Спецпроекты

На страницу обзора
Антон Захарченко, T1 Cloud: Облака и традиционные ИТ — это как такси и частный автотранспорт 

В ближайшие годы T1 Cloud планирует занять одну из лидирующих позиций на облачном рынке за счет новых сервисов на базе собственных разработок «Группы Т1», рассказал CNews директор по стратегии облачного бизнеса компании Антон Захарченко. Одну из ключевых ролей в этом процессе призвана сыграть платформа для разработчиков «Сфера». Кроме того, T1 Cloud готов приземлять к себе цифровых мигрантов из иностранных облаков и компании, которые решили отказаться от онпрем решений и воспользоваться услугами внешнего провайдера ввиду дефицита ИТ-оборудования. Однако поставщики облаков и сами испытывают сложности с расширением, так как сроки поставок и цены на железо увеличились, уточняет собеседник CNews. В целом, по итогам года на рынке облаков ожидается замедление темпов роста, однако этот сегмент по-прежнему будет чувствовать себя лучше, чем ИТ-индустрия в целом.

Антон ЗахарченкоT1 Cloud

Облачная стратегия T1 Cloud

CNews: Вы пришли в облачный бизнес T1 осенью прошлого года, расскажите, какие задачи поставило перед вами руководство?

Антон Захарченко: Передо мной была поставлена задача разработать модель развития, чтобы вывести T1 Cloud в число лидеров рынка. В конце 2021 г. мы подготовили стратегию, которая предполагает два направления развития облачного бизнеса, один из которых был выбран в качестве приоритетного.

Во-первых, внутри «Группы T1» мы являемся центром экспертизы по инфраструктуре и поставщиком ресурсов для развития продуктов, то есть все решения внутри холдинга должны запускаться в виде облачных сервисов. Вторым стратегическим направлением для нас было значительное расширение присутствия на рынке. У T1 Cloud уже были крупные контракты, однако за пределами существующих клиентов наша экспертиза не развивалась. Именно по этому направлению перед нами поставлена задача сделать качественный скачок вперед. В течение 4 лет мы планируем занять не менее 10% облачного рынка России и оказаться в пятерке ведущих провайдеров.

CNews: Стратегия как-то корректировалась в связи с изменением ситуации в феврале?

Антон Захарченко: Конечно, какое-то время была неопределенность максимального уровня – никто не понимал как будет далее функционировать рынок и как будут строиться взаимоотношения с иностранными вендорами. Сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что наиболее пессимистичный сценарий не реализовался: мы видим, что ИТ-оборудование и ПО можно приобрести. Однако поменялись цепочки поставок, что ведет к удлинению сроков и влияет на планирование. Кроме того, растут цены, и это связано не столько со скачками курсов валют, сколько с усложнением логистики и проблемами с поддержкой. На этом фоне санкционная устойчивость оказалась вопросом первостепенной необходимости. Так как облака были построены с использованием решений иностранных вендоров, пришлось выстраивать собственную линию поддержки, нанимать партнера с нужной экспертизой и в некоторых случаях набирать новых людей в штат для того, чтобы обеспечить непрерывную эксплуатацию и оперативно решать технические проблемы на своей стороне. С учетом этих новых факторов сейчас мы вносим коррективы в нашу стратегию.

CNews: Расскажите, какие облачные сервисы T1 Cloud уже оказывает и кто является вашими основными заказчиками?

Антон Захарченко: Большую часть выручки формирует IaaS, кроме того, вместе с инфраструктурой также реализуется ряд дополнительных сервисов, например, backup или резервная площадка, а также сервисы информационной безопасности.

Краткая биография

Антон Захарченко, Т1 Cloud

  • В 2006 г. окончил Национальный Исследовательский Ядерный Университет МИФИ (бывший Московский Инженерно-Физический Институт) по специальности «Медицинская физика»
  • В 2017 г. прошел обучение по программе MBA со специализацией в области построения бизнеса облачных провайдеров.
  • С 2005 г. работал ведущим инженером в научно-производственном объединении «Национальное Телемедицинское Агентство».
  • С 2008 г. занимал ряд должностей – от инженера до директора центра облачных решений – в системном интеграторе NVision Group (входит в группу МТС).
  • В феврале 2018 г. был назначен директором по стратегии облачного провайдера #CloudMTS.
  • В декабре 2018 г. становится генеральным директором «ИТ-Град» и 1Cloud.
  • С 2020 г. – директор по стратегии Т1 Cloud.

С точки зрения размера клиентского бизнеса, у нас есть несколько крупных заказчиков, на которых приходится существенная часть выручки, есть довольно много клиентов из среднего сегмента, которые формируют около половины выручки. И также в нашем облаке есть некоторое количество представителей СМБ, но в целом для нас это направление не является ключевым. В отраслевом разрезе среди наших заказчиков представлен банковский сектор, есть несколько крупных госконтрактов. Кроме того, мы изучаем возможность участвовать в платформах ГЕОП и Гостех в качестве поставщика решений для госсектора.

CNews: Одно из наиболее перспективных направлений в облаке это PaaS. Компании, которые уже вышли в этот сегмент, демонстрируют огромный рост бизнеса. Что T1 Cloud уже сейчас может предложить в этой области и каковы ваши планы по расширению линейки продуктов?

Антон Захарченко: Сейчас мы обслуживаем несколько частных инсталляций Kubernetes, и в дальнейшем планируем вывести аналогичный сервис в публичное облако. В данный момент мы находимся в процессе создания внутренней облачной платформы, которая включает в себя автоматизацию, биллинг и платформенные сервисы, и через некоторое время эта платформа будет представлена внешнему рынку.

Отдельно я бы хотел выделить решение под названием «Сфера», которое включает в себя набор инструментов и методологий для команды разработчиков. Это разработка Т1 Консалтинг. C помощью этой платформы можно быстро развернуть контейнер разработки в облаке с необходимым количеством ресурсов и различными средами (тестирования, разработки, интеграции и т.д.). «Сфера» обеспечивает необходимое распределение ролей, данных и зон ответственности для эффективной работы фабрики производства поверх облака без необходимости заниматься инфраструктурными вопросами по организации ИТ-ландшафта. Данное решение уже опробовано на одном из крупных заказчиков, и в настоящий момент T1 Cloud занимается его миграцией в публичное облако, происходит доработка с точки зрения сетевых доступов, multi-tenancy. В ближайшее время «Сфера» станет доступна любым коммерческим заказчикам.

CNews: Можно ли количественно измерить, каким образом «Сфера» повышает эффективность бизнеса и сокращает время вывода новых продуктов на рынок (time-to-market)?

Антон Захарченко: Если говорить о техническом выделении ресурсов и создании среды под отдельную команду разработчиков, то время для выполнения этой задачи сократилось до нескольких часов, хотя ранее на это требовалось от нескольких дней до недели.

CNews: Продажи PaaS растут опережающими темпами по отношению к IaaS, с чем связан такой всплеск интереса к платформенным инструментам?

Антон Захарченко: Рынок платформенных инструментов сложно измерять, так как очень редко клиенты приобретают PaaS отдельно. Согласно нашей практике, любой контракт строится по принципу пирамиды – если клиент заказывает PaaS, то, скорее всего, вместе с ним он приобретает слой инфраструктуры, куда он переносит часть своих сервисов для интеграции с приобретенными инструментами PaaS. В связи с этим в финансовой статистике два этих направления трудно разделимы. Однако действительно, именно здесь мы видим одно из наиболее перспективных направлений роста.

Антон Захарченко, T1 Cloud: В конце 2021 г. мы подготовили стратегию, которая предполагает два направления развития облачного бизнеса, один из которых был выбран в качестве приоритетного

Прорыв в этой области связан с общим ростом доверия к облакам и желанием отказаться от затрат на непрофильную экспертизу. Если раньше бизнес предпочитал держать в штате специалистов по всему технологическому стеку, начиная с железа, то теперь заказчик стремится максимально отдать внешнему сервис-провайдеру непрофильные функции. Изменения можно проиллюстрировать на примере автоперевозок: вначале автомобиль приобретали в собственность и обслуживали за свой счет, далее появилась возможность лизинга с внешней техподдержкой, и финальной точкой развития этой концепции является сервис такси, когда вы платите только за время поездки. Этот вариант сильно упрощает и делает передвижение на автомобиле доступным для многих. Увеличение возможностей позволяет подстроиться под большую аудиторию, удовлетворять любые запросы и потребности. Аналогичная история произошла в мире ИТ. Даже если мы говорим о компании, бизнес которой связан с технологиями, в некоторых случаях ей проще нанять команду разработчиков и арендовать внешнюю экспертизу для обслуживания нижних слоев ИТ-инфраструктуры. Такой подход не всегда оказывается дешевле, но он проще в организационном плане, при этом качество сервиса гарантируется договором.

CNews: Помимо эффективности и качества услуги важным фактором является защита информации в облаке.

Антон Захарченко: Людей можно условно разделить на две категории – те, кто верит в технологии, и те, кто верит в процессы. Но на самом деле, оба подхода дополняют друг друга. Облачные решения также безопасны, как и локальные. Скорее это вопрос привычки – раньше считали более комфортным, когда решение развернуто на собственных мощностях. С точки зрения технологии и процессов существенной разницы нет, так как в любом случае применяется определенная ролевая модель, проводится аудит доступа, осуществляется разграничение сетевых сегментов. Единственный сегмент, который на текущий момент всегда должен располагаться локально, это информация, связанная с гостайной, и в этом случае применяется гальваническая развязка с отключением от всех сетей, включая, в некоторых случаях, даже электричество.

Таким образом, вопрос об уровне ИБ обусловлен не выбором между онпрем и облаком, а внутренними политиками безопасности, которые определяют, насколько серьезно в компании относятся к вопросу защиты. В нашем облаке представлен целый ряд инструментов ИБ, включая WAF (Web Application Firewall), обычный файерволл, защищенные шифрованные каналы, антивирус, решения для предотвращения утечек данных, так что настройка защиты находится целиком в руках департамента ИБ.

Изменения на рынке в 2022 г.

CNews: Как изменился спрос на облака весной этого года?

Антон Захарченко: Да, действительно, в марте возросло количество запросов, особенно со стороны пользователей иностранных облаков, и мы помогли многим заказчикам, которым требовалось оперативно «приземлить» ИТ-системы на локальные ресурсы. Компании, работающие с риском, применяют концепцию multicloud, то есть раскладывают яйца в разные корзины, разнося сегменты своего облака между различными провайдерами. Таким образом, заказчик обеспечивает не только технологическую отказоустойчивость, но также защищается от финансовых и рисков, связанных с внезапными ограничениями. Для таких клиентов достаточно было переместить ресурсы на резервную площадку. В более уязвимой ситуации оказались компании, которые из соображений экономии пользовались услугами одного поставщика.

Дополнительно интерес к облакам подогрел дефицит оборудования. Компании, которые планировали расширение ИТ-инфраструктуры, были вынуждены либо замораживать проекты в силу неопределенности с поставками железа, либо искали замену физическим ресурсам у облачных провайдеров. Спрос со стороны таких клиентов был даже еще более высоким, чем у мигрантов из западных облаков.

CNews: Рост спроса ведет к росту цен. Какова была ваша ценовая политика?

Антон Захарченко: Изменения в стоимости услуг были связаны не с объемом спроса, а с изменившимися издержками: затратами на аренду дата-центров, электричество, покупку лицензий и компонентов, необходимых для технического обслуживания. В изменившихся условиях мы пересчитали экономическую модель, чтобы не оказаться в убытке, и соответствующим образом скорректировали цены – среднее повышение составило около 30%.

Сейчас мы рассматриваем возможность расширения через закупку оборудования, а также изучаем возможность замены части вендорского ПО на open source. При этом необходимо помнить, что софт с открытым кодом является только условно бесплатным, его внедрение также требует соответствующей экспертизы, которая может обходиться достаточно дорого. Мы постоянно работаем над оптимизацией стоимости и ищем максимально эффективные с экономической точки зрения решения, не забывая про техническую надежность и производительность.

CNews: Спрос на облака упирается в нехватку физических ресурсов. Как вы решаете проблему расширения облаков в условиях дефицита оборудования?

Антон Захарченко: Так как в конце года была принята стратегия развития облачного бизнеса, у нас было понимание того, как T1 Cloud будет расширяться в 2022 г., поэтому мы заранее искали площадку, которой нам хватит на ближайшие два года. При этом стоимость аренды ЦОД в апреле выросла на 50%, так как провайдеры учитывают в себестоимости услуги цены на инженерное оборудование, которые значительно выросли из-за ухода иностранных вендоров. В целом мы видим, что из-за промедления поставок оборудования откладываются сроки запуска новых объектов, в результате чего на рынке формируется дефицит ресурсов ЦОД.

CNews: Расскажите, как с технологической точки зрения реализовано облако T1 Cloud.

Антон Захарченко: На данный момент наше облако развернуто на двух площадках в Москве, это дата-центры DataPro и IXcellerate, кроме того, мы изучаем спрос на предмет размещения в региональных ЦОД. Мы приняли принципиальное решение не заниматься строительством собственных центров обработки данных, так как наша экспертиза сконцентрирована в области обслуживания инфраструктуры и далее по вверх по стеку, поэтому в дальнейшем мы планируем развивать партнерство с операторами colocation.

В области виртуализации до нынешнего года большая часть стека базировалась на технологиях VMware, которые были привлекательны как с точки зрения цены (на больших объемах инсталляций расценки ниже), так и с точки зрения наличия квалифицированных специалистов. Кроме того, у нас есть отдельный сегмент на open source решениях (модифицированный OpenStack, дополненный отдельными компонентами собственной разработки). Используемый парк оборудования достаточно разнообразный, начиная от классических «мастодонтов» Cisco и NetApp и заканчивая набирающим популярность Huawei (включая и серверы, и СХД). Такая мультивариантность формирует экспертизу, позволяющую перенести в облако любого клиента с любой инфраструктуры.

CNews: Как вы планируете далее обслуживать инфраструктуру, построенную на решениях иностранных вендоров?

Антон Захарченко: У нас уже был опыт, когда один контроллер известного вендора вышел из строя, однако производитель заявил, что более не будет работать с Россией, поэтому одномоментно контракты «превратились в тыкву». Мы обратились к локальному дистрибутору, у которого был опыт обслуживания подобных систем и соответствующие специалисты в штате, и силами местного партнера смогли найти необходимые компоненты и восстановить работоспособность системы с заданным уровнем отказоустойчивости. Я бы подчеркнул, что все специалисты, ранее работавшие у вендоров, по-прежнему находятся в России, а сложность заключается в доступе к базам знаний и запасным компонентам. Таким образом, сервисное обслуживание по-прежнему доступно, однако изменились сроки поставки ЗИП и стоимость: если ранее решение проблемы требовало одного рабочего дня, то теперь на эту же задачу нужно закладывать до двух недель. Такие ситуации возможны, поэтому мы стараемся к ним заранее подготовиться: у нас есть экспертиза по обслуживанию, поддержка недавно вошедшей в «Группу Т1» компании «Сервионика», а кроме того, помогает то, что облачная архитектура предусматривает определенный уровень резервирования. Но поддержка некоторых систем стала настолько дорогой, что более целесообразным оказывается миграция на новые решения.

CNews: На каком оборудовании и системном ПО вы планируете расширять облако T1 Cloud?

Антон Захарченко: В начале мы рассчитывали на дружественных производителей из Китая, однако они опасаются вторичных санкций и избегают прямых поставок – так, Huawei прекратил поставки оборудования в Россию с 28 марта. Ищем новых партнеров и производителей.

CNews: Готовы ли вы использовать российское железо при строительстве облаков?

Антон Захарченко: Мы готовы использовать российские компоненты, которые отвечают критериям совместимости, производительности, экономической эффективности. Пока рано говорить о независимости локального производства, требуются поставки компонентов, изготовленных в Восточной Азии. Даже вендоры, которые изготавливают печатные платы и корпуса, используют внешние компоненты (память, контроллеры, процессоры), которые «прилетают» в Россию от зарубежных поставщиков. Зато у наших специалистов нет сомнений в том, что оборудование на основе этих элементов будет работать на нашей инфраструктуре.

CNews: Выгоднее завозить иностранное оборудование через параллельный импорт или приобретать отечественные продукты?

Антон Захарченко: Если в KPI прописано импортозамещение, то, конечно, имеет смысл закупать российское железо. Если же стоит задача повышения экономической эффективности и снижения тарифов для рынка, то импорт зарубежных продуктов представляется более выгодным направлением. Но следует помнить, что наша целевая аудитория включает компании с госучастием, которым необходимо выполнять требования по использованию российских продуктов. Так, уже сейчас мы внедрили разработки компании Yadro, изучаем возможность сотрудничества с компанией «Аквариус». Если говорить о программном уровне, то наша облачная платформа уже зарегистрирована в реестре российского ПО.

CNews: С одной стороны, наблюдается рост интереса к облачным технологиям со стороны бизнеса ввиду нехватки оборудования и миграции из западных провайдеров, с другой – в российской экономике ожидается спад по итогам года. Какой из этих трендов в итоге «перевесит» и каков ваш прогноз по динамике облачного рынка по итогам 2022 г.?

Антон Захарченко: В марте IDC прогнозировало падение практически во всех сегментах российского ИТ-рынка – кроме ИТ-услуг. Там ожидается рост на уровне 8%. Будем на это ориентироваться. В целом, облачный сегмент будет чувствовать себя лучше, чем другие направления ИТ-индустрии, так как бизнес будет в приоритетном порядке переводить нагрузки в облака.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS 2022
№ 2021 Компания Выручка IaaS в 2021г., ₽тыс. с НДС
1 Softline*(1) 10 007 646
2 Ростелеком (2) 8 779 200
3 SberCloud (3) 7 360 520
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS 2022
№ 2021 Компания Выручка SaaS в 2021г., ₽тыс. с НДС
1 Softline* (1) 23 783 911
2 СКБ Контур (2) 22 000 000
3 Тензор (2) 9 435 128
Подробнее