Доработанный и внедренный
всероссийский сервис электронной регистратуры может оказать существенное
влияние на уровень оказания услуг в этой сфере. Ведь по опыту других стран,
такого рода базовые сервисы чаще всего оказываются успешными.
Он резко снизит
поток желающих прийти в ЛПУ только для того, чтобы ознакомиться там с
расписаниями работы врачей. Помимо прочего, идея о том, что записаться через интернет
– это гораздо лучше, чем стоять и кашлять друг на друга в обычной регистратуре,
понятна безо всяких концепций.
Гораздо более “медицинские”?
Следующим масштабным сервисом будет
электронная медицинская карта (ЭМК), все поля которой в этом году должны со
всех сторон обсудить и многоэтапно согласовать. И, не исключено, что запустят и
сам сервис - в соответствии с графиком. В электронной регистратуре пока
прослеживается мало собственно медицинской составляющей. В ЭМК “медицины” будет
гораздо больше, что следует из самого ее названия.
Но так ли это на самом деле? Какую
реальную ценность представляют для врача записи в медицинской карте, насколько
часто он обращается к ним в своей практической работе?
Например, сейчас можно наблюдать, как иногда решаются вопросы с отсутствием места для хранения медицинских карт в регистратурах ЛПУ. В некоторых поликлиниках пожилым пациентам выдают их много лет ведущиеся карты в нескольких пухлых томах. А в других, не мудрствуя лукаво, периодически заводят новую карту под предлогом, что старая потерялась.
Информатизация, централизованное
хранение, ответственность за персональные данные и пр. призваны решить эту
проблему. Но возникает несколько вопросов.
Во-первых, действительно ли обрадуется каждый конкретный
врач тому, что его избавили от необходимости писать от руки? Ведь массированная
закупка компьютеров выявила и тот прискорбный факт, что большинство из них –
люди предпенсионного возраста.
Во-вторых, в бумажной карте врач
зафиксирует свои собственные наблюдения, знания и опыт, подклеит туда ЭКГ и
результаты анализов. Станет ли электронная карта более “медицинской”, более
ориентированной на качество лечения или хотя бы более удобной чем бумажная? И
как отразится рост трудоемкости и ответственности врачей при ведении записей в
ЭМК на их зарплате? Не понадобится ли некоторым из них, в итоге, заводить себе
помощников-”набивальщиков”?
Другое дело, если предоставить им
возможность пользоваться экспертными системами, интегрированными с той же ЭМК. Но
для этого необходимо поднять и перелопатить целый пласт вопросов, связанных, в
частности, с весьма расплывчатой отечественной медицинской терминологией. После
чего, наверняка, придет в голову мысль отслеживать не только сам факт обращения
в электронную регистратуру, но и проклассифицировать работу конкретного врача
по типам заболеваний пациентов, сопоставить его зарплату с результатам и
затраченным временем и др.
Очевидно, что внедрение каждого
последующего сервиса будет вызывать волну переделок всех предыдущих,
распространяющуюся по всему единому информационному пространству
здравоохранения. Которое, по факту, начали создавать с регистратуры, что напоминает строительство дома с крыши. Записаться в ЛПУ
можно кое-где уже и со смартфона, но внутри него мало что изменилось от
наведения внешнего глянца. Кроме, разумеется, появления живописной стайки инфоматов
у входа.
Побочные эффекты
Отслеживать число подобных
перекрестных взаимодействий всевозможных элементов комплексной системы информатизации
здравоохранения можно очень долго. Для краткости, отметим наиболее бросающиеся
в глаза явно “немедицинские” аспекты текущих внедрений.
Итак, польза от ЭМК несомненна, но
только потому, что она сразу же облегчит задачу сбора достоверной отчетности в
государственных ЛПУ. Не менее полезны окажутся и системы ВКС - для проведения
селекторных совещаний. Они же могли бы поднять медицинское обслуживание в ФАПах
на новый уровень. Проблема лишь в том, что дорогостоящее оборудование закупают
уже сейчас, а каналы связи протянут туда только потом.
Впрочем, массово закупается сегодня не
только оборудование, не пользующееся спросом на рынке из-за высокой цены.
Достаточно очевидно и оздоравливающее влияние медицинских госзакупок на
чахнущий у нас на глазах рынок десктопов, которые давно уже не пользуются
популярностью у населения. Может быть, в интересах многих врачей и самих
пациентов, было бы выдать медикам мобильные устройства. Если не
специализированные, то хотя бы самые обычные: например те, которые мы видим на
совещаниях у чиновников по вопросам информатизации медицины.
Надежно работающая система навигации
очень нужна в Скорой помощи. То, что для этого выбрали ГЛОНАСС, создает
дополнительный спрос на такие устройства. Снизить число визитов в ЛПУ и бумаг
на руках у граждан помогли бы электронные рецепты, водительские справки,
больничные листы и т.д. Ведь многие сегодня ходят туда только за этим.
Но уверенно отнести все это к
медицине, а, скажем, не к поэтапному наполнению Единого портала госуслуг,
пожалуй, нельзя. Невольно приходит на память и то, что Татьяна Голикова
предлагала когда-то сделать создание ЕГИСЗ частью программы по построению
информационного общества. Теперь понятно почему.
Безусловно, есть и другие, более
медицинские примеры. Уже удалось построить и оснастить оборудованием модульные
центры высокотехнологичной медицины. Сервис «Взаимодействие лекарственных
средств» поможет врачам снизить число ошибок при назначении лечения. Некоторые
признаки жизни подает Единый реестр нормативно-справочной информации, без
которого сложно себе представить последующую информатизацию.
Немало важных и актуальных слов про
науку, профилактику, зарплату и общественное обсуждение, сказано в недавно
принятых, нацеленных на результат стратегиях и госпрограммах, анализу которых
можно отвести несколько отдельных статей. Однако невольно хочется вернуться к
концепции г-жи Голиковой от 2011 г. и доделать то многое, что было там дельно и
разборчиво написано. Тем более, что в отличие от, скажем, масштабной программы
“Электронная Россия”, у гораздо более конкретных нацпроектов в области
здравоохранения уже есть некоторый понятный результат, пусть пока очень
скромный и несколько косвенный.
Однако то, с какого именно конца
начинается выполнение к программы, до конца не ясно ни медикам, ни
ИТ-специалистам. Ситуацию с первоочередной модернизацией регистратур можно
попытаться лаконично описать при помощи древней мудрости: “Когда караван
поворачивает, хромой верблюд оказывается впереди всех”. При этом возникает
закономерный вопрос, почему же в России начинают с наименее медицинских
сервисов, с решения задач, имеющих, в лучшем случае, лишь косвенную проекцию на
лечебные процессы.
А значит, закладывают необходимость
кратных переделок того, что сегодня уже почти сделано. И все это несмотря на
многолетнюю разработку концепции ЕГИСЗ.
Реальная ситуация
Отечественный феномен первоочередной
автоматизации регистратуры, действительно, несколько необычен. “Эффект
регистратуры” заключается в том, что при обсуждении законопроектов, стратегий и
программ такого рода вспомогательные подпроекты обычно скромно упоминаются
где-то ближе к концу списка, в полном соответствии с их фактической значимостью
для медицинского обслуживания населения. Но это до поры до времени. В любой
момент они могут, несколько неожиданно для экспертов, финишировать первыми, сорвав
победную ленточку.
Почти неуловимая разница между
“тоже, наверное, нужно” и “нужно в первую очередь” при этом безвозвратно теряется.
Умозаключения, обусловившие такой неожиданный переход к концу списка проектов, понять
можно. Но установить логическую взаимосвязь между, скажем, весьма экономичной
установкой бесплатного СПО-дистрибутива и грандиозной закупкой целой армии специальным
образом предназначенных для этого десктопов, сложно.
Тем не менее, во всем этом нужно разобраться
сейчас, если мы хотим спрогнозировать дальнейший ход событий, связанных с
информатизацией российского здравоохранения. При отборе проектов для
первоочередной реализации, сегодня явно не руководствуются медицинскими
соображениями, равно как и соображениями из сферы ИТ. Тогда какими же?
Реализация базовых, “регистратурных”
проектов, помимо недостаточно хорошего знания расположения кнопок на клавиатуре
у ряда медработников, выявила слабую готовность инфраструктуры, причем не
только каналов связи в ЛПУ и ФАП-ах.
"Наша задача — убрать очереди и
сбалансировать нагрузку на медицинские учреждения, — сообщил Владимир Макаров, зам. руководителя ДИТ
Москвы. — Помимо слаботочных систем мы были вынуждены построить во всех
поликлиниках энергетические сети. Банально, но это нужно было сделать. Как бы
ни хотелось Минздраву с утра проснуться и очутиться в электронном мире, этого
не будет. В отрасли, где еще полтора года назад на одну поликлинику приходилось
всего 4 компьютера, ничего не случится по щелчку пальцев. Внедрение ИТ в
здравоохранении — процесс последовательный и небыстрый, требующий в том числе
адаптации медицинского персонала".
Есть целый ряд общеизвестных причин, по которым государственным ЛПУ сложно найти и оформить в штат квалифицированного ИТ-специалиста или же заключить аналогичный контракт с аутсорсерами, что, очевидно, необходимо для того, чтобы информатизация не вылилась в очередную рутинную формальность или, как говорят медики, профанацию.
“На сегодняшний день нет никакого
статуса у ИТ-служб ЛПУ, — говорил президент АРМИТ Михаил Эльянов. — В Москве, например, действовал документ 1987 г.,
на основании которого в клиниках можно было создавать ИТ-подразделения. Но с
прошлого года в московских клиниках введено новое штатное расписание, где
отделов АСУ уже нет, а существует информационно-аналитический отдел — некая
смесь медстатистики с информатикой.”
Наконец последней в порядке
перечисления, но не значимости, следует упомянуть так называемую “теневую
медицину”. Предоставлять больше объективной информации о своей фактической
деятельности сегодня по ряду причин явно не стремятся многие руководители.
Таким образом, реализация даже таких
несложных и не особенно относящихся к медицине проектов, выявила целые пласты проблем,
которые и предстоит решить в рамках начавшейся в стране информатизации
здравоохранения. Сфера сегодняшнего здравоохранения, долгое время лишенная
достаточного финансирования, предстает перед нами в виде еще непознанной до
конца Terra Incognita, которую и предстоит в достаточной мере познать
ввязавшимся в ее информатизацию ИТ-специалистам.