Зачем России нужно электронное правительство, известно уже многим. На фоне текстов, описывающих его электронные прелести для граждан, упоминание регионального сегмента СМЭВ выглядит столь же неуместным, как детальное описание устройства карбюратора в рекламе автомобиля, напечатанной в глянцевом журнале.
Главное, что заставляет вспомнить о таких “негламурных” деталях – это явная асимметрия СМЭВ, отражающаяся на всей системе электронного правительства в целом. Для нее, пожалуй, лучше всего сейчас подходит сравнение с диодом: устройством, беспрепятственно пропускающим “государственные” электроны в одном направлении и, крайне неохотно, в другом.
Система полуэлектронного межведа
Из более чем 700 услуг, опубликованных на едином портале, возможность электронной отправки обращений поддерживало менее трети, а полностью электронными, не требующими дополнительных действий гражданина в офлайн, было менее 5%. Очевидные резервы для роста в федеральном сегменте остаются, хотя, в силу понятных причин, он начал развиваться по срокам раньше, а его успехи заметнее. И, судя по зарубежному опыту оказания услуг такого рода, они могут быть почти безграничными.
Также понятно, что наибольший эффект от информатизации вообще и СМЭВ в частности можно получить в масштабе всей страны, в порядке двухстороннего обмена сведениями с регионами. С этим тезисом согласны сегодня многие ИТ-интеграторы. “Основные события в сфере госинформатизации происходят на федеральном уровне, но ее окончательный успех должен определяться успехами регионов,” – считает Татьяна Батарова, руководитель проектного направления компании ЛАНИТ.
В январе 2013 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил председателю Правительства Дмитрию Медведеву о том, что электронное взаимодействие (вместо бумажного) работает лишь в 10% случаев. В июле министр рассказал о том, что почти завершилось тестирование ряда региональных сведений для ФОИВ в 13 регионах. Что, впрочем, не равнозначно их запуску. Причем сами ФОИВ нашли немало изъянов в методических рекомендациях министерства по этому поводу. Хотя разговор о начале эксплуатации сервисов, поставляющих порядка 40 различных сведений из регионов, шел еще год назад, нет больших причин полагать, что наступившей осенью ситуация кардинально выправится.
“Проблемами с интеграцией объясняется то, что объем сведений, которыми могут обмениваться между собой региональные, федеральные и муниципальные органы власти, по-прежнему остаётся ограниченным, – ищет причину Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС». – То есть, формально единая СМЭВ уже есть, но полноценно она пока еще не работает”.
Тем не менее видно, что усилия в “региональном” направлении не прекращаются, а значит можно попытаться сделать прогнозы по поводу СМЭВ как единой, “двухсторонней” системы, а не полезного подспорья в работе регионального чиновника. “Основным успехом можно считать то, что проект по-прежнему развивается (хотя и не теми темпами, как планировалось), а не приостановлен и заброшен, как уже случалось с рядом других государственных инициатив в области ИТ,” – подчеркивает Роман Кругляков, гендиректор компании “Армада”
“Учитывая текущую ситуацию с постоянным изменением форматов региональных сервисов (Р-сервисов), можно с уверенностью сказать, что было бы большим достижением, если все субъекты РФ смогли хотя бы опробовать их в тестовом контуре СМЭВ до конца этого года,” – оценивает сроки Евгений Оноприенко, директор по развитию BSS Engineering.
“Задача, которая стоит перед нынешним руководством Минкомсвязи – не потерять до конца темп и улучшить архитектуру СМЭВ именно на региональном уровне. Считаю, что примерный срок для запуска сервисов – 2 года,” – предполагает Александр Семенов, гендиректор ГК «КОРУС Консалтинг». “На наш взгляд, реальная оценка сроков для запуска региональных сервисов – в течение 2014–2015 гг.” – солидарен с мнением коллеги Андрей Федорец, гендиректор компании «АйДиСистемс».
Когда СМЭВ заработает окончательно и повсеместно?
В свое время, о готовности такой важной технологической части электронного правительства как СМЭВ, с самыми разными утвердительными интонациями, затейливыми формулировками и смысловыми оттенками, дающими повод подумать об этом прямо или косвенно, говорилось, рапортовалось и намекалось с трибун и писалось в прессе. Интересно сопоставить то, что считают практики сегодня с тем, что ранее говорили по этому поводу чиновники.
“Россия готова помочь другим странам в разработке технологий предоставления электронных услуг и построения электронного правительства,” – сообщил, в частности, тогдашний глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев мировой общественности на выставке ITU Telecom World в Женеве еще 2 года назад.
“Главное, что в этом направлении нужно сделать — завершить то, что не доделано для электронного взаимодействия федеральных органов власти с региональными при предоставлении услуг гражданам. Для этого установлен срок до конца августа. Кроме того, вице-премьер Владислав Сурков поручил Минкомсвязи к 1 сентября (2012 г.) разработать план-график окончательного внедрения СМЭВ по каждому субъекту федерации,” – рассказал в прошлогоднем интервью директор департамента правительства Владислав Федулов, отвечая на вопрос «Известий»: “А когда СМЭВ заработает везде?”.
Масштабную систему СМЭВ можно сравнить сегодня с небольшим устройством типа диода, пропускающим электроны лишь в одном направлении
Электроны, несущие важные правительственные сведения в регионы, по-прежнему находят массу причин и отговорок для того, чтобы не делать этого, двигаясь в обратном направлении. Вместо “проспавшего” информатизацию Владислава Суркова, ответ, в том числе, и на этот вопрос, ищет сейчас Дмитрий Медведев, возглавивший летом соответствующую правительственную ИТ-комиссию. В июле он оценил долю граждан, получающих электронные госуслуги в 20%, притом что к 2018 г. целевой показатель составляет 70%.
Камень преткновения
Проекты типа СМЭВ проще и быстрее всего осуществлять в столичных регионах, однако там живут не все. Значит, дело с процентами охвата населения может застопориться по чисто техническим причинам. “Успехи госпроектов в Москве и Московской области далеко не всегда означают аналогичные успехи в регионах. Как правило, именно в регионах госпроекты сталкиваются с основными сложностями. Зачастую сказывается нехватка ИТ-кадров, неготовность инфраструктуры, меньший бюджет на ИТ и др.,” – считает Владимир Кохан, директор по развитию бизнеса компании “Digital Design”.
В связи с этим, вопрос функционирования регионального сегмента СМЭВ (РСМЭВ) сейчас особенно актуален. Особую пикантность ему, придает то, что в силу различных обстоятельств многие инициаторы и ответственные проекта СМЭВ поменялись или успели от него так или иначе дистанцироваться. Предварительно получив все, что так или иначе причитается за обещания построить единую систему для всей страны.
Между тем, у СМЭВ на региональном уровне немало особых, специфических проблем. И тех, кто, вдруг действительно, надумает ее экспортировать из России в свою страну прямо сегодня, действующий образец вряд ли сильно впечатлит, особенно по части регионального сегмента. “Функционирование СМЭВ лучше всего характеризует сравнение с пилотным проектом. Он запущен, но, безусловно, требует определенного количества серьезных доработок,” – уверен Александр Семенов, гендиректор ГК «КОРУС Консалтинг».