Реализация разработанной Миздравом РФ Концепции информатизации здравоохранения должна была стартовать в начале 2011 г., но фактически работы в этом направлении начались лишь в июне 2012 г. Государство выделило на это беспрецедентную сумму - 29,4 млрд руб.
«С
одной стороны, указанная сумма выглядит внушительно, с другой, надо понимать,
что стоимость аналогичных зарубежных проектов, как правило, на порядок выше, -
говорит Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и
связи Минздрава России. - Более того, эти средства распределяются между 83
регионами, каждый из которых по своей площади и численности населения равен или
превосходит большинство европейских стран».
С чего все начиналось
На
сайте Росстата можно найти данные об уровне информатизации отрасли по итогам
2011 г., т.е. до начала масштабных работ в этом направлении. На первый взгляд,
российское здравоохранение на момент старта проекта по основным показателям
использования ИТ находилось примерно на том же уровне, что и остальные
государственные структуры (за исключением учреждений культуры и спорта, чей
уровень ИТ-оснащенности явно отстает от других).
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013
Совсем другая картина
вырисовывается при более детальном
анализе приведенных выше данных. Например, несмотря на то, что ПК имеются в 98% ЛПУ, а
94% лечебных заведений имеют доступ в интернет, показатель числа ПК на 100
работников в здравоохранении один из самых низких – всего 18 штук, из них только
7 имеют выход в интернет. Даже учреждения культуры, так невыгодно выглядящие на
диаграмме выше, по этим параметрам превзошли медиков почти в 2 раза.
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013
Доступ в интернет, судя по
представленным Росстатом данным, необходим ЛПУ в основном для размещения госзаказов
(58,5%). Несмотря на то, что о наличии собственного сайта заявили 31,6%
лечебных учреждений, лишь 13,3% из них готовы взаимодействовать с пациентами
онлайн.
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013
В 2011 г. на ИКТ в сфере
здравоохранения и соцуслуг было потрачено 24,3 млрд руб., что примерно на 7
млрд больше, чем в сфере культуры и спорта, а также высшего образования.
Интересна структура этих затрат. Если в более технологически развитых секторах
экономики первые 2 места, как правило, занимают затраты на оборудование и программное
обеспечение, то в медицине почти 30% приходится на оплату услуг
связи, около 22% -
на
вычислительную технику и около 11% - на ПО.
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013
Проекты первого этапа
Основным
итогом первого этапа информатизации здравоохранения, согласно отчетам
Минздрава, стала модернизация инфраструктуры в ЛПУ – поставки вычислительной
техники, прокладка ЛВС и организация выхода в интернет, внедрение
общесистемного ПО и запуск сервиса электронной записи на прием к врачу.
Кроме того, началось
создание региональных сегментов ЕГИСЗ. В Ивановской, Кировской области и
Еврейской автономной области это происходит силами компании «К-МИС». В Курской,
Тверской, Мурманской, Амурской,
Магаданской областях и Хабаровском крае подобные проекты реализуются
компанией «Пост Модерн Текнолоджи».
Созданием региональной информационно-аналитической медицинской системы в Пермском крае, Республиках Башкортостан, Карелия, Хакасия, Астраханской и Псковской области занимается компания «Сван». В Белгородской, Омской, Рязанской области проект реализует компания «Софт Траст».
«БАРС Групп» проводит такие работы в Саратовской, Новосибирской, Калининградской, Костромской, Томской, Орловской, Волгоградской областях. «Корус Консалтинг» - в Пензенской области и Республике Калмыкия.
В Тульской области компания «АйТи» построила
региональный центр обработки данных (ЦОД) для Минздравсоцразвития региона. В
составе ЦОД 66 блейд-серверов IBM, системы хранения данных IBM (общая емкость
79 ТБ) и HP (емкостью свыше 66 ТБ), модульные ленточные библиотеки для
резервного копирования данных IBM, коммутационное и сетевое оборудование Cisco,
а также инженерные системы - автоматического газового пожаротушения; бесперебойного
гарантированного электропитания, в том числе дизель-генераторная установка
мощностью 330 кВА, 2 ИБП мощностью по 160 кВА каждый, распределительные
кабельные сети и щиты; система кондиционирования суммарной
холодопроизводительностью 157,5 кВт; система контроля и управления доступом
(СКУД).
Собственный ЦОД появился у медиков
Республики Саха (Якутия). Компания «Стабол» совместно с Cisco объединила 20
серверов на двух территориально распределенных площадках в Якутске и на основе
решений Cisco: коммутаторов Nexus 4001I и 5548UP, Catalyst 4507, а также
маршрутизаторов ASR 1006.
В Бурятии ЦОД
для Минздрава республики построила 2B Group. Центр обработки данных создан на
базе серверного оборудования
Hewlett-Packard. Серверы объединены скоростной сетью Ethernet c пропускной
способностью 10 Гбит/с., с использованием кластера из маршрутизаторов Juniper.
Надежность хранения данных обеспечивается высокопроизводительным оборудованием
компании Hitachi Data Systems. Общая емкость решения составляет более 100 Тбайт.
В Астраханской области Компания ИВК построила ЦОД и территориально распределенную сеть передачи данных, связывающую ЦОД с ЛПУ.
Опрошенные CNews эксперты
оценивают результаты этих работ, по большей части, критически. «Часть регионов
уже до старта программы модернизации четко представляла себе спектр задач,
которые можно и необходимо решить при помощи федеральных субсидий на
информатизацию. Пути решения этих задач были заложены в региональные программы
модернизации, к защите которых Минздрав относился довольно-таки неформально.
Однако в некоторых регионах четкого
представления о том, для чего нужна информатизация, к сожалению, до сих пор нет»,
- рассказывает об итогах прошедшего года Сергей
Метелев, генеральный директор «Сван».
«На
региональном уровне основные усилия были сосредоточены на освоении выделенных
средств для представления в срок необходимых отчетов и рапортов, - согласен с
ним Игорь Гридин, генеральный
директор «Аксимед». - На этом фоне
судьба «первичного звена» информатизации здравоохранения на уровне МИС
конкретных ЛПУ (как уже эксплуатируемых, так и готовящихся к внедрению)
остается «за кадром», что, безусловно, не может порождать опасения за успех
последующих этапов внедрения медицинских информационных технологий».
О достаточно формальном подходе многих регионов к
информатизации здравоохранения говорит и Константин
Суслов, генеральный директор группы компаний ХОСТ. По его мнению, основная
потребность многих регионов – «отчитаться по тем требованиям, которые
предъявляет Минздрав, не особенно задумываясь принесут ли реальную пользу
внедряемые решения. Например, говорить о том, что облачные решения,
предусмотренные концепцией Минздрава, востребованы в условиях отсутствия
нормальных каналов связи нельзя. Скорее востребованы решения, по которым можно
отчитаться как за облачные, но, которые будут работать в реальных условиях,
фактически в офф-лайне».
Тем не
менее, большинство спикеров единодушны в том, что так долго ожидаемый рынком
старт информатизации здравоохранения все-таки состоялся. Об этом
свидетельствует и рост спроса со стороны регионов на масштабные, комплексные
решения.
«Несмотря на то, что регионы всегда были самостоятельны в выборе ИТ-решений для модернизации здравоохранения, сейчас четко прослеживается тенденция приобретения продуктов с более насыщенным функционалом, - говорит Инна Ашенбреннер, генеральный директор «КОРУС Консалтинг ИТ». - Если сначала, на этапе базовой информатизации, покупались точечные решения, то теперь увеличился спрос на комплексные продукты».
«У
региональных руководителей здравоохранения, у главных врачей ЛПУ постепенно
формируется понимание того, что без серьезной информатизации отрасли невозможно
вывести российскую медицину на более высокий уровень, а закупленная техника
будет просто пылиться на складах или рабочих местах врачей, - согласен с ней Владимир Островский, руководитель проектов
по медицинским информационным системам InterSystems. - Более того, постепенно в регионах начинают
осознавать, что эта задача не сводится к единовременной закупке и внедрению
медицинских прикладных программ – необходимо вырабатывать долговременную
стратегию информатизации здравоохранения, закладывать деньги на ее
сопровождение и развитие».