Спецпроекты

На страницу обзора
Технологически все готово для запуска беспилотного поезда

Развитие транспортной отрасли приводит к росту ее цифровизации — многие задачи уже просто невозможно решить без использования самых современных решений. Особое внимание уделяется безопасности всех видов перевозок. И здесь без ИТ тоже не обойтись. Как меняется транспорт в России, насколько безопасны новые технологии и в каком направлении будет развиваться цифровая трансформация отрасли, рассказал Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

Александр Гольцов«АМТ-Груп»

CNews: В прошлом интервью вы отмечали, что, с одной стороны, отрасль существенно отстает от других по уровню использования ИТ, но выражали уверенность, что положение изменится уже в ближайшие годы. Оправдались ли эти ожидания, догнал ли транспорт другие отрасли по уровню внедрению ИТ?

Александр Гольцов: С одной стороны, транспортная отрасль действительно является достаточно консервативной с точки зрения внедрения новых цифровых технологий взамен существующих. С другой стороны, появляется все больше новых актуальных задач, которые без внедрения ИТ не могут быть эффективно решены.

Можно привести массу примеров, когда транспортная отрасль становится пионером для остальных с точки зрения развития ИТ. Приведу два из них.

Первый — построение систем комплексной безопасности и видеонаблюдения с биометрической идентификацией и аналитикой поведения. Эти технологии сейчас не только активно разрабатываются, но уже начинают использоваться в промышленном масштабе. В качестве примера можно привести использование биометрической оплаты проезда в московском метрополитене. Это только кажется, что это какая-то игрушка. На самом деле — это сложнейшая интеграционная система, которая объединяет системы видеонаблюдения, видеоаналитики и системы сбора, хранения и обработки биометрической информации. Это, по сути, модель, на которой может быть целиком отработана технология, которая будет использоваться завтра везде.

Второй пример — новые модификации метропоездов «Москва-2020». Это пример реализации новой ИТ-концепции информационной среды для пассажиров: дисплеи прямого телевещания, интерактивные системы построения маршрутов и пр. Это не просто вагон, а комплексный интеграционный проект. Кроме того, технологически почти все готово для реализации концепции беспилотного поезда, который мы увидим в самое ближайшее время. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что это пример внедрения самых передовых технологий не только в России, но и в мире.

Александр Гольцов: Особое внимание уделяется безопасности всех видов перевозок.

CNews: Какие наиболее важные проекты «АМТ-Груп» осуществила на транспорте в последнее время?

Александр Гольцов: Мы продолжаем заниматься вопросами обеспечения безопасности в Московском и Петербургском метрополитенах, а именно модернизацией ситуационных центров и развитием систем взаимодействия с пассажирами. Идет проработка вариантов использования пультов экстренного вызова в составах для оперативной связи не только с машинистом, но и с ситуационным центром.

Активное строительство метро в Москве требует массового разворачивания сети информационных терминалов, они модернизируются под новые требования. Созданы и внедрены системы управления и мониторинга состояния терминалов экстренного вызова, есть средства оперативной корректировки построения маршрутов на терминалах в зависимости от изменений в режиме работе станций. Объем трафика растет вслед за увеличением объема передаваемого контента, это требует модернизации сетей передачи данных.

Есть также интересные пилотные проекты по обнаружению несанкционированного проникновения в туннели на основе лазерного импульсного зондирования и аналитических систем для снижения вероятности ложного срабатывания.

CNews: Важнейшая характеристика транспорта — его безопасность как с точки зрения использования данных, так и физической безопасности пассажиров, грузов, самих транспортных единиц. Что привнесли информационные технологии в обеспечение безопасности на транспорте в последние годы? Что нового появится в ближайшее время?

Александр Гольцов: Нет сомнения, что безопасность являлась и является одной из основных движущих сил внедрения новейших технологий. Как я говорил ранее, системы оплаты проезда на основе биометрической идентификации являются продолжением комплексного внедрения систем безопасности. Более сотни камер на каждой станции метрополитена при помощи систем поведенческого анализа и биометрической идентификации с управлением из единого ситуационного центра – основа транспортной безопасности.

CNews: Один из ваших проектов, который у всех на виду, — информационные терминалы и колонны экстренного вызова в Московском и Петербургском метрополитенах. Предполагается ли развитие этого проекта, какие еще задачи можно возложить на инфоколонны?

Александр Гольцов: Терминалы экстренной связи и информационной поддержки пассажиров – наш собственный продукт, развиваемый на протяжении двух десятков лет. Транспортная инфраструктура мегаполисов все больше и больше интегрируется в создание комфортной городской среды, где большое внимание уделяется вопросам безбарьерного обмена информацией. Наши новые терминалы позволяют передавать голосовую информацию на слуховые аппараты, интерактивный интерфейс обеспечивает удобную работу при ослабленном зрении, а дополнительные микрофоны и видеокамеры помогут тем, кто в силу обстоятельств использует для передвижения мобильные кресла и коляски. Учитывая специфику объединения систем рельсового транспорта, включая метрополитен, МЦК, МЦД и пригородное пассажирское сообщение, нами подготовлены и протестированы информационные решения, учитывающие пересадки между видами транспорта и частичное движение по фиксированному расписанию.

Централизованная система управления, разработанная нашими специалистами, позволяет обеспечивать интеграцию в единую систему различных средств отображения – информационных и интерактивных экранов, как установленных стационарно, так и на объектах транспорта. Совместно с коллегами из других организаций мы прорабатываем вопросы широкого использования этих функциональных возможностей.

CNews: У вас был проект по созданию сети биометрических киосков для аэропорта Домодедово. Биометрия приживается у нас тяжело. Что можно сделать, чтобы биометрические решения стали более распространены?

Александр Гольцов: Биометрические киоски в аэропорту Домодедово — это самый простой пример использования технологии для упрощения выдачи заданий персоналу. Точно так же мы используем биометрию при внедрении систем контроля доступа в лечебных учреждениях, государственных структурах и т.д.

Но если говорить о глобальных биометрических системах, которые связаны с банковскими или государственными услугами, тут, на мой взгляд, все пока не столь гладко. Недоверие к таким системам объяснимо и понятно. Перед их внедрением нужно убедиться, что соблюдены все возможные правила и применены необходимые средства защиты информации.

CNews: По мере цифрового преобразования транспортной отрасли перед ИТ встают новые задачи. Например, обеспечение безопасности использующихся в отрасли устройств интернета вещей. Насколько интернет вещей проник на транспорт? Насколько руководители предприятий осознают необходимость обеспечения его безопасности?

Александр Гольцов: Перед тем, как обсуждать эту тему, надо уточнить, что нет смысла выделять в отдельный класс устройства интернета вещей с точки зрения безопасности. Тем более, что само понятие «интернет вещей» имеет, скорее, маркетинговый смысл. За всем этим стоят аналогичные уровни OSI модели, которые требуют защиты. Все методики защиты этих уровней разработаны, применяются и будут совершенствоваться.

Руководителю предприятия важно понимать и следовать требованиям регулятора по обеспечению информационной безопасности, сегментировать сети, выполнять ФЗ-187 о защите критической инфраструктуры. А мне, как потребителю услуг, нужно быть уверенным, что автопилотом в моей машине не завладеет злоумышленник и не отправит ее в столб, пока я буду просматривать почту или работать с документами. Иными словами, транспорт требует очень серьезного отношения к информационной безопасности.

Краткая биография

Александр Гольцов

  • Окончил с красным дипломом МГТУ им Н.Э. Баумана.
  • Работал во Всесоюзном НИИ автоматизации управления в непромышленной сфере (ВНИИС).
  • В течение нескольких лет занимался консалтинговой практикой по ИТ в компаниях «Эрнст энд Янг Внешаудит» и представительстве UNISYS в России (СП «ЮНИМАС»).
  • С 1995 по 2003 гг. работал в «АМТ-Груп», после чего перешел в компанию NVision Group, где занимал пост технического директора и, впоследствии, первого заместителя генерального директора.
  • С февраля 2011 г. снова работает в «АМТ-Груп».

CNews: Что нового появится в плане ИТ и ИБ на транспорте? Какие новые продукты и решения готова предложить отрасли «АМТ-Груп»?

Александр Гольцов: Говоря о новых продуктах в сфере ИБ на транспорте, я хотел бы сделать акцент на том, что все участники транспортной инфраструктуры потенциально являются субъектами критической инфраструктуры (КИИ), поскольку подпадают под действие Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ на основании принадлежности к сфере деятельности. Построение системы защиты транспортного предприятия КИИ предполагает принятие, в том числе, и технических мер. Современная транспортная инфраструктура разнородна, но к ней, безусловно, относятся информационные системы и сети, в которых эти системы функционируют. В настоящее время все эти системы, сети и комплексы составляют неотъемлемую часть автомобильного, речного, морского, железнодорожного, воздушного транспорта и органов управления им. В условиях растущих угроз они нуждаются в эффективной и современной защите.

«АМТ-Груп» является производителем средств защиты информации. В частности, одним из наших продуктов является сертифицированный ФСТЭК (УД4) комплекс однонаправленной передачи данных InfoDiode, который находит все большее применение при защите КИИ в качестве средства, гарантирующего сетевую изоляцию объекта защиты на аппаратном уровне. Отвечая требованиям рынка и развивая продукт, мы регулярно выводим на рынок новые линейки продуктов InfoDiode. Используя наш продукт, предприятия транспорта получают возможность изолировать производственные, транспортные площадки, депо, удаленные объекты инфраструктуры, узлы коммуникаций, связи, обслуживания и т.п. При этом обеспечивается передача значимых промышленных данных за границу объекта защиты в целях создания центров мониторинга, ситуационных центров, диспетчерских центров, SOC и NOC центров. Мы надеемся, что АМТ InfoDiode уже в самое ближайшее время займет значимое место в комплексных решениях по защите КИИ на транспорте и повысит уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры в целом.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2020
№ 2020 Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2020 г., ₽тыс.
1 ИКС Холдинг 8 067 590
2 МаксимаТелеком 5 817 000
3 ЗащитаИнфоТранс 3 578 124
Подробнее