CNews: На сайте акселератора вы обозначили темы, которые вас интересуют. Насколько «жестко» стартапам надо ориентироваться именно на них?
Дмитрий Чурсин: Мы ищем проекты, направленные на решение задач общественного транспорта с помощью инфокоммуникационных технологий. Классификация, которой мы при этом придерживаемся - не догма, ее можно дополнять.
CNews: Что представляет собой акселератор?
Дмитрий Чурсин: Мы отберем команды, которые вместе с трекером проведут по определенной методологии работу над своим продуктом, по итогам мы выберем трех победителей. По сути же - мы смотрим на что способны команды, команды смотрят на то, как работаем мы. Сотрудничать далее при этом можем с любыми командами, даже не попавшими в акселератор.
CNews: Сколько команд вы готовы принять?
Дмитрий Чурсин: Это первый наш опыт подобного рода. Ожидаю, что на входе у нас будет порядка 50 команд. На выходе – около 10 с проектами, которые можно начинать пилотировать.
CNews: Предусмотрены ли денежные гранты?
Дмитрий Чурсин: Да. Победители получат гранты – 2 миллиона рублей за первое место и по 500 тысяч за второе и третье места. Но судя по заявкам, которые мы получаем от уже достаточно сформировавшихся компаний, им в нашем лице интересен не столько финансовый, сколько стратегический партнер.
CNews: Что может быть таким комплементарным для общественного транспорта?
Дмитрий Чурсин: Из недавних заявок - страхование, например. Связанное пассажирами и транспортом. Или платформа для шеринга средств передвижения. Ею кстати навеяло идею «зонт-шеринга» - аренда зонтов у выхода из метро. Можно по карте «Тройка» выдавать. Кстати, в мире «зонт-шеринг» есть, в Москве - не нашел. Идеальный пилот для небольшой команды. Осень - не за горами. Можно сделать проект и быстро получить обратную связь от потребителей.
CNews: Как вы относитесь к копированию идей «с запада»?
Дмитрий Чурсин: В области общественного транспорта я бы скорее сказал «с востока». Отношусь прагматично. Возьмем, например, электросамокаты. Отбросим даже то, что в России в среднем полгода зима. Мне кажется, еще не все готовы ментально. В Стокгольме утром приезжает грузовик и выставляет заряженные электросамокаты на улице без стоек. Люди их разблокируют с мобильных телефонов, а потом покатавшись, ставят в другую отмеченную точку. А у нас в городе не-миллионнике что будет? Приедет следом другой грузовичок и увезет самокаты в неизвестном направлении. Нужны стойки. Даже в Москве. Хотелось бы, чтобы я в этом ошибался.
CNews: Как Москва смотрится на фоне других столиц в плане ИТ на транспорте?
Дмитрий Чурсин: По уровню ИТ в общественном транспорте, Москва даст фору крупнейшим столицам мира. Скажем, в Нью-Йорке, только в мае этого года начали принимать банковские карты как средство оплаты на турникете метро. 25 лет там царствовала карта с магнитной полосой. Несовершенная настолько, что там даже успел выработаться стереотип – если провел и сработало с первого раза – значит коренной нью-йоркер. В Москве оплата банковскими картами на турникете есть уже несколько лет. Москва крупнее Лондона, Парижа, Берлина. Безусловно у этих городов есть чему поучиться, но что-то они перенимают у Москвы. Как минимум на равных.
CNews: А по каким технологиям нас опережают зарубежные коллеги?
Дмитрий Чурсин: Беспилотники, например. В Калифорнии на светофоре вокруг вас будет стоять несколько таких автомобилей – а в Москве видел подобный на дороге общего пользования только однажды. Танк беспилотный – это у нас хорошо могут сделать. Общественный транспорт – не сразу получается.
Беспилотники думаю будут применяться для решения локальных задач «последней мили», где пускать полноценные автобусы с водителями часто нерентабельно. И только потом могут появиться большие машины, которым нужна инфраструктура дорог (датчики в полотне, в ограждениях). А страна у нас большая, дорог много, климат сложный – нужны существенны инвестиции для развития экосистемы. Технологии из этой отрасли мы тоже рассматриваем, но оцениваем длительность возможных инвестиций.
CNews: Когда будут объявлены итоги акселератора?
Дмитрий Чурсин: Мы только начали собирать заявки, проводим собеседования с командами. Затем будет пара дней представления заявок перед экспертами, выбор компаний, которые попадут в акселератор. Затем – 8 недель работы с трекером над развитием продукта. Далее - презентация результатов, выбор победителей. Кстати узнал недавно, что у коллег в других отраслях акселераторы - платные. А к нашему можно присоединиться бесплатно – после прохождения квалификационного отбора. Текущий срок окончания приема заявок - через две недели.