Свой ответ на вопрос, какие технологии в большей степени повлияют на современный
бизнес, дает исследование
компании IBM под названием Tech Trends. По данным аналитиков «голубого гиганта», в ближайшем
будущем трансформировать бизнес будут четыре технологии, ведь именно их
эффективное внедрение позволит предпринимателям превзойти своих конкурентов.
Интересен
тот факт, что более 70% опрошенных планируют увеличить свои вложения в
мобильные решения, в то время как дополнительные инвестиции в бизнес-аналитику
ожидаются только в 50% случаев. При этом на развивающихся рынках, к коим
исследователи относят и
Россию, эффект от применения новых технологических
решений оказывается буквально моментальным.
Так что же сдерживает
внедрение технологических инноваций современными компаниями? Главным камнем
преткновения является дефицит квалифицированных кадров. На втором месте –
вопросы безопасности и защиты информации, которые в большинстве компаний пока
не решены.
Малый бизнес ждет
Интересный факт выявило другое исследование,
проведенное компанией Harris Interactive и
банком Bank of the West. Как показал
опрос владельцев малого бизнеса в различных странах, все игроки заинтересованы
в дальнейшем внедрении мобильных технологий, но находятся в состоянии ожидания.
Чтобы быть уверенными в успехе, им нужно, чтобы кто-либо из предпринимателей их
класса купил и порекомендовал ту или иную технологию.
Какой рост могут
дать мобильные решения?
Источник: Harris Interactive, 2012 г.
Впрочем,
благодаря не слишком жесткому регулированию (по сравнению с крупными
корпорациями), мобильные технологии уже прижились в сегменте SMB. Так, 88% предприятий из сегмента малого бизнеса применяют
приложения и программы для телефонов, смартфонов и планшетов, а также другие
мобильные технологии в повседневной работе. По данным Harris
Interactive, самыми популярными остаются средства
цифровых коммуникаций и совместной работы. За ними следуют приложения для
организации рабочего времени, например календари и приложения-органайзеры.
Наконец, замыкают тройку лидеров средства GPS-навигации.
На
вопрос, как лучше всего применять мобильные технологии, владельцы небольших
компаний ответили по-разному. Однако большая их часть отметила, что самый
высокий потенциал применения мобильных технологий связан с оптимизацией
маркетинга, а также проведением платежей и ведением клиентской базы на
мобильных устройствах. В результате те бизнесмены, которые инвестировали в
мобильность, получили ожидаемый результат или даже более масштабный возврат
средств за счет улучшения взаимоотношений с клиентами.
Медийные компании идут вперед
Настоящий прорыв в области мобильности показали
издательские дома
США и Канады. По результатам исследования аудит-бюро Alliance
for Audited Media, включившего в себя мнения топ-менеджеров медийных компаний,
у них уже произошел прорыв в сфере мобильности. Три года назад предложением
мобильного контента могли похвастаться всего 51% респондентов, а сегодня их уже
свыше 90%! Более того, оставшиеся 10% сообщили в свои ответах, что намерены
начать распространение мобильного контента уже в 2013 г. Так что исключений в
США и
Канаде не предвидится.
Американские
издатели создают мобильные приложения
Источник: Alliance for Audited Media, 2012 г.
В
любом случае, издателям, стремящимся к максимальному охвату аудитории,
приходится распространять контент для значительного количества платформ. В
результате 87% издательств создают/имеют приложения для iPad, 85% – для iPhone
и 75% – для Android. При этом для iOS в большей части
случаев предусмотрено даже не два, а 3–4 различных приложения.
Ожидания на данном
сегменте рынка – позитивные, и к концу 2014 г. издатели ждут удвоения доходов
от своих изданий для планшетов и смартфонов.
BYOD и прочие риски
Вообще
на всех сегментах рынка компании признают, что
мобильные технологии сулят
бизнесу немалые преимущества. И именно поэтому рынок мобильных приложений (как
нативных, так и веб-) испытывает сегодня колоссальный рост. Но при всем этом
бизнес признает высокий уровень рисков, связанных с внедрением мобильности.
Так,
исследование State of Mobility компании Symantec в очередной раз доказало
переход к активному использованию мобильных технологий: рост их популярности в
организациях отметили 86% респондентов, а 59% респондентов подтвердили, что они
работают с важными бизнес-приложениями через мобильные телефоны или планшеты.
«Мобильные
технологии изменили понятие
рабочего места. Если раньше это было огороженное
помещение со стенами и охраной, находиться в котором могут только сотрудники
компании, то сегодня ничего этого нет, а рабочее место находится там, где
мобильный телефон или планшет сотрудника. И все корпоративные данные вместе с
этими устройствами выходят за пределы охраняемого офиса, порождая новые риски.
В такой ситуации у служб информационной безопасности появляется желание
запретить использование любой корпоративной информации на мобильных
устройствах. На наш взгляд, можно обойтись без таких запретов, но пусть это
будет на ваших условиях – с соблюдением всех необходимых политик», –
прокомментировал опубликованный отчет
Андрей
Вышлов, глава представительства
Symantec в России и
странах СНГ.
В
действительности 41% респондентов указали, что
мобильные устройства составляют
один из трех основных источников
ИТ-рисков. Они могут быть связаны с различными
направлениями, например потерей и кражей устройств,
утечками данных,
неавторизованным доступом к корпоративным ресурсам с мобильных устройств, и
даже загрузкой
вредоносного ПО в корпоративную сеть – как случайной, так и
злонамеренной.
Что
касается BYOD (Bring Your Own Device – принеси свое собственное устройство),
популярное ныне использование личных мобильных устройств для работы несет свои
сложности для организаций. С одной стороны можно говорить об эффективном
драйвере индустрии, ведь работать со своего удобного
смартфона – это как
минимум логично, удобно и выгодно для начальства. Однако такой подход требует
от организации проработки особых решений по обеспечению безопасности,
позволяющих управлять устройством, устанавливая границы между личной и
корпоративной информацией на нем. И пока подобный контроль без ущерба личным
данным сотрудника и его удобству реализован лишь в небольшом количестве
компаний.
Чего ждут
предприниматели от мобильных решений?
Источник: Harris Interactive, 2012 г.
«На
мой взгляд, разговоры о том, что нужно позволить сотрудникам пользоваться
на
рабочем месте своими собственными устройствами с целью экономии средств
компании содержат определенную долю лукавства. В этом случае не учитываются
затраты на управление этими устройствами и обеспечение безопасности, которые
ввиду разнородности платформ будут огромны! С точки зрения совокупной стоимости
владения, компаниям, задумывающимся об использовании мобильных для бизнеса,
по-моему, дешевле потратиться на приобретение единообразных корпоративных
мобильных устройств. При массовой закупке они обойдутся относительно недорого,
а схема управления парком однотипных
гаджетов будет совершенно понятна и
прозрачна. Да и с
юридической точки зрения гораздо проще управлять устройством,
являющимся собственностью предприятия, а не сотрудника», – отмечает
Наталья Касперская, генеральный
директор
InfoWatch.
Впрочем, несмотря на
риски и опасности, мобилизация бизнеса идет полным ходом: создаются новые
приложения, удобные сервисы и разрабатываются схемы обеспечения безопасности. И
пока одни предприниматели ждут, другие успевают вырваться вперед, применяя
новые технологии – пусть пока еще сырые и небезопасные. Говоря другими словами,
в сфере мобильности сложилась следующая ситуация: «Кто не рискует, тот не пьет
шампанского». И гонка за мобильностью будет продолжаться в ближайшие годы с еще
большей ожесточенностью.