Спецпроекты

На страницу обзора
Следующий этап развития ИТ-сервисов для СМБ – пакетные предложения SaaS
Для массового проникновения облачных продуктов на рынок СМБ необходимо сформировать портфель решений, закрывающих все стандартные потребности малого предприятия. Чем именно занимаются российские СМБ и во сколько обойдется комплексная автоматизация этих процессов?

Развитие ИТ-услуг связывают с облачными технологиями, когда все бизнес-приложения поставляются сторонним провайдерам по модели Software-as-a-Service (SaaS). Сейчас этот тренд набирает оборот, и практически все крупные мировые вендоры вывели на рынок облачные версии своего ПО. Россия не является исключением. По итогам 2013 г. выручка 30 участников рейтинга CNews SaaS выросла на 58% и составила i9,5 млрд. На рынке представлены десятки SaaS-продуктов по различным категориям (CRM, ERP, BI и т.п.), и теперь вопрос заключается в том, как интегрировать все эти облачные системы между собой. В идеале должна работать модель интернет-супермаркета SaaS-продуктов, когда заказчик заходит на веб-сайт, собирает все необходимые ему сервисы (например, почтовый сервер, бухгалтерский учет, CRM), оплачивает их в один клик и получает готовую к работе инфраструктуру.

Кому это нужно?

В пакетных услугах SaaS прежде всего заинтересованы малые и средние фирмы. «Для СМБ необходимость закупки оборудования, его настройки и защиты очень часто являются непреодолимыми барьерами для локального развертывания, и единственным экономически возможным путем становятся аренда и использование SaaS-модели», – объясняет Константин Воронков, руководитель отдела Endpoint решений «Лаборатории Касперского». С другой стороны, SaaS-решения позволяют фирмам СМБ подняться на технологический уровень, который ранее был доступен только корпоративному сегменту, и за счет этого получить мощный инструмент в конкурентной борьбе с крупными игроками.

Корпорации считают публичные облака слишком рискованным вариантом, при этом финансовое положение позволяет им строить собственную инфраструктуру и разворачивать частные облака. «Крупный бизнес пока мало распробовал SaaS, – комментирует руководитель департамента продаж компании «Мегаплан» Виктор Шелике. – Большие компании в принципе реагируют на новые веяния с большим опозданием, потому что слишком велик риск, если вдруг новая технология себя не оправдает. Сейчас мы находимся в стадии, когда крупный бизнес уже знает про SaaS и хочет начать пользоваться, но широкого распространения этот подход еще не получил».

Потенциал сектора СМБ огромен. По данным Росстата, на конец 2012 г. в России насчитывалось более 2 млн малых и средних предприятий, совокупный оборот которых составил около i28,5 трлн. При этом проникновение ИТ среди таких фирм остается на низком уровне. Самой популярной сферой деятельности являются торговля и ремонт, к этому сектору относятся 39,2% зарегистрированных предприятий. Еще 20,3% фирм предоставляют услуги в сфере недвижимости. Остальные отрасли экономики представлены значительно скромнее.

Структура рынка СМБ

struktura_smb.png

Источник: Росстат, 2013

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство малых предприятий занято в сфере торговли и потребительских услуг. Как правило, это микро-фирмы с количеством сотрудников до 15 человек и оборотом в пределах i60 млн в год.

Базовые модули пакетного предложения

Какие именно приложения нужно включить в пакет SaaS-программ, чтобы заинтересовать владельца автомастерской, небольшой торговой точки, сервиса по ремонту? Во-первых, любому предприятию понадобится управлять финансовыми потоками, так как прибыль – это главный стимул для предпринимательской деятельности. Наиболее распространенная учетная программа среди СМБ – это решение . Малому предприятию потребуется лицензия для двух человек: руководителя бизнеса и бухгалтера. Стоимость такого решения в год обойдется в i18 тыс. («1С Бухгалтерия 8 Проф» для двух человек).

Кроме того, необходимо формировать налоговую отчетность и отправлять документы в ФНС, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Для 1С существует множество профильных предустановленных модулей, созданных различными разработчиками, перепад цены составляет примерно 2 раза. В частности, использование решения от «Калуги Астрал» обойдется в i6 тыс. в год, а продукт для отправки отчетов в налоговую инспекцию от компании «СКБ Контур» («Экстерн») – от i11,5 тыс. в год.

Второй по важности элемент ИТ-инфраструктуры малого предприятия – это управление взаимоотношениями с клиентами. Так как большинство фирм работает в сфере торговли или потребительских услуг (торговля, ремонт, недвижимость), они заинтересованы во внедрении системы, где аккумулируется информация о клиентах. Если клиентов до 50-ти, можно обойтись Excel, но если число контрактов более 100, необходимо специализированное решение. Выбор есть, например 1C, «Мегаплан», amoCRM, Microsoft Dynamics и т.д. Так как работа с клиентами – это основная деятельность, то количество пользователей системы CRM можно оценить как 10 человек и выше. Стоимость SaaS-лицензии на 10 пользователей в год будет варьироваться в пределах i50–200 тыс. в зависимости от стоимости решения.

Бизнес-направление Примеры решений Стоимость за год использования, iтыс.
Бухгалтерский учет + налоговая отчетность Бухгалтерия, Калуга-Астрал, Контурн.Экстерн 25–30
CRM БИТ.CRM, МегаПлан, amoCRM 50–200
Почтовый сервер Exchange Server 80
Виртуальная АТС Mango Office, Телфин.Офис 35
Хостинг сайта InSales 5–10
Всего: 195–445

В-третьих, с клиентами нужно как-то общаться: для этого можно использовать электронную почту (например, сервер Exchange), телефонную связь (наиболее экономичное решение – виртуальная АТС), интернет-сайт (то есть потребуются услуги веб-хостинга, инструменты для создания сайта или платформа для интернет-магазина). Стоимость «почтового» облака на 20 почтовых ящиков составляет около i80 тыс. в год. Виртуальная АТС позволяет поднять уровень телефонного обслуживания клиентов за счет таких функций, как многоканальный номер, запись разговоров, голосовые приветствия, перевод вызова, при этом физически все оборудование находится на стороне провайдера. Стоимость использования виртуальной АТС стартует от i35 тыс. в год. Хостинг сайта обходится недорого, цена составляет около i5 тыс. в год. Кроме того, можно воспользоваться специальной платформой для интернет-магазина, которая автоматически включает услуги хостинга. Лицензия и поддержка такой платформы на 100 товаров обойдется в i8,5 тыс. в год (к примеру, решение InSales).

Насколько это дорого?

Получается, что совокупная стоимость владения базовыми сервисами для малого бизнеса (15–20 человек) составляет около i200–450 тыс. Насколько эта сумма является «подъемной» для СМБ? Обратимся к статистике Росстата. В России 1,76 млн микро-бизнесов (число сотрудников до 15 человек), оборот которых составляет i8,45 трлн, или i4,8 млн в год на одно предприятие. В таком случае автоматизация по модели SaaS обойдется в 4–9% годового оборота. Следует отметить, что цены на облачные продукты постепенно снижаются, и нынешний бюджет не выглядит непреодолимым барьером.

Таким образом, на рынке есть продукты и есть потребители, которым они потенциально интересны. Тем не менее, уровень проникновение SaaS на рынке малых предприятий остается невысоким. В лучшем случае ИТ используется на уровне бесплатных общественных сервисов. Например, вместо почтового сервера Exchange пользователи работают с бесплатными ящиками «Яндекса» или Google, для видеоконференций применяют Skype, отправляют файлы через DropBox и т.д. «Если учитывать платные SaaS-сервисы, то их проникновение на рынке невелико, – рассказывает Виктор Шелике. – Да, почти в каждой компании есть сотрудники, которые пользуются Google Docs, но очень мало кто будет платить, если вдруг завтра они станут платными».

Однако бесплатные сервисы не способны закрыть такие бизнес-ниши, как управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) или организация многоканального телефона. Чтобы добиться успеха, облачным провайдерам придется вести «просветительскую» работу, разъясняя преимущества платных SaaS-решений для малого бизнеса. Для этого, в свою очередь, нужно собрать «кирпичики» SaaS в одно пакетное предложение.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее