Спецпроекты

На страницу обзора
Аналитика в госструктурах: подходы и решения

По мнению аналитиков из IBM, приоритетными задачами для BI в госсекторе являются улучшение сервисов для граждан и бизнеса; эффективное управление ресурсами; построение безопасной среды; укрепление национальной безопасности и обороны. Иначе говоря, вопросы повышения качества госуслуг выходят сегодня на первый план, опережая потребности спецслужб.

Возможно, аналитические системы для правительств следовало бы называть “Government Intelligence”, однако этим словосочетанием принято обозначать разведывательные службы, типа британской Intelligence Service, так что будем продолжать использовать более общий термин из бизнеса — BI.

Международный опыт

Государственным служащим постоянно приходится принимать решения на основе изменяющейся информации. Динамичность жизни все более возрастает, поэтому от властей требуется все большая скорость реакции, а этого нельзя достичь без современных аналитических систем.

О некоторых применениях BI-решений в работе правительственных учреждений говорилось на конференции CNews «ИКТ в госсекторе» в докладе Сергея Грищенко, директора по работе с госзаказчиками из компании Informatica. Например, использование аналитической системы службой пограничного контроля Великобритании позволило только за 4 месяца выявить 200 попыток нарушений, таких как въезд и выезд по фальшивым паспортам, контрабанда детей, вторичный въезд после депортации и др., причем с минимальным влиянием на остальных путешественников.


analitika_1.png
Возможности аналитики для госсектора


Департамент лицензирования штата Вашингтон получил $3 млрд. дополнительных сборов вследствие повышения качества данных после реализации проекта по управлению НСИ (Master Data Management).

Аналитическая система в правительстве Бразилии предоставляет единый полный и точный взгляд на 53 млн. компаний и позволила добиться уменьшения времени ответа на ключевые политические вопросы с одной недели до одной минуты. Теперь Президент Бразили Русеф Делма получает ответ на вопрос – Сколько женщин владеют своими компаниями в Бразилии? – в течении нескольких минут.

Аналитические решения в российском госсекторе

Несмотря на то, что государство потенциально является самым крупным потребителем аналитических систем в силу разнообразия задач и большого объема данных, по данным исследования TAdviser, в 2012 г. российский госсектор оказался только на 3-м месте по уровню потребления BI-решений, уступая лидерство финансам и торговле, причем по сравнению с 2011 годом этот отрыв сильно увеличился.


analitika_2.png
Распределение проектов BI в базе TAdviser по отраслям


Одним из самых масштабных проектов по внедрению аналитики в российском госсекторе стало создание ГАС «Управление».

ГАС «Управление» представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Структура ГАС «Управление» включает классический инструментарий Business Intelligence, а также модули Data Discovery (OLAP, dashboards, регламентная отчетность), блок углубленной аналитики: моделирование, прогнозирование, анализ временных рядов и карты целевых показателей (scorecards). Блоки технологического уровня включают конструктор хранилища данных, модули загрузки данных (ETL) и ведения НСИ, среду разработки приложений (SDK), компоненты деловой графики, модули управления метаданными, администрирования и информационной безопасности, сервер приложений и web-сервисы.

Однако, система создается вот уже восьмой год, а видимых результатов нет. CNews изучил историю проекта и попытался оценить его перспективы.

В 2009-2010 годах на развитие ГАС «Управление» по программе «Электронная Россия» было выделено 550 млн руб., по итогам 2011 года доработку системы было потрачено 75 млн руб., а в 2012 году еще 69,9 млн. руб. Несмотря на весьма внушительные инвестиции, проект далек от завершения. Основные его проблемы лежат скорее в организационной плоскости – кто и как будет наполнять систему данными, насколько они будут надежными. У скептиков есть также сомнения в том, насколько это решение будет востребовано функциональными заказчиками — первыми лицами государства.

Пожалуй, это общая проблема всех аналитических систем: они создаются в интересах высшего руководства и должны служить инструментом принятия решений. Но для этого у пользователя должны быть соответствующие профессиональные навыки – профессия аналитика объективно отличается от профессии руководителя.

Открытые данные — новое поле для аналитики

Открытые данные изменили картину мира для аналитики государственных данных. Дело не только в доступности самих данных, например, по бюджету для широкой общественности. Раньше, когда доступ к данным был ограничен узким кругом аналитиков, состоящих на государственной службе, аналитические приложения были монолитными и фактически были неотделимы от данных; сказывалась и ведомственная разобщенность – можно было сколько угодно анализировать свои данные, но так и не получить цельной картины.

С переходом к политике открытых данных ситуация меняется — теперь данные становятся публично доступными и любая компания или гражданин могут их анализировать самостоятельно, в любых сочетаниях и разрезах.

Минфин с 2006 года раскрывает информацию о том, как формируются и расходуются бюджетные средства. Однако, граждане, не имеющие специальной подготовки в области финансов, едва ли могут извлечь для себя какую-либо практическую пользу из публикации бюджета – данные недостаточно просто опубликовать, нужно дать целевой аудитории адекватные средства для их восприятия, а это не что иное, как инструменты business intelligence, настроенные соответствующим образом. В мировой практике доступное и интересное представление бюджета получило название «бюджета для граждан». Сегодня «бюджеты для граждан» регулярно публикуются в 26 государствах. Первый российский «бюджет для граждан» будет обнародован уже в этом году и заложит основы представления этого документа в будущем – сообщает портал «Открытое Правительство».

На портале открытых данных Правительства Москвы доступно 194 набора данных, которые можно свободно использовать при разработке приложений или построения любых комбинированных аналитических запросов. Правда, приложений на портале доступно пока немного, всего 13, причем 7 из них разработано самим Правительством Москвы. Таким образом, можно сказать, что открытые данные все еще ждут своего часа, это должен быть настоящий клондайк для аналитиков.

От констатации фактов к прогнозированию ситуации

Все аналитические отчеты, сколь угодно изощренные и подробные, имеют один существенный недостаток: они сообщают информацию о прошлом, о том, что уже случилось, тогда как управленцам нужно принимать решения относительно будущего. Поэтому вместо классических BI-систем, позволяющих строить красивые отчеты по любым источникам данных, сегодня растет спрос на решения Predictive Analysis, предсказательной аналитики.

Хотя на самом деле компьютер, даже такой мощный как IBM Watson, не может предсказывать будущее, он использует аналитические модели для того, чтобы «предсказать» правильный ответ, обучаясь на большом массиве данных, пишет на страницах Washington Post Эрик Шигель, автор книги «Predictive Analytics: The Power to Predict Who Will Click, Buy, Lie, or Die». Подобные технологии широко используются и правительственными организациями, например, с их помощью был точно предсказан результат президентских выборов в США в 2012 году.

Аналитический центр при Правительстве РФ ежегодно проводит конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты», чтобы не просто выявить самый лучший программный продукт, а предложить органам государственной власти целый спектр решений, отвечающих их потребностям. В связи с запуском большого количества ГЦП и переходом к программно-целевому методу управления в этом году важным требованием к участникам конкурса была способность представить такие решения, которые могут быть использованы ФОИВ и Правительством РФ для успешного сопровождения, мониторинга и оценки государственных программ и проектов.

Перспективы BI

Тенденцию роста спроса на аналитические системы в государственном секторе отмечает Евгений Овчаров, заместитель генерального директора компании «Прогноз». При этом значительно расширяется перечень задач, которые ставятся перед системами: если раньше в первую очередь были востребованы возможности сбора статистических данных и формирования стандартной отчетности, то в последнее время происходит качественное переосмысление аналитики. Все больше внимания уделяется применению интеллектуальных методов аналитической обработки данных, позволяющих выявлять новые знания, связи, закономерности в больших массивах информации, решать задачи моделирования различных процессов и событий, прогнозирования их развития.

Одной из самых «горячих» тем является оценка и анализ рисков во всех сферах государственного управления, в т.ч. рисков социального и экономического развития, политических рисков, рисков неисполнения ключевых проектов и др.

При этом, кроме традиционных инструментов анализа и визуализации информации, от современных аналитических систем ждут рекомендаций о том, какие действия следует предпринять в сложившейся ситуации. В связи с этим более чем актуальны инструменты решения целевых задач. С их помощью пользователи могут подобрать меры и условия, при которых поставленные цели будут достигнуты даже в условиях имеющихся ограничений по ресурсам.

Еще одним трендом развития аналитики в госсекторе можно назвать борьбу за достоверность данных. Сегодня уже недостаточно получить отчет, содержащий агрегированные показатели. Пользователь хочет видеть, из чего сложилось то или иное значение, знать источник информации, а также иметь возможность получить первичные данные (по объектам, транзакциям и т.п.).

Заметен и рост квалификации пользователей. Им уже не хватает комплекта параметризованных отчетов или аналитических панелей (dashboard). Пользователи хотят самостоятельно формировать запросы к хранилищу и витринам данных, строить отчеты и модели. Поэтому мы и предлагаем инструменты «легкой аналитики», с помощью которых они могут решать свои повседневные задачи без привлечения ИТ-специалистов.

Станислав Макаров

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее