Спецпроекты

На страницу обзора
СМЭВ в регионах работает по принципу диода
СМЭВ стала сегодня синонимом межведомственного документооборота. Гражданам, получающим электронные госуслуги, ни к чему знать в подробностях о технологических особенностях ее работы. Однако есть веские причины вспомнить о них, если мы хотим разобраться в текущей ситуации с построением в РФ информационного общества и сделать прогноз на ближайшие годы.

Зачем России нужно электронное правительство, известно уже многим. На фоне текстов, описывающих его электронные прелести для граждан, упоминание регионального сегмента СМЭВ выглядит столь же неуместным, как детальное описание устройства карбюратора в рекламе автомобиля, напечатанной в глянцевом журнале.

Главное, что заставляет вспомнить о таких “негламурных” деталях – это явная асимметрия СМЭВ, отражающаяся на всей системе электронного правительства в целом. Для нее, пожалуй, лучше всего сейчас подходит сравнение с диодом: устройством, беспрепятственно пропускающим “государственные” электроны в одном направлении и, крайне неохотно, в другом.

Система полуэлектронного межведа

Из более чем 700 услуг, опубликованных на едином портале, возможность электронной отправки обращений поддерживало менее трети, а полностью электронными, не требующими дополнительных действий гражданина в офлайн, было менее 5%. Очевидные резервы для роста в федеральном сегменте остаются, хотя, в силу понятных причин, он начал развиваться по срокам раньше, а его успехи заметнее. И, судя по зарубежному опыту оказания услуг такого рода, они могут быть почти безграничными.

Также понятно, что наибольший эффект от информатизации вообще и СМЭВ в частности можно получить в масштабе всей страны, в порядке двухстороннего обмена сведениями с регионами. С этим тезисом согласны сегодня многие ИТ-интеграторы. “Основные события в сфере госинформатизации происходят на федеральном уровне, но ее окончательный успех должен определяться успехами регионов,” – считает Татьяна Батарова, руководитель проектного направления компании ЛАНИТ.

В январе 2013 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил председателю Правительства Дмитрию Медведеву о том, что электронное взаимодействие (вместо бумажного) работает лишь в 10% случаев. В июле министр рассказал о том, что почти завершилось тестирование ряда региональных сведений для ФОИВ в 13 регионах. Что, впрочем, не равнозначно их запуску. Причем сами ФОИВ нашли немало изъянов в методических рекомендациях министерства по этому поводу. Хотя разговор о начале эксплуатации сервисов, поставляющих порядка 40 различных сведений из регионов, шел еще год назад, нет больших причин полагать, что наступившей осенью ситуация кардинально выправится.

“Проблемами с интеграцией объясняется то, что объем сведений, которыми могут обмениваться между собой региональные, федеральные и муниципальные органы власти, по-прежнему остаётся ограниченным, – ищет причину Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС». – То есть, формально единая СМЭВ уже есть, но полноценно она пока еще не работает”.

Тем не менее видно, что усилия в “региональном” направлении не прекращаются, а значит можно попытаться сделать прогнозы по поводу СМЭВ как единой, “двухсторонней” системы, а не полезного подспорья в работе регионального чиновника. “Основным успехом можно считать то, что проект по-прежнему развивается (хотя и не теми темпами, как планировалось), а не приостановлен и заброшен, как уже случалось с рядом других государственных инициатив в области ИТ,” – подчеркивает Роман Кругляков, гендиректор компании “Армада

“Учитывая текущую ситуацию с постоянным изменением форматов региональных сервисов (Р-сервисов), можно с уверенностью сказать, что было бы большим достижением, если все субъекты РФ смогли хотя бы опробовать их в тестовом контуре СМЭВ до конца этого года,” – оценивает сроки Евгений Оноприенко, директор по развитию BSS Engineering.

“Задача, которая стоит перед нынешним руководством Минкомсвязи – не потерять до конца темп и улучшить архитектуру СМЭВ именно на региональном уровне. Считаю, что примерный срок для запуска сервисов – 2 года,” – предполагает Александр Семенов, гендиректор ГК «КОРУС Консалтинг». “На наш взгляд, реальная оценка сроков для запуска региональных сервисов – в течение 2014–2015 гг.” – солидарен с мнением коллеги Андрей Федорец, гендиректор компании «АйДиСистемс».

Когда СМЭВ заработает окончательно и повсеместно?

В свое время, о готовности такой важной технологической части электронного правительства как СМЭВ, с самыми разными утвердительными интонациями, затейливыми формулировками и смысловыми оттенками, дающими повод подумать об этом прямо или косвенно, говорилось, рапортовалось и намекалось с трибун и писалось в прессе. Интересно сопоставить то, что считают практики сегодня с тем, что ранее говорили по этому поводу чиновники.

Россия готова помочь другим странам в разработке технологий предоставления электронных услуг и построения электронного правительства,” – сообщил, в частности, тогдашний глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев мировой общественности на выставке ITU Telecom World в Женеве еще 2 года назад.

“Главное, что в этом направлении нужно сделать — завершить то, что не доделано для электронного взаимодействия федеральных органов власти с региональными при предоставлении услуг гражданам. Для этого установлен срок до конца августа. Кроме того, вице-премьер Владислав Сурков поручил Минкомсвязи к 1 сентября (2012 г.) разработать план-график окончательного внедрения СМЭВ по каждому субъекту федерации,” – рассказал в прошлогоднем интервью директор департамента правительства Владислав Федулов, отвечая на вопрос «Известий»: “А когда СМЭВ заработает везде?”.

diod.png
Масштабную систему СМЭВ можно сравнить сегодня с небольшим устройством типа диода, пропускающим электроны лишь в одном направлении

Электроны, несущие важные правительственные сведения в регионы, по-прежнему находят массу причин и отговорок для того, чтобы не делать этого, двигаясь в обратном направлении. Вместо “проспавшего” информатизацию Владислава Суркова, ответ, в том числе, и на этот вопрос, ищет сейчас Дмитрий Медведев, возглавивший летом соответствующую правительственную ИТ-комиссию. В июле он оценил долю граждан, получающих электронные госуслуги в 20%, притом что к 2018 г. целевой показатель составляет 70%.

Камень преткновения

Проекты типа СМЭВ проще и быстрее всего осуществлять в столичных регионах, однако там живут не все. Значит, дело с процентами охвата населения может застопориться по чисто техническим причинам. “Успехи госпроектов в Москве и Московской области далеко не всегда означают аналогичные успехи в регионах. Как правило, именно в регионах госпроекты сталкиваются с основными сложностями. Зачастую сказывается нехватка ИТ-кадров, неготовность инфраструктуры, меньший бюджет на ИТ и др.,” – считает Владимир Кохан, директор по развитию бизнеса компании “Digital Design”.

В связи с этим, вопрос функционирования регионального сегмента СМЭВ (РСМЭВ) сейчас особенно актуален. Особую пикантность ему, придает то, что в силу различных обстоятельств многие инициаторы и ответственные проекта СМЭВ поменялись или успели от него так или иначе дистанцироваться. Предварительно получив все, что так или иначе причитается за обещания построить единую систему для всей страны.

Между тем, у СМЭВ на региональном уровне немало особых, специфических проблем. И тех, кто, вдруг действительно, надумает ее экспортировать из России в свою страну прямо сегодня, действующий образец вряд ли сильно впечатлит, особенно по части регионального сегмента. “Функционирование СМЭВ лучше всего характеризует сравнение с пилотным проектом. Он запущен, но, безусловно, требует определенного количества серьезных доработок,” – уверен Александр Семенов, гендиректор ГК «КОРУС Консалтинг».

Антон Степанов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее