Спецпроекты

На страницу обзора
Как работает современная лаборатория

Лаборатории имеются сегодня почти во всех ЛПУ. Но предметно говорить об их полной или частичной информатизации сегодня можно отнюдь не всегда. В то же время, ожидаемый от этого эффект может быть гораздо выше, чем, например, в случае с электронной регистратурой. Помимо прочего, лабораторные ИС могут стать дополнительным драйвером организационный преобразований в здравоохранении. Какими же темпами предполагается развивать в стране лабораторную ИКТ-инфраструктуру?

Идея сопрячь между собой лабораторную и компьютерную технику, вместо того, чтобы набивать показания приборов на клавиатуре вручную, возникла почти сразу, как только появились первые компьютеры. Но к ее реализации в массовом порядке инженеры приступили лишь с началом эры ПК.

Человек у монитора

Несмотря на то, что процесс информатизации в нашей стране всегда отличался неким своеобразием, СССР, по большому счету, поначалу сильно не выделялся в этом отношении от остального мира. В этом легко убедиться, перелистав пожелтевшие от времени советские научные журналы 70-80-х годов. Начинать академическую статью с пространного описания того, как именно посредством аналогового-цифрового преобразователя, удалось приспособить тот или иной измерительный прибор к ЭВМ типа ДВК, и сопроводить все это великолепие текстом программы на FORTRANe, считалось в те годы хорошим тоном.

Длинные термины типа “электронно-перестраиваемый” звучали в конце 70-х свежо и необычно. Программист в белом халате с пачкой дырявых перфокарт в руке постепенно уступил место человеку в очках, внимательно созерцающему черно-зеленый монитор, ставшему, в сознании широких масс, новым символом ученого, стоящего на самом острие научно-технического прогресса.

Медики не отставали в этом плане от остальных исследователей и экспериментаторов. Автоматизированные аналитические системы они внедрили одними из первых, скажем, в лабораториях Центральной клинической больницы. Причем - еще в середине 70-х.

За рубежом, однако, тоже не стояли на месте. И достаточно быстро выяснили, что решения класса LIMS (Laboratory Information Management System) легко поддаются коммерциализации. И пользуются особенным спросом там, где речь идет о проведении серии однотипных измерений.

Например, на крупном промышленном предприятии, где входной контроль партий сырья и контроль качества изготовленной продукции являются неотъемлемой частью производственного бизнес-процесса. Применительно к практике крупных пациенто-ориентированных клинико-диагностических лабораторий, где тоже можно говорить о своего рода индустрии измерений, для обозначения аналогичных систем, наряду с LIMS, также пользуются сегодня усеченной аббревиатурой LIS (ЛИС, лабораторная ИС).

Стандарты и технологии

Лабораторные системы эволюционировали вместе с общим развитием ИТ. Данные измерений перекочевали с ненадежных дискет мини-компьютеров в базы данных. Их начали хранить не на ПК, а на сервере. В 90-х системы в зарубежных лабораториях обзавелись веб-интерфейсами и EDI-протоколами для обмена информацией друг с другом.

Описывая отвечающие современным требованиям лабораторные системы, в наши дни часто упоминают про SaaS и ELN (electronic lab notebook). Что лишний раз напоминает о том, что они стали облачными, и в бумажных журналах и прочих документах, вообще говоря, нуждаться перестали.

Большие объемы медицинских данных все чаще стали требовать для обработки создания или аренды ЦОДа. Значительная часть затрат при внедрении ЛИС промышленного масштаба уходит на ИКТ-инфраструктуру.

Отличием ЛИС в здравоохранении является регламентация их работы отдельным набором медицинских и ИТ-стандартов. Текущая специфика такого регулирования в РФ состоит в том, что от бумажных документов “на входе” и особенно “на выходе” бизнес-процессов, автоматизированных ЛИС, обойтись на практике пока не удастся.

По понятным причинам, не менее востребован стал сейчас и финансово-экономический функционал ЛИС. Особенно - отражающий специфику российского бухучета и статистики, требования ОМС и т.п.

Не стоит сбрасывать данные аспекты со счетов, поскольку, например, аналогичные моменты в российском финсекторе привели к тому, что отечественные банковские системы со временем получили там явное преимущество перед западными.

Самопроизвольно востребованные

Запланированный процент модернизированных лабораторий отдельно упомянут, в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., разработанной на основе госпрограммы "Развитие здравоохранения" и пр.

Прогноз изменения некоторых индикативных показателей в ходе реализации Стратегии

(%%, нарастающим итогом)

01a7d894a0e4906e008876d00c93974e.png

Источник: CNews Analytics, 2013


Модернизация и автоматизация работы медицинской лаборатории - это, пожалуй, наиболее понятная и бесспорная вещь, которую предстоит сделать в рамках реформы здравоохранения. Однако, подобно врачебным СППР, лабораторные системы относятся к тому классу ИТ-продуктов, присутствие которых в медицине желательно, но, вообще говоря, не обязательно.

Поэтому про них вспоминают только тогда, когда речь действительно заходит о повышении эффективности. Как и всякая автоматизация, ЛИС плохо “ложится” на нерегулярные бизнес-процессы и полуформальные взаимоотношения в трудовом коллективе.

Бегать с бумажками из кабинета в кабинет и выяснять отношения из-за просроченных, не сделанных к сроку, перепутанных или потерянных анализов - нерационально. Первый раз об этом практики самопроизвольно задумываются, когда загрузка лаборатории достигает отметки сотни образцов в день.

Когда их становится больше тысячи - рутина и неизбежно сопровождающие рукописные процессы ошибки заедают настолько, что внедрение ЛИС становится самоочевидной, первоочередной необходимостью.

Как измерить эффективность?

После такого внедрения можно заняться собственно лабораторной эффективностью: посчитать, скажем, такую метрику как Turn Around Time, показывающую усредненное время “превращения” образца в медицинский анализ.

И подумать, скажем, над тем, как ее улучшение отразится на прибыли клиники и степени удовлетворенности пациентов. Современная ЛИС меряет внутреннюю эффективность самой лаборатории автоматически. В любом случае, без той или иной ИС сложно себе представить лабораторию, о которой смело можно говорить как о современной.

Поскольку ЛИСы тесно связаны с такими понятиями как качество и эффективность, одними из первых в РФ их внедрили коммерческие клиники, увидевшие в этом новый способ получить конкурентное преимущество, управлять взаимоотношениями с клиентами и пр.

Неплохо, по части ЛИСов, оснащены и построенные с нуля центры высокотехнологичной медицины, а также ряд федеральных медцентров, где функциональные, но уже успевшие устареть разработки, были заменены на более современные решения.

Если присмотреться повнимательнее, то хотя бы одну хорошо оснащенную клинику с лабораторией можно обнаружить почти во всех регионах. Ведь не будет же местный губернатор с каждой простудой ездить в Москву, а с кариесом – за границу…

На уровне же рядовых ЛПУ, где лабораторий в штуках больше всего, можно столкнуться с тем, как на практике, а не в теории относятся к медицинской и прочей эффективности. Спектр здесь весьма широк. И простирается от так и нераспакованных ящиков с новыми лабораторными анализаторами до частичной или полной автоматизации лабораторного процесса.

В практике работы государственного ЛПУ, работающего с населением, лаборатория выполняет чрезвычайно важную, но все же не ключевую роль. Автоматизировать ее можно разными способами, в т.ч. модульными решениями в составе МИС или, скажем, несложными типовыми облачными сервисами - при наличии стабильного канала связи.

Работать с лабораторией, расположенной в том же или соседнем здании, врачам привычно и удобно. В то же время, единоразово оснастить все ЛПУ самым современным лабораторным оборудованием и добиться его эффективного использования - крайне сложно.

Экономии при высоком уровне качества проще всего добиться там, где имеется большой поток лабораторных работ. А значит, есть прямой смысл заняться оптимизацией и внедрять отдельное специализированное программное решение, устанавливать высокопроизводительное оборудование, минимизировать ручной труд на рутинных операциях и т.д.

В промышленном масштабе

Эксперты осторожно ведут счет надлежащим образом оснащенных лабораторий в РФ на десятки (видимо, по числу регионов). Вендоры ЛИС называют в качестве первоочередных кандидатов для полноценной автоматизации крупные лабораторные центры, обслуживающие территориальный куст ЛПУ.

Всячески выделяя и подчеркивая при этом масштабируемый облачный функционал современных ЛИС, позволяющий организовать удаленные рабочие места с web-доступом, передавать запросы в централизованную лабораторию в электронном виде прямо из МИС ЛПУ и т.д.

Затраты на автоматизацию посредством ЛИС, таким образом, должны быть, в идеале, увязаны с масштабом и характером работ, фактически производимых в лаборатории. Промышленные масштабы требуют соответствующих решений.

Современная ЛИС, установленная в крупном специализированном лабораторном центре, помимо интеграции с внешними ИС, подразумевает, прежде всего, полное сопровождение и прослеживание на промежуточных стадиях всего цикла работы с каждым образцом - от регистрации в системе до отправки заказчику результатов исследований в нужном формате.

И, соответственно, требует не только обеспечения бесперебойной работы инфраструктуры и налаживания циркуляции потоков информации, но и качественной логистики: получения, организации хранения и маркировки поступивших образцов при помощи штрих-кодов, управления запасами реагентов и т.д. Поскольку без физической передачи биоматериалов никак не обойтись, то сопроводительные машиночитаемые формы имеют сегодня хождение наряду с передачей запросов в лабораторию по каналом связи.

Планирование и централизованный ввод заданий на типовые исследования в ЛИС сильно упрощается при помощи использования шаблонов. Сам процесс проведения анализов происходит быстро: анализатор автоматически идентифицирует образцы по штрих-коду, получает задание, проводит необходимые измерения, отправляет результаты в лабораторную базу данных (т.н. Query Mode). Из нее извлекается информация для генерации отчетности в требующемся формате - электронном или же бумажном.

Качественно и пациентоориентированно

Попытка перечислить все без исключения богатые возможности современной ЛИС в рамках одной статьи с неизбежностью превращают ее в длинный список-перечень. Поэтому выделим лишь некоторые.

Отдельного внимания, например, заслуживают функции ЛИС, необходимые для того, чтобы осуществлять внутрилабораторный контроль качества. В частности, проверка результатов методом Delta Check позволяет сопоставить их с набором нормативных показателей, отследить временную динамику по базе данных, выявить резкие отклонения, свидетельствующие о возможной грубой ошибке, требующей проведения повторных измерений и т.д.

Все действия в системе производятся с разграничением ролей и протоколированием, что исключает возможность случайного или преднамеренного искажения данных персоналом лаборатории. При этом интерфейс современных ЛИС понятен на интуитивном уровне и, вообще говоря, не должен требовать навыков, существенно выходящих за рамки умения пользоваться стандартными офисными программами.

Сегодняшние ЛИС пациентоориентированны, что в частности, подразумевает наличие в них функционала проведения консолидированных исследований. Позволяющих делать обобщающие персонализированные выводы, касающиеся конкретного пациента, по результатам проведения разнородных анализов, объединенных при помощи идентифицирующего штрих-кода.

Помимо ускорения работы, снижения числа рукописных ошибок и прочей путаницы, штрих-кодирование помогает обезличить лабораторные данные, а значит - снизить соответствующие требования по уровню защиты ПДн.

Специфика функционирования современной лаборатории в составе системы здравоохранения позволяет достаточно легко выделить ее среди прочих подразделений, автоматизировать, прописать для нее стандартные способы взаимодействия с другими организационными структурами в рамках сквозных бизнес-процессов и пр.

Но при этом ценна не лаборатория сама по себе, а лишь в той мере, насколько она помогает решить более общие задачи прикрепленных к ней ЛПУ или подразделений, имеющих свои внутренние организационные проблемы и экономические ограничители. Здесь и кроется большинство проблем, снижающие фактическую эффективность промышленного типа, специализированных ЛИС в отечественной практике.

Для проб пробирки не годятся

В частности, пришедшие к нам с запада стандарты подразумевают стандартизацию не только на уровне ПО и оборудования, но и на уровне расходных материалов. Например, одноразовые пластиковые пробирки, закрытые эластичной мембраной (которая легко прокалывается иглой в ходе проведения анализа крови в лаборатории), распространены и привычны за рубежом настолько, что получили отдельное название - вакутейнеры (по наименованию популярного европейского производителя - компании BD Vacutainer).

В наших же лабораториях пока что очевидно востребован дополнительный функционал, позволяющий перенастраивать приборы под всякого рода стеклянные пробирки (весьма любимые отечественными ЛПУ за то, что их можно использовать многократно), проводить измерения на анализаторе в “ручном” режиме и т.д.

Логически продвигаясь по этому пути, можно добраться до уровня переконфигурирования и даже перепрограммирования, вплоть до написания оригинальных драйверов к оборудованию и т.д. Если учесть, что в наших лаборатории обычно работают не юные программисты, а медики в приличном возрасте, которым требуется максимально простой интерфейс, то становится понятным насколько сложно сделать так, чтобы отечественный пользователь был вполне удовлетворен внедрением ЛИС.

Подобного рода обстоятельства пока снижают ожидаемый эффект от промышленного типа решений, нацеленных, прежде всего, не на уникальные научные эксперименты (или же на учет отмытой оборотной стеклотары), а на высокопроизводительную, качественную и экономичную обработку партий образцов.

Захватывающие перспективы

Грядущая массовая автоматизация и информатизация медицинских лабораторий открывает перед российской системой здравоохранения целый ряд новых перспектив. Прежде всего, за счет возможности осуществить централизованное построение, защиту и поддержку всего стэка требующегося крупной современной лаборатории технологической инфраструктуры.

Централизация поможет решить проблему с квалифицированными кадрами, снизит загрузку медиков из ЛПУ в связи с составлением отчетности, повысит оперативность и качество обслуживания пациентов, сократит число повторных анализов. В крупной лаборатории проще реализовать процессный подход, позволяющий одновременно повысить и экономическую, и медицинскую эффективность, а также задействовать строящуюся облачную инфраструктуру для российской медотрасли.

В частности, привлекают внимание обозначенные в Стратегии планы начать создавать с 2015 г. лаборатории, отвечающие требованиям ГОСТ Р-53434-2009 (Принципы надлежащей лабораторной практики), являющимся аналогом принятого для зарубежных лабораторий стандарта GLP (Good Laboratory Practice). Что и позволит, со временем, уверенно говорить о том, что современные лаборатории в РФ имеются, причем в достаточном для целей здравоохранения количестве.


Антон Степанов

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2012 Всего на 01.01.2013 г 2012
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество внедрений в 2012 г. по типам ИС
2012 Всего на 01.01.2013 г МИС
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее