Информация об итогах первого этапа информатизации здравоохранения, который, согласно планам Министерства здравоохранения, был рассчитан на 2011-2012 г. и на который было выделено 29,4 млрд руб., в том числе субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 20,2 млрд руб., из бюджетов регионов - 9,2 млрд руб., появилась лишь в первом квартале 2013 г.
По словам Романа Ивакина, директора Департамента информационных
технологий и связи Минздрава России, к середине марта 2013 г. эти средства были
потрачены не полностью – регионы еще завершили часть начатых ранее работ. «За 2
года необходимо было совершить качественный скачок в развитии инфраструктуры
лечебных учреждений, выровнять уровень оснащения их компьютерами, каналами
связи и общесистемным ПО, - рассказывал
он в интервью CNews. - При этом необходимо понимать, что по разным причинам фактически мероприятия по информатизации начались в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в июне 2012 года. Таким образом, на данном этапе проекту всего 9 месяцев».
Результаты
Тем не менее,
по мнению Романа Ивакина, задача создания инфраструктуры в целом решена. «В целом по стране было запланировано приобретение 311 067 единиц компьютерной техники, на 28.02.2013 г. закуплено 286 157, и поставки продолжаются,
- говорит он.
- Что касается подключения ЛПУ к интернету, то, по нашим данным, эта задача выполнена на 100% на уровне юридических лиц. Частично неохваченными остались, может быть, их локальные подразделения, например, ФАПы».
Кроме того,
началась разработка программного обеспечения. Был создана система удаленной
записи на прием к врачу. «По состоянию на 28 февраля 2013 г. через единый портал госуслуг с использованием единой системы записались 4 148 412 человек, что на 37% больше, чем в январе, - рассказал он. - При этом важно понимать, что на самом деле таких записей значительно больше, потому что не все учреждения на данный момент успели подключиться к единой системе, но в них уже реализована возможность записи на прием через локальные ресурсы - сайты ЛПУ, call-центры, региональные сайты госуслуг». К единой системе на середину марта 2013
г. подключились все регионы, кроме Ингушетии, но не все расположенные в них ЛПУ
- в Уральском федеральном округе 82%, в Северо-Западном – 72,8%, в Центральном – 41%, в Приволжском – 59%, в Южном – около 32%, в Северо-Кавказском – 69%, в Сибирском – 77%, в Дальневосточном – 51%.
Одновременно
министерство занялось подготовкой к внедрению электронной медицинской карты
(ЭМК) и инициировало обсуждение минимального набора содержащихся в ней полей. «После этого, до конца 2013 г., всем, кто уже использует электронные медицинские карты, придется привести их к единому формату»
- говорит Роман Ивакин. Планируется, что
эталонная база электронных медицинских карт будет храниться на федеральном уровне, а регионы самостоятельно решат,
каким образом организовать к ней доступ – через облако или напрямую. В
министерстве пообещали обеспечить техническую возможность ведения ЭМК до конца 2013 г.
В начале марта
2013 г. членам Экспертного совета по вопросам использования
информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении был
продемонстрирован федеральный сервис «Взаимодействие лекарственных средств»
- первая информационная система
поддержки принятия решений для врачей, разработанная при участии Российской
академии медицинских наук, экспертов в области фармакологии и фармакопеи.
В списке
начатых работ есть и создание электронной медицинской библиотеки на базе РГМУ им. И.М. Сеченова. По словам Романа Ивакина, в настоящее время в ней содержится 2023 документа,
в основном,
диссертаций и авторефератов,
а число посетителей достигло 2000 человек в день.
Кроме того,
министерство намерено и дальше развивать телемедицину. К концу первого этапа
информатизации количество соответствующего оборудования в ЛПУ увеличилось в 4
раза (c 887 в 2009 г. до более 4000 в
2012 г. – данные Минздрава), и на первый план вышла задача научиться
использовать его в полную силу.
Ранее
представители Минздрава рассказали еще об одном направлении модернизации
здравоохранения – оснащении станций и машин скорой помощи системами обработки
данных с использованием оборудования ГЛОНАСС. В 2012 г. регионы получили на эти
цели 1,063 млрд руб., и к январю 2013 г.
подобная аппаратура появилась на 19302
автомобилях (95,4% от плана) и в 2552 диспетчерских (96% от плана). В 2013 г.
работы будут полностью завершены.
Планы и прогнозы
В ближайших
планах министерства – развитие федеральной электронной медицинской библиотеки, внедрение новых сервисов - выписка
электронного рецепта (2014 г.), получение электронной медицинской справки для
водителей и электронного больничного листа, аренда ЦОДа и защищенных каналов связи до всех 83 субъектов.
Несмотря на
то, что тема информатизации здравоохранения стала в последние годы чрезвычайно
горячей, отношение к достигнутым результатам – неоднозначным, а должность
ответственного за этот вопрос – практически расстрельной, очередной
ИТ-руководитель Минздрава довольно оптимистичен в своих прогнозах относительно
соблюдения прописанных в Концепции сроков. «С технической стороны, я думаю, проблем не будет, потому что мы знаем, что и как делать»,
- говорит он.
Но тут же отмечает, что
существует целый ряд сложностей, например, недобросовестные поставщики и несогласованность действий участников процесса на местах, а также отсутствие у регионов
опыта организации таких масштабных конкурсов в сфере информатизации здравоохранения.
По словам
Романа Ивакина, «рынок медицинских информационных систем (МИС) недостаточно зрелый: 95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки. Не готовы к таким масштабным переменам и регионы. В процессе модернизации они получили в среднем по 286 млн руб., из которых около 40-50 млн было потрачено не на развитие, а на поддержку решений. Теперь эти средства необходимо изыскивать ежегодно, а для этого надо научиться пользоваться полным тарифом ОМС».
Экспертные мнения
Эксперты
оценили усилия Минздрава по-разному. Некоторые критикуют сами подходы
министерства к информатизации отрасли. Например, по мнению Алексея Попова, президента федеральной уполномоченной организации
«Универсальная электронная карта», который
до мая 2012 г. работал директором ИТ-департамента правительства России, концепция,
разработанная министерством и утвержденная в 2011 г., равно как и федеральные
сервисы, не работают по вине самого же Минздрава, поскольку он обязан
предоставлять эти сервисы регионам бесплатно. Если этого не происходит, то регионам
приходится внедрять их за деньги, и, кроме того, все это не имеет связи с
центральной базой данных. Роль Минздрава, по его мнению, заключается в том,
чтобы при помощи ИТ-систем в здравоохранении по факту внедрить единые стандарты
оказания медпомощи. Если же в каждом регионе внедрены свои собственные системы,
то о единых стандартах говорить не приходится.
Павел Хилов, руководитель Экспертного центра
электронного правительства, ссылаясь на результаты опроса регионов, считает,
что министерству не удалось обеспечить необходимый уровень управления проектом
и методической поддержки.
«Могут
ли быть эффективно израсходованы средства при отсутствии качественного
системного проекта, отсутствии рынка и административно поддерживаемой монополии
одной компании, не имеющей опыта в медицинских информационных технологиях? – комментирует
Константин Суслов, генеральный
директор группы компаний ХОСТ. - Ответ
очевиден. Принесли ли пользу здравоохранению выделенные средства? Какую-то,
конечно, принесли. Ведь информатизация здравоохранения была недофинансирована
на протяжении всего своего существования и держалась на энтузиазме
руководителей некоторых МИАЦев и разработчиков информационных систем.
Выделенные средства позволили хотя бы купить компьютеры на рабочие места и
построить часть сетей».
«Стоит признать,
что тех темпов по созданию федерального сегмента ЕГИСЗ, которые были изначально
заявлены, достичь не удалось. На данном этапе из всего набора федеральных
сервисов, которые уже должны эксплуатироваться, можно выделить только портал
записи на прием к врачу. При этом портал ФЭР явно «сырой», в чем убедились и
мы, как разработчики, которым необходимо интегрировать с ним уже готовые и
работающие решения, и представители органов управления здравоохранения в
субъектах. Нестыковок масса, и очевидно, что создателям федеральных сервисов
предстоит еще очень много работы», -
продолжает Сергей Метелев, генеральный директор «Сван».
Другие считают, что пока рано
говорить о результатах – ведь с учетом масштабов планируемых преобразований выделенных
средств недостаточно. «По итогам финансирования первого
этапа практически все субъекты РФ разыграли конкурсы на создание региональных
фрагментов Единой государственной информационной системы здравоохранения
(ЕГИСЗ), - комментирует Владимир
Соловьёв, директор бизнес-центра «БАРС-Медицина» компании «БАРС Груп».
- Однако 30 млрд рублей, выделенных
для её построения, недостаточно. По нашим подсчётам, эта сумма покрывает
около 10% финансовой потребности для достижения целей первого этапа (с учётом
количества клиник и медицинских специалистов в РФ, а также рыночных цен на
оборудование и услуги в ИТ-сфере)».
«Выделенные
средства были направлены, главным образом, на создание необходимой
инфраструктуры – без этого никакая единая информационная система в масштабах
всей страны создана быть не может. А, принимая во внимание масштаб нашей страны
и уровень проникновения информационных технологий в целом, сумма эта не столь
уж и велика», - согласен с ним Николай
Зезюлинский, директор по развитию бизнеса ФОРС.
«Можно
констатировать, что для дальнейшей информатизации здравоохранения сделан
существенный задел, но пока что он выглядит в лучшем случае лишь фундаментом, а
общие контуры и конкретная планировка готовящегося к возведению на этой основе
«здания», равно как и дальнейшие перспективы финансирования остаются не слишком
ясными», - подводит итог Игорь Гридин,
генеральный директор «Аксимед».
Третьи, например,
член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной
политике Руслан Гаттаров, отмечают,
что несмотря на то, что на информатизацию здравоохранения потрачены
огромные средства, жизнь граждан пока не
изменилась – сервисы ЭМК и электронной
записи на прием к врачу доступны лишь незначительному их числу. Кроме того, до
настоящего времени не решены вопросы обеспечения сохранности персональных
данных и контроля доступа к ним на ЭМК, а реестр нормативно-справочной
информации существует лишь формально и фактически не ведется.
Но в целом настроение на рынке информатизации
здравоохранения за последний год изменилось от угрюмо-негативного к
умеренно-позитивному. «Можно по-разному оценивать результаты, но, безусловно,
программа создания ЕГИСЗ внесла оживление на рынок, - уверен Владимир Островский, руководитель проектов
по медицинским информационным системам InterSystems. - Многие серьезные игроки начали реализацию
проектов в регионах. В отрасли появились деньги, участники рынка проявляют
сдержанный оптимизм. Сейчас настроение на рынке разительно отличается от того,
что наблюдалось в 2011 и начале 2012 г, тогда преобладали растерянность и
напряженное ожидание, как изменится ситуация».
«Удалось повсеместно запустить проекты создания региональных
фрагментов, закуплено большое количество компьютерной техники, смонтированы
сети. Постепенно практическое здравоохранение начинает воспринимать ИТ как
необходимый инструмент в работе. Информатизация, по крайней мере в
государственном секторе, становится массовым явлением, - согласен с ним Александр Гусев, зам. директора по развитию
"К-МИС". - Вместе
с этим, уверенно говорить об эффективном и результативном освоении выделенных
миллиардов средств налогоплательщиков нельзя. В разных регионах эта
эффективность разная – от вообще отсутствия сколько бы заметных для
практического звена и населения результатов до частичных и требующих
дальнейшего закрепления и развития».