Спецпроекты

На страницу обзора
Три составные части умного правительства России
Электронное правительство создается в России уже более 10 лет. В настоящее время работают многофункциональные центры предоставления госуслуг, портал госуслуг, предпринимаются усилия по созданию открытого правительства. Что ждет россиян впереди?

С конца 90-х годов прошлого столетия несколько стран приступили к созданию, как центров, так и инфраструктуры обслуживания населения (ЦОН и сеть ЦОН), работающих по принципу «одного окна» и предоставляющих гражданам федеральные, региональные и муниципальные услуги. Центры размещались поначалу в стационарных приспособленных помещениях, в почтовых отделениях и крупных магазинах.

Затем кое-где начали строить специальные здания контейнерного типа, а для охвата территорий, где отсутствовали какие-либо учреждения и магазины, но были потребители услуг, стали использовать мобильные офисы предоставления услуг в чемоданах на колесиках, на легковых автомобилях, автобусах и трейлерах, если позволяла дорожная сеть и погода. Таким образом, комплексно решался и вопрос устранения цифрового неравенства между населенными пунктами страны по доступности ИКТ гражданам.

Естественно, что ЦОНы (стационарные и мобильные) оснащались всем необходимым оборудованием для автоматизации работы персонала и предоставления необходимых населению услуг. Все это происходило на фоне процесса информатизации внутренних деловых процессов государственного и муниципального управления, но сами услуги предоставлялись вручную — граждане приносили с собой в ЦОН документы, необходимые для предоставления услуги, и получали ее в виде бумаги с печатью и подписью.

От ЦОНов к МФЦ

Новое развитие это направление получило развитие с 2006 г. в рамках административной реформы под эгидой Минэкономразвития и торговли (сейчас просто Минэкономразвития). В 2008 г. после разработки соответствующей концепции, ЦОН был переименован в Многофункциональный центр (МФЦ), а перед регионами России была поставлена задача создавать свои региональные сети МФЦ. К концу 2013 г. в субъектах Российской Федерации планируется создать 1268 многофункциональных центров.

Поначалу в своей координационной работе, методическом обеспечении и планировании финансового обеспечения региональных работ Минэкономразвития не учитывало необходимости создания мобильных офисов предоставления услуг гражданам, хотя цифровое неравенство между регионами и внутри регионов сохранялось. В результате некоторые регионы в 2012 г. создали и внедрили мелкосерийные мобильные офисы собственной разработки на базе микроавтобусов.

Но уже в начале 2013 г. Минэкономразвития предложило подключить к предоставлению услуг населению «Почту России». У «Почты России» имеется огромная сеть стационарных почтовых отделений и большой парк серийных мобильных почтовых отделений в виде фургонов, оснащенных средствами связи и оргтехникой.

Это решение было одобрено правительством, и на пост заместителя генерального директора «Почты России» перешел Максим Паршин, который до этого много лет работал в Минэкономразвитии как раз в области координации разработки и строительства сетей МФЦ в регионах и написал на эту тему книгу, в которой систематизировал свой опыт и подвел итог проделанной в Минэкономразвития работе.

В России становление электронного правительства связывают с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Электронная Россия 2002–2010 гг.». Вплоть до 2008 г. в ее рамках осуществлялась информатизация внутренних деловых процессов федеральных и региональных министерств и ведомств.

Курс на электронные госуслуги

С приходом в 2008 г. в министерство нового руководителя Игоря Щеголева ускорение получили работы по созданию системы предоставления гражданам и бизнесу электронных государственных и муниципальных услуг. Для этого решением правительства России в качестве единственного исполнителя работ по разработке, созданию и сопровождению инфраструктуры электронного правительства России был определен «Ростелеком».

«Ростелеком» – национальная телекоммуникационная коммерческая (с государственным участием) компания и крупнейший универсальный оператор связи России, обслуживающий более 100 млн абонентов в 80 из 83 регионов страны. Он предоставляет фиксированную и мобильную связь, широкополосный доступ в интернет, платное телевидение и облачные решения для частных, государственных и коммерческих клиентов. По этой причине в компанию поступает постоянный поток денег от клиентов за телекоммуникационные, мобильные и другие услуги. Это позволяет компании часть работ по созданию инфраструктуры электронного правительства выполнять за свой счет и не зависеть от задержек поступления бюджетного финансирования на ее разработку, развёртывание и/или сопровождение.

В 2013 г. году Минкомсвязи России сначала подписало с «Ростелекомом» контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства с 1 января по апрель 2013 г., затем продлило его до 31 августа, а в начале августа заключило новый контракт. Он будет действовать с 1 сентября по 31 декабря 2013 г. Новый контракт имеет принципиальное отличие от предыдущего – он вводит систему оценки качества функционирования 15 информационных систем электронного правительства. Эффективность их работы будет регулярно определяться по набору из более 30 показателей на основе предоставляемой статистической информации.

В конце января 2009 г. «Ростелеком» запустил в опытную эксплуатацию Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), связанный через интернет с их потребителями и через общероссийскую Систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) с муниципалитетами, министерствами и ведомствами регионов и федерации.

В последующие годы Ростелеком развивал региональные сегменты СМЭВ (РСМЭВ) и наращивал с помощью муниципалитетов и федеральных и региональных министерств и ведомств набор электронных услуг, предоставляемых гражданам и бизнесу, а также создал систему исполнения регламентов (СИР), автоматизирующую перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Такая масштабная работа привела к тому, что в глобальном рейтинге электронных правительств, который Организация Объединённых Наций составляет каждые два года, в 2012 г. Россия поднялась на 32 позиции — с 59-го на 27-е место. Это позволяет надеяться, что в 2015 г. Россия войдет в первую двадцатку этого рейтинга. Такая задача поставлена в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».

Открытое правительство

С мая 2012 г. в России в рамках правительства России начала функционировать новая организационно-управленческая структура под называнием «Открытое правительство», в рамках которого создаются и реализуются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и органов власти. Цель – вовлечение в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих различные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования.


ep.png
Вектор развития электронного правительства России


С точки зрения предоставления услуг гражданам и бизнесу, в состав «Открытого правительства» входят такие компоненты, как «Открытый регион», «Открытое министерство» и «Открытые данные». Для первых двух компонентов определены обязательные требования к их реализации, которые непосредственно воплощаются на соответствующих сайтах администраций регионов и сайтах региональных и федеральных министерств и ведомств. Кроме того, для вовлечения граждан в процесс выработки государственных решений по содержанию проектов законов, инициированных государством, и по разработке законов, инициируемых гражданами, создан специальный единый портал для размещения проектов законов и их обсуждения, а также сайт для сбора подписей граждан за инициацию той или иной законодательной инициативы.

Для открытых данных также специфицированы общие для всех министерств и ведомств требования как по набору, так и по форме представления. Открытые данные могут просто скачиваться с государственных и муниципальных сайтов для обработки их на компьютерах как российских, так и других русскоязычных граждан. В настоящее время в России реализуется важнейшая общественная инициатива по мониторингу и сбору на одном портале всех публикуемых российским государством и муниципалитетами открытых данных. На 18 августа 2013 г. на хабе размещено 4832 массива открытых данных из различных источников, а до конца года создатели ресурса рассчитывают собрать 10 тыс. дата-сетов.

Три типа электронного правительства

Таким образом, получается, что в России стартовали с некоторым разрывом во времени и одновременно реализуются электронные правительства 3 типов — в виде сети МФЦ, в виде портала ЕПГУ, региональных порталов и порталов муниципалитетов (органов местного самоуправления), связанных СМЭВ; и системы открытого правительства, три компонента которой непосредственно реализуются на государственных и муниципальных веб-сайтах, но доступ к которым производится не через ЕПГУ, а непосредственно через интернет к информации сайта.

Эти типы электронных правительств назовем электронными правительствами России 1-го, 2-го и 3-го поколений. Естественно, хотелось бы понять: перечисленные типы – это все, что необходимо государству российскому? Для ответа на этот вопрос обратимся к мировому опыту.

Из таблицы видно, что автору не удалось найти примеры отечественных систем 1-го типа, т.е. систем совместного использования информации и ее обработки министерствами и ведомствами. Подробное и, пожалуй, единственное описание одного класса таких систем на русском языке можно найти здесь. Они создаются для задач, решение которых возможно только совместными усилиями министерств и ведомств того или иного блока правительства (например, антитеррористическая деятельность силового блока или стратегическое и тактическое планирование и мониторинг социально-экономического развития страны экономическим блоком).

В принципе, возможно, что такие системы в России есть: в современных условиях их отсутствие было бы странным и опасным. В США спохватились только после 11 сентября 2001 г., когда террористы предприняли авианалет на башни-близнецы Международного торгового центра в Нью-Йорке. Впрочем, в случае братьев Царнаевых, соответствующая система правительства США дала-таки сбой. Можно уповать лишь на то, что именно из-за специфики решаемых задач об отечественных системах такого рода ничего не известно.

Необходимость создания системы 4-го типа, т.е. системы интегрированного предоставления услуг гражданам определенными министерствами и ведомствами правительства, только недавно прозвучала с высоких трибун. Минздравсоцразвития России в мае текущего года разработало проект нового федерального закона о социальном обслуживании населения, находящегося в трудной жизненной ситуации. Правительство его одобрило и внесло на рассмотрение в Государственную думу.

В документе впервые заложены принципы социального сопровождения – от профилактики трудной жизненной ситуации до вывода из нее. Помимо так называемого «социального сопровождения» трудных семей, в документе также говорится и о традиционной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным. Этого закона ждут 34 млн россиян, оказавшихся «в трудной жизненной ситуации».

По данным Минтруда России, только на стационарное обслуживание для престарелых очередь составляет около 17 тыс. человек, 30 тыс. ждут устройства в психоневрологический интернат. А с жалобами на надомное обслуживание в органы соцзащиты ежедневно обращаются тысячи пожилых людей и инвалидов. По этим цифрам можно представить себе сложность будущей системы информационно-технологической поддержки социального сопровождения граждан Минздравсоцразвития России, которое сейчас поглощено созданием ЕМИАС.

Каких еще успехов следует ждать в развитии электронного правительства России? Весь мир и компания Gartner говорят об умном правительстве (smart government), хотя IBM выражается политкорректнее – о более умном правительстве (smarter government).

Есть надежда, что умное правительство сделает россиян наконец-то счастливыми.

Владимир Дрожжинов

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее