Создание ЕГИСЗ имеет многолетнюю предысторию. Одним из первых, наиболее примечательных документов стала “Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения”, утвержденная Татьяной Голиковой Приказом N 364 Министерства здравоохранения и социального развития от 28.04.11 г. О ней вспоминают сегодня все реже, поскольку уже нет ведомства с таким названием, были назначены другие министры, а сама концепция впоследствии неоднократно пересматривалась, уточнялась и совершенствовалась.
Тем не
менее, ее текст весьма интересен свой логической законченностью. Не углубляясь
в детали, можно отметить, что авторы документа постарались выявить наиболее
острые проблемы здравоохранения в РФ.
В
частности, в области управления, отмечены проблемы оперативного получения
первичных данных о деятельности ЛПУ, планирования затрат, контроля бюджетных
расходов на лекарства и необходимость принятия ряда других неотложных мер.
В области
непосредственного оказания медицинской помощи наиболее значимыми были признаны
проблемы профилактики и раннего диагностирования заболеваний, максимально
эффективного использования имеющихся ресурсов в здравоохранении, включая
оборудование, а также проблемы организации справочно-информационной поддержки
принятия врачебных решений и др.
Все
вышеперечисленное по-прежнему сохраняет свою актуальность. Попытаемся
сопоставить планы прошлых лет и текущее состояние дел на примере масштабного
проекта по автоматизации работы регистратуры.
Соцэффект или соцэффектность?
ЛПУ
начинается с регистратуры, подобно тому как театр - с вешалки. Первые
впечатления и прочие удобства от первоначального контакта с медучреждением
хорошо запоминаются.
Самостоятельно оценить качество медицинских услуг пациенту
часто сложно. Но вот то, что лифт в поликлинике отделан нержавейкой, он
обязательно заметит и оценит положительно. Поэтому, электронная запись в глазах
пациента выглядит гарантией столь же высоких технологий и внутри клиники.
Реализовать
электронную запись к врачу можно десятками разных технологических способов. И
справиться с таким заданием на уровне ЛПУ может практически любая ИТ-компания.
Это действительно удобно и полезно по многим причинам. И почему бы, для начала,
не пойти по такому несложному пути?
Согласно
отчетам чиновников, государственные ЛПУ должны были запустить электронную
запись на прием к декабрю 2012 г. Но “должны” - это, как мы знаем, не значит,
что действительно “сделали”. Более того, попытки представить автоматизацию
такого этого наименее, пожалуй, медицинского подразделения ЛПУ за некие
ощутимые плоды программы информатизации,
вызывают легкое недоумение.
Электронная
регистратура, успешно поглотившая свою порцию бюджетных средств, стала обязательным
пунктом при обсуждении вопросов, касающихся медицины. «У нас прирост записей в
месяц по электронной регистратуре – минимум 2 млн. От месяца к месяцу – в 1,5
раза. Мы к концу года ожидаем, что их будет значительно более 40 млн. Все то,
что мы арендуем в этом году, требуется под понятные задачи», - таким был один
из аргументов зам. руководителя ИТ-департамента Романа Сафронова на публичных слушаниях по поводу объективно более
серьезного инфраструктурного вопроса - аренды ЦОДа Минздрава.
Следует
признать, что регистратура как сервис, действительно, является сегодня наиболее
понятной и весьма заметной частью массового медицинского обслуживания. И
подразумевает выделение ей части соответствующих ресурсов.
Сегодня
регистратура выступает в качестве социально значимого символа, объединяющего
ИТ, интернет, облачные и прочие высокие технологии, пришедшие в медицину, в
нечто завершенное целое, в некий доступный каждому практический результат
инноваций. А о том, что удаленная запись обычно снижает процент реально
явившихся и про то, сколько именно миллионов “электронных” пациентов так и не
придет на назначенный им прием, нам предстоит узнать не раньше конца этого
года.
Над
электронной регистратурой неуловимо витают духи СМЭВ, идеологии “одного окна”,
стремления насытить сервисами госпорталы, желания сократить число контактов
одних граждан с другими, ставших бюрократами. Впрочем, записавшись через
интернет в поликлинику напротив дома, вы можете быть запросто переправлены
вместе со своим бронхитом в такую же поликлинику, но в совсем другом районе.
Где,
помимо направления с синим штампом, от вас потребуется полный комплект бумажной
документации и, возможно, длительные дебаты по поводу того, что вы их не носите
с собой постоянно. Причем полемику придется вести, засунув голову в окно самой
обычной, неэлектронной регистратуры. Забавно, что речь в таких случаях идет о
государственных ЛПУ, которые, по идее, должны уже начать сами предоставлять
документы по запросу граждан, а не требовать от них. Тем более - многократно.
В
крупных городах значительную часть контингента ЛПУ составляют пенсионеры,
некоторые из которых с удовольствием посещают лично общественные места,
выполняющие для них и роль клуба, восполняющего дефицит общения. Маловероятно,
что возможность записаться на прием через интернет покажется им очень
привлекательной.
Критика со стороны ИТ-специалистов
Почти
затмившая на какое-то время всех электронная регистратура является сегодня
любимым объектом критики со стороны многих представителей ИТ-сообщества,
специализирующихся на информатизации медицины.
"Государство
предложило нам потратить 2012 г. на выбор какой-либо региональной стратегии.
Нам дали возможность, взяв государственные деньги, решить, каким образом будет
развиваться каждый отдельный регион: возьмет ли он некую прикладную систему и
попытается сделать ее центральной? Или купит какую-то платформу? Или
подключится к сервисам? – констатировал Дмитрий
Этин, ведущий консультант направления "Здравоохранение", EMC
Russia & CIS. - Мы должны были сделать этот выбор, но фактически
государство требовало только одного: внедрить электронную регистратуру. Это
была наша обязанность. Произошел разрыв между стратегией, которую от нас
требовали, и реальной реализацией того единственного сервиса, который многие из
нас уже видели".
Действительно,
электронная регистратура вместо вспомогательного, полезного, но второстепенного
элемента информатизации превратилась в нечто большее. Повысит ли весь этот не
всем нужный дополнительный “электронный комфорт” качество медицинского
обслуживания? Поможет ли использовать рабочее время врача более эффективно? На
что, на самом деле, рассчитана электронная регистратура - на эффектность
“снаружи”, символизирующую такое же высокое качество “внутри” государственной
клиники, или же на реальный экономический эффект? Если верно последнее, то
последуют ли заразительному примеру ЛПУ по внедрению удаленной записи на прием
коммерческие медицинские компании?
“Проблемы
информатизации вызваны системными проблемами в здравоохранении, которое
осталось одной из отраслей, построенной по советским принципам
административного управления, не использующей рыночные механизмы. Отсюда и все
проблемы, - анализирует проблему Константин Суслов, гендиректор группы компаний ХОСТ. - Например, когда нам накануне приема
перезванивает администратор коммерческой клиники, чтобы спросить, придем ли мы
завтра в назначенное время, мы не задумываемся, есть ли у них электронная
система записи на прием. Просто работает соответствующий процесс, основанный на
желании обеспечить равномерный поток пациентов. Такой процесс можно реализовать
с помощью информационной системы или без нее. Но когда потребность в таком
процессе не осознается руководством больницы, ИТ-решения бессильны”.
"Современные
меры по информатизации медицины почти не затронули клинико-диагностический
процесс и ничего не дали для улучшения лечения", — резюмирует Григорий Шевченко, первый зам.
гендиректора компании "Открытые Технологии".
А чего в ней медицинского?
Таким
образом, не факт, что коммерческие клиники пойдут по пути ЛПУ, даже после того,
как сервис электронной регистратуры станет восприниматься как привычный атрибут
обслуживания в государственной клинике.
То, что электронная запись способна
поднять эффективность, не очевидно пока даже с точки зрения главврача.
Массовое внедрение электронных регистратур обусловлено сегодня не
экономическими или врачебными соображениями, а лишь тем, что доставшаяся по
наследству от советской власти государственная медицина по степени централизованности
сопоставима, пожалуй, с чиновничьим аппаратом.
Для
рядового врача глубоко безразлично, каким именно способом попал к нему на прием
открывший дверь кабинета пациент. Электронная запись – это, пожалуй, наименее
медицинская часть его работы.
Отвечая
на вопрос о том, на решение каких проблем в первую очередь нацелена электронная
регистратура, следует, пожалуй, признать, что это не проблемы организации
медпомощи, а проблемы централизованного управления медициной, а именно -
проблемы оперативного получения первичных данных о деятельности ЛПУ.