Спецпроекты

На страницу обзора
В мобилизации лидируют 5 отраслей
Уровень использования мобильных устройств для решения задач бизнеса в российских компаниях пока довольно невысок. На фоне других в нашей стране выделяются банки, телеком, ритейл, страхование, энергетика. По мнению экспертов, Россия находится на пороге активного становления корпоративной мобильности.

По мере развития беспроводных технологий и совершенствования функционала мобильных устройств сфера их использования значительно расширилась. Современные смартфоны и планшеты предназначены уже не только для решения задач, связанных с личными коммуникациями, отдыхом и развлечениями, но и способны служить для работы. Несколько лет назад в западных компаниях сформировалась и получила яркое воплощение концепция BYOD (Bring Your Own Device – «возьми свое собственное устройство»): в ответ на потребность работников использовать персональные девайсы в служебных целях стали возникать корпоративные проекты мобилизации. Понемногу «семена» этой концепции прорастают и на российской почве.

Очевидные преимущества

Достоинства мобильных технологий отражены в самом их названии – они позволяют пользователям «умных» устройств и информационных систем не быть привязанными к тому или иному месту и делать свою работу одинаково эффективно везде: в офисе, дома, в командировке и т.д. Причем, благодаря достигнутому уровню мобильности, выполнять свои обязанности при необходимости можно не только в отведенное служебным расписанием время, но и в выходные, вечерами или даже в отпуске.

Динамика числа сотрудников, использующих смартфоны для работы, в мире, млн человек

dinamika_sotrudnikov.jpg

Источник: Good Technology, 2014

Мобильные технологии являются часто самым простым, быстрым и надежным средством сбора и передачи информации (причем, благодаря системам спутникового позиционирования и мобильным ГИС-приложениям – это еще и способ наиболее точно привязать данные к местоположению). Кроме того, эти технологии дают возможность практически моментально передавать новые задачи и необходимые данные тем сотрудникам, которые работают на выезде. «Это экономит существенные средства и время на перемещение людей, оборудования, запчастей и пр. А скорость реакции часто решает очень многое, особенно если речь идет о сбоях в работе критически важной инфраструктуры или общих затратах на поддержание ее работоспособности», – обращает внимание Сергей Щербин, заместитель генерального директора компании Esri CIS.

Отношение к BYOD, результаты глобального опроса
Позволяете ли вы сотрудникам использовать личные устройства для работы?

otnoshenie_k_byod.jpg

Источник: JIMMY Fund, Frost & Sullivan, 2014

Там, где непрерывный доступ сотрудников важен, где время реакции решает многое, там эффект достигается быстрее. Также мобилизация помогает там, где с ее появлением сокращаются какие-либо издержки, говорит Рустэм Хайретдинов, CEO компании Appercut Security. В пример эксперт приводит работу агента: ему не обязательно возвращаться в офис, чтобы оформить заказ. За то время, что он потратит на дорогу, он легко может отработать еще один заказ. Или еще пример легкого расчета экономии: официант принимает на планшете заказ, который в ту же секунду отправляется на кухню. Если считать, что запись заказа, поход на кухню и диктовка заказа занимает 5 минут, а за рабочую смену официант обслуживает за одним столиком последовательно 6 смен гостей, то экономятся полчаса, то есть время на обслуживание еще одной смены посетителей. При постоянной заполняемости легко вычислить окупаемость – в этом примере мобильность повышает эффективность приблизительно на 15%, считает Рустэм Хайретдинов.

Уровень мобилизации

Основной показатель распространения современных мобильных технологий – проникновение «умных» устройств, то есть смартфонов и планшетов. Согласно консенсус-данным ведущих аналитических компаний (IDC, Gartner, Forrester), на западных рынках доля планшетов, поставляемых в корпоративный сегмент, составила 12–13%, а используемых в модели BYOD – около 30%. Российский рынок планшетных компьютеров, по данным IDC, в 2013 г. в количественном выражении вошел в ТОП-3 в мировом рейтинге после США и Китая. По разным данным, в прошлом году в России продано от 6 до 7,2 млн планшетов. При этом, по оценкам Центра корпоративной мобильности компании «АйТи», корпоративные закупки составили не более 20–25 тыс. устройств, то есть около 0,3% от общего объема рынка.

«Уровень системной поддержки BYOD, обеспечиваемый не только административными политиками, но и использованием технических средств (систем управления мобильными устройствами и приложениями, средств безопасного доступа к корпоративным файловым ресурсам, и т.п.), охватывает не более 100–120 тыс. корпоративных пользователей (причем не только активных, но и номинально лицензированных соответствующими программными средствами), включая пользователей планшетов и смартфонов», – комментирует Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности «АйТи».

Передовики процесса

Отрасли, лидирующие в мобилизации, можно выявить, к примеру, по уровню использования услуг передачи данных. По данным компании МТС, финансисты лидируют по потреблению мобильного интернета – расходы на него составляют 28% всех затрат на связь. Далее идут представители энергетики и FMCG-компаний – соответственно, 23% и 21% затрат на мобильный интернет в общей структуре телекоммуникационных расходов. Меньше всех выходят в сеть с мобильных устройств представители госсектора.

BYOD в отраслях

byod_v_otraslyah.jpg

Источник: Good Technology, 2013

Сергей Щербина выделяет три группы отраслей, которые могут получить максимум преимуществ от мобилизации. Во-первых, это те отрасли, где имеется территориально-распределенная инфраструктура и где проводится работа на выезде: ремонты, проверка состояния объекта и пр. Например, это железнодорожный транспорт и электроэнергетика. Во-вторых, это все сферы деятельности, что связаны с необходимостью оперативно информировать об изменении обстановки или поступлении новых заказов. Например, курьерские и транспортные службы, такси, бригады медицинской помощи. В третьих, это такие отрасли, которые традиционно много инвестируют в ИТ, например ритейл, где мобильные технологии применяются в торговом зале, на складе при приемке товара и инвентаризации, а также для привлечения и удержания клиентов.

Эксперты считают, что в России на всех предприятиях, где развиты ИТ-сервисы в корпоративной среде, уровень корпоративной мобильности уже сравнительно высок. Сергей Орлик в качестве передовиков выделяет финансовый сектор (включая страхование), производство, ритейл, энергетику. «Компании в этих отраслях уже осознают не только важность получения оперативного доступа к актуальной информации, но и чувствуют степень распространенности мобильных устройств как среди руководства, так и среди линейных менеджеров и сотрудников», – отмечает специалист. При этом, по его словам, компании финансового сектора делают особый акцент на разделение личного и делового информационного пространства при использовании мобильных устройств, предъявляя высокие требования к безопасности.

Своя специфика есть у мобилизации в области спутникового ШПД. «Здесь задача персонала заключается, в первую очередь, в способности быстро выйти на связь, быстро развернуть и свернуть оборудование, причем оборудование должно быть достаточно компактным. Такой сценарий востребован во многих отраслях, например в строительстве, в медиа-бизнесе и других», – отмечает Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer.

Безопасность – сдерживающий фактор

Многие осторожные руководители, задумываясь о развитии корпоративной мобильности, вспоминают случаи потери электронных носителей. «Поэтому развитие мобильности тормозит, в первую очередь, опасение потерять важные для компании данные, риск ухода чувствительной информации», – считает Александр Клинцов. При этом обеспечение безопасной мобильной работы руководителей и сотрудников в российских компаниях пока находится на низком уровне, предупреждает Сергей Орлик. И подход «пока гром не грянет», по его словам, может в ближайшей перспективе сыграть с бизнесом злую шутку с точки зрения возможных утечек информации, а сегодня он не позволяет качественно повысить продуктивность работы и производительность труда работников всех категорий – от руководителей до широкого круга линейных сотрудников.

Рустэм Хайретдинов говорит о том, сфера реализации BYOD в России пока весьма ограниченная. «Конечно, высший и средний менеджмент уже читает корпоративную почту на смартфоне или планшете, но лишь небольшая часть из них может делать что-то большее, например, удаленно пользоваться корпоративными или ведомственными информационными системами, – рассуждает эксперт. – Даже если сделана минимальная интеграция корпоративных и ведомственных систем, то она скорее всего пассивна – есть возможность посмотреть отчет или документ, но нет возможности что-то сделать».

Если наличие мобильной электронной почты – это уже стандарт де-факто, то организация мобильного доступа к информационным системам пока только делает первые робкие шаги. «И здесь в противовес возможностям работать из любого места выступает безопасность, резонно противясь любой попытке выноса данных за пределы информационного периметра, особенно с помощью неконтролируемых каналов: GSM/3G/LTE или публичного WiFi», – резюмирует Рустэм Хайретдинов.

Других серьезных сдерживающих факторов нет, уверен Сергей Щербина. Он соглашается, что потенциал не исчерпан как в количественном плане, поскольку уровень оснащенности мобильными устройствами низок, так и в функциональном – технология используется для решения лишь некоторых задач, в то время как на рынке существует уже множество интересных предложений.

Светлые горизонты

Компании постепенно увеличивают свои оценки числа сотрудников, которым требуется мобилизация их деятельности, показывают опросы и исследования Центра корпоративной мобильности «АйТи». Однако доля тех компаний, которые уже используют соответствующие технологические решения, пока крайне низка.

Средний цикл принятия решения по внедрению систем управления корпоративной мобильностью занимает в России довольно продолжительное время – от полугода до года. «Бизнес-руководители уже стали это осознавать на собственном опыте, приоритезируя проекты мобилизации перед ИТ и ИБ-департаментами, – рассказывает Сергей Орлик. – Учитывая такой успешный опыт в сочетании с высокой зрелостью и функциональностью базовых системных и прикладных решений корпоративной мобильности, и главное – количеством проектов, находящихся на стадии реализации и пилотирования, можно с уверенностью сказать, что начался активный рост в данной области автоматизации бизнеса, который увеличивает свои показатели производительности труда за счет повышения личной продуктивности сотрудников и руководителей».

Три ключевых императива корпоративной мобильности неизменны: продуктивность работы, скорость принятия решений, безопасность работы с корпоративной информацией на мобильных устройствах. И распространение корпоративной мобильности – это лишь вопрос времени и эффективности продвижения ее преимуществ.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2014
Город Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора 2012 г., тыс. руб.
1 Москва 240 000
2 Москва 148 696
3 Санкт-Петербург 143 153
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2014 - м
Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора 2013 г., тыс. руб. Рост 2012/2013
1 258 000 7,5%
2 149 892 0,8%
3 113 316 -20,8%
Подробнее