Спецпроекты

На страницу обзора
Что такое корпоративная мобильность, и с чем ее едят

Какие существуют подходы к корпоративной мобильности? Что необходимо сотруднику, чтобы эффективно работать на смартфоне? Как найти решение, которое устроит и службы безопасности, и пользователей? На эти и другие вопросы отвечает CEO корпоративного мессенджера eXpress Андрей Врацкий.

В отличие от рабочего ПК и даже от ноутбука, смартфон находится рядом с сотрудником 24 часа в сутки, где бы он ни был, а push-уведомления приходят мгновенно. Именно поэтому оперативность мобильной работы превосходит любые другие форматы. Даже если сотрудник физически в офисе, но отошел от рабочего места (совещание, обед, перекур) — он автоматически вовлекается в решение задач и превращается в мобильного.

Gartner в качестве одного из главных стратегических трендов на 2022-й и последующие годы выделил Distributed Enterprise / Anywhere Operations, то есть способность сотрудников компании выполнять свои рабочие функции вне зависимости от того, где они находятся и какое устройство держат в руках.

Набор для мобильного сотрудника

Чтобы эффективно решать задачи на расстоянии от офиса, кресла и клавиатуры, всем сотрудникам компании нужны:

  • корпоративный мессенджер. Мессенджер — это кнопка №1 на любом смартфоне;
  • рабочая почта и календарь;
  • клиент корпоративных видеоконференций.

К общим корпоративным сервисам также можно отнести, например, кадровые инструменты, корпоративный портал, поддержку пользователей. Обычно их объединяют в единый раздел «Личный кабинет сотрудника».

То, какими будут остальные приложения, зависит уже от конкретных бизнес-задач, выполняемых каждым сотрудником. Диапазон широкий: от бизнес-аналитики и документооборота до специфических функций, таких как приложения для мобильных обходчиков, контролеров и других.

Прототип личного кабинета сотрудника

Вопросы безопасности

В зависимости от компании, ее подходов к информационной безопасности, контролю периметра и требований к сертификации, заказчики отвечают на несколько ключевых вопросов:

  • Запрещен ли общедоступный App Store, требуется ли установка только из корпоративного магазина приложений?
  • Требуется ли контейнеризация данных, то есть запрет на экспорт данных, их выгрузку, сохранение и пересылку в другие приложения?
  • Требуется ли корпоративный контроль действий пользователей, их доступов, контроль утечек?
  • Требуется ли дополнительная защита канала передачи данных?
  • Требуется ли сертификация на обработку персональных данных или коммерческой тайны?

Чем больше ответов «да», тем больше компании нужна отдельная платформа корпоративной мобильности.

Корпоративные и личные мобильные устройства

Десять лет назад считалось, что мобильная работа возможна только с корпоративных устройств, то есть тех, которые приобрела и выдала сотруднику компания. Как итог, все ходили с двумя телефонами. Позже ситуация постепенно выровнялась, и сегодня корпоративные устройства выдают только мобильным сотрудникам узкой специализации (планшеты для руководства компании, мобильные устройства для продавцов и персонала «в полях»), а подавляющее большинство сотрудников имеют в руках только собственный смартфон (BYOD).

Решением для корпоративных устройств исторически являются оболочки MDM/EMM (Mobile Device Management / Enterprise Mobility Management). Они же исторически не прижились на личных смартфонах и планшетах в силу слишком широких прав и полномочий, которые требуется передать корпоративному ИБ и ИТ. Фактически смартфон перестает принадлежать сотруднику на 100%, что вызывает понятное отторжение пользователей. В результате глубина проникновения MDM на личных устройствах крайне редко превышает отметку в 5-10%.

Для личных устройств, очевидно, требуются иные подходы к мобильности, не предполагающие вмешательства в личные области смартфона (включая контакты, галерею, файловую систему, профили пользователя). Единственным приемлемым подходом как для службы безопасности, так и для пользователей, является контейнеризованный супер-апп: большое защищенное приложение, сочетающее в себе все необходимые сотрудникам инструменты..

Нативная разработка или мультиплатформенный Web

Традиционным подходом до недавних пор являлась разработка нативных приложений с отдельными клиентами для iOS и Android/Harmony. Это фактически две отдельных ветки разработки, публикации и обновления приложений.

Сегодня на передний план выходит концепция гибридных приложений, где лишь часть кода (оболочка) написана на нативных инструментах, а остальное внутри нее -– веб-аппы. Это еще один ключевой тренд Gartner, который стоит упоминания — Composable Applications, то есть модульные приложения. К примеру, так устроены популярные розничные приложения, такие как «Яндекс.Еда» или Ozon.

Аналогичный гибридный подход становится все более популярен и для внутрикорпоративных приложений. Это серьезная экономия как бюджетов на разработку, так и времени на публикацию и апдейты.

Подведем итоги

Идеальным решением для компании или корпорации стала бы платформа мобильности, которая:

Добро пожаловать в eXpress: платформу коммуникаций и мобильности, которой доверяют крупнейшие корпорации страны.

Стандарт корпоративных коммуникаций. Главное об eXpress


Интервью обзора

Рейтинги

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики корпоративных мобильных приложений 2021
№ 2021 Название организации Выручка в 2021 г., ₽тыс., с НДС*
1 Айтеко 2 374 500
2 65apps 1 654 400
3 Redmadrobot (1) 1 228 576
Подробнее