонимностью и блокировки сайтов должны помогать бороться с преступностью. Однако из-за этого многие организации могут столкнуться с серьезными проблемами. В частности, появляются риски для облачных технологий, используемых в банках и других финансовых организациях.

Внутренний политический курс России в области регулирования Интернета довольно сильно изменился за последний год и теперь во многом повторяет китайский опыт, т.к. направлен на существенное государственное вмешательство в сеть в целях контроля и фильтрации трафика, находящегося в глобальной сети.

Это стало очевидно 14 декабря 2012 г. на Всемирной конференции Международного союза электросвязи в Дубаи, когда 89 стран, включая Россию, Китай и страны Персидского залива подписали договор о новых методах регулирования сетей. Договор предусматривает обязательное с 2015 г. использование интернет-провайдерами DPI технологий, фильтрующих весь мировой и национальный трафик, а также ряд иных новшеств, которые могут существенно поменять развитие сетей в ближайшем будущем.

Курс на регулирование

За последний год резко увеличилось количество законопроектов, касающихся регулирования общественных отношений в сети интернет. Некоторые из них, несмотря на неоднозначность в прописанных формулировках, были приняты и уже действуют в настоящее время. Изменения коснулись и ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также ФЗ «О связи».

Концепцией развития сетей, представленной Минкомсвязи, предусматривается деление операторов на федеральных и региональных. Таким образом, ведомство предлагает запрет на использование международного трафика обычными операторами (ISP). При этом подобный трафик может быть приобретен только у федеральных операторов (требованиям которых отвечают в настоящее время лишь две компании – «Ростелеком» и «Транстелеком»). Очевидно, вводя новую систему распределения сетевого трафика, чиновники намерены путем внедрения DPI фильтровать весь входящий в страну трафик на федеральном уровне, чтобы уже далее «чистый трафик» мог распределяться внутри страны.

Указанные изменения действующих российских законов, несомненно, скажутся и на облачных технологиях (cloud computing), которые являются новейшим шагом в развитии информационных систем типа CRM и ERP. Российские банки и другие финансовые структуры пока с подозрением относятся к электронным облакам и не доверяют их информационной безопасности. Но экономическая целесообразность и удобство удаленных серверов подталкивает IT-департаменты многофилиальных, территориально распределенных и имеющих большую агентскую сеть банков, а также тех, кто использует системы интернет-банкинга, переходить на новые технологии. Очевидно, предлагаемые SaaS-решения (Software-as-a-Service – технология, по которой заказчик не покупает программное обеспечение и не размещает у себя приложения и базы данных, а платит оператору за сервис и пользуется его мощностями) повышают спрос банков на облачные услуги в части аренды виртуальной инфраструктуры и сервисов для коммуникаций. Вместе с тем изменения текущего законодательства могут повлиять и на указанный экономический сектор.

Если разобрать весь процесс использования облачных технологий, то можно увидеть, что для обеспечения процесса задействуются как минимум три разных организации. Во-первых, это ISP – провайдер, предоставляющий доступ в сети Интернет. Во-вторых, это оператор, являющийся, как правило, разработчиком информационной системы. В-третьих – хостинг-провайдер, технически и программно поддерживающий работу облаков и функционирования системы.

В связи с указанной схемой работы облаков в настоящее время существуют определенные риски. Если первые две организации клиент выбирает самостоятельно, то выбор провайдера хостинга, как правило, осуществляется оператором информационной системы, которых в настоящее время на рынке представлено довольно много. У каждого оператора есть собственное понимание того, как должна организовываться техническая работа облачной инфраструктуры, а потому каждый оператор самостоятельно настраивает свою систему на работу с конкретным хостинг-провайдером. При этом учитывается множество факторов – ценовая политика хостера, используемые операционные системы, характеристики выделяемых технических и аппаратных ресурсов.

Надо понимать, что одним из ключевых факторов доверия финансовых организаций к облачным технологиям является их работоспособность и абузоусточивость (то есть устойчивость к различным требованиям и жалобам третьих лиц на содержимое). Это необходимо, поскольку речь идет о доступе к информационной системе, в которой хранятся данные о клиентах, кредитах, счетах, задолженности, сроках погашения и иная достаточно важная банковская информация.

Механизмы законодательства

В 2012–2013 гг. российским законодателем был предпринят ряд мер по регулированию трафика в интернете. Впервые в российском законодательстве были регламентированы и описаны основания и механизмы блокировки сайтов, как в судебном, так и во внесудебном порядке. С вступлением в силу с 1 ноября 2012 г. Федерального закона ФЗ №139 («закон о черных списках»), а также с 01 августа 2013 г. Федерального закона ФЗ №187 («антипиратский закон»), в статью 15-ю №149-го Федерального закона «Об информации» были внесены 6 оснований, по которым сайты могут быть заблокированы. Наряду с блокировкой по конкретному указателю страницы (url) в интернете закон предусматривает и блокировку сайтов по IP-адресу. Поэтому ISP, не имеющие оборудование для DPI, смогут блокировать сайт лишь по его IP, а на одном IP-адресе хостинг провайдер может располагать множество серверов. Это неизбежно может привести к блокировки и облачных ресурсов, находящихся на тех же IP у хостера, которые никакой противоправной информации не содержат. Аналогичным образом даже имеющие DPI провайдеры доступа будут блокировать сайт, если он работает с применением расширения https для протокола http, т.к. блокировка по url по техническим причинам не принесет результата.

Таким образом, в случае, если произойдет какой-либо сбой с работой IP-адреса сайта, оператор облачной информационной системы может сослаться на неполадки в оборудовании хостинг-провайдера, а тот, в свою очередь, – на блокировку IP-адресов или пула IP-адресов провайдером доступа. Провайдер же доступа в качестве обоснования укажет на то, что такие действия были приняты по требованию государственных органов. Ожидание решения проблемы может занять сколько угодно долгий промежуток времени. Вместе с тем, невозможность получить доступ к информационным базам неизбежно повлечет за собой непременный сбой в работе системы, потерю клиентов и прибыли организации, использующих подобные облачные технологи. Введение подобных механизмов заставляет многих операторов и хостинг-провайдеров облаков уходить из страны и располагать свои системы на серверах, находящихся вне юрисдикции России.

Определенную угрозу представляет также и предлагаемые ФСБ России изменения в действующее законодательство, предлагающие запрет прокси-серверов, VPN и других анонимайзеров, «представляющих угрозу для информационной безопасности страны», потому что могут использоваться преступниками для противоправных действий и позволяют скрыть свое местоположение. Однако надо отметить, что прокси очень важны для функционирования интернета, так как они помогают балансировать нагрузку на ресурсы и обходить проблемные места сети, а также быстро восстанавливать соединение в случае нестабильной работы.

Вместе с тем операторы часто прибегают и к использованию индивидуальных виртуальных машин и виртуальных сетей с целью изоляции пользователей, что повышает защищенность облаков. При этом, виртуальные сети разворачиваются с применением таких технологий как VPN (Virtual Private Network), VLAN (Virtual Local Area Network) и VPLS (Virtual Private LAN Service). Таким образом, запрет использования технологий может повлечь снижения уровня защищенности информационных систем.

Несмотря на активную пропаганду принципа мультистейкхолдеризма, очевидно, что государственное вмешательство в регулирование сетей становится все более активно. Учитывая тонкую архитектуру интернета, можно предположить, что некоторые сервисы и организации могут столкнуть с рядом проблем, связанных с блокированием части трафика. Очевидно, рынок будет приспосабливаться к новым условиям, и даже в случае создания Великого Русского Файервола облачные технологии будут все равно развиваться, однако многие зарубежные предложения от ведущих лидеров рынка могут стать внезапно недоступными.

Саркис Дарбинян

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее